Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:02, реферат
Экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.
Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий.
Введение 3
Глава 1. Экономика знаний: сущность, основные черты 4
1.1 Понятие и сущность экономики знаний 4
Глава 2. Оценка развития экономики знаний в РБ……………………………7
2.1 Экономика знаний в Республике Беларусь 7
Глава 3. Перспективы развития экономики знаний в РБ……………………11
3.1 Пути преодоления проблем развития экономики знаний в РБ……….11
Заключение…………………………………………………………………… 15
Список использованных источников ..16
· Количество пользователей сети Интернет (в пересчете на 1 тыс. населения).
В качестве источника данных используются, прежде всего, базы данных Всемирного банка, ЮНЕСКО и МСЭ, в отдельных случая – национальная статистика.
В 2012 г. наивысшие места в рейтинге KEI заняли Швеция (1), Финляндия (2), Дания (3), Нидерланды (4), Норвегия (5). Россия расположилась на 55 месте, Украина – на 56, Казахстан – на 73. Исследователи Всемирного банка рассчитали индексы KEI и KI также и для Беларуси. Согласно отчету за 2012 г., Республика Беларусь занимает 59 место в рейтинге (индексы KEI и KI составляют 5,59 и 6,62 соответственно). По сравнению с 2000 г. ее рейтинг в индексе KEI вырос на 11 позиций (в основном за счет Индекса экономического и институционального режима, а также Индекса ИКТ) так что Беларусь вошла в десятку стран с наиболее динамично развивающейся экономикой знаний. Наименее успешным субиндексом Беларуси продолжает оставаться Индекс экономического и институционального режима, наиболее успешным – Индекс инновационной деятельности (см. таблицу).
Рисунок 1 - Рейтинг и показатели Беларуси по KEIи KI
Ключевым ресурсом развития экономики знаний выступает высокоразвитый человеческий капитал. Благодаря активной политике, направленной на стимулирование экономического роста, Беларусь сумела сохранить достаточно высокий уровень развития человеческого капитала и осуществляет мероприятия по его увеличению. Так, по отношению к государствам СНГ Республика Беларусь имеет наибольшую долю человеческого капитала в национальном богатстве и по абсолютному его параметру на душу населения уступает только России.
Однако необходимо учитывать,
что данные параметры можно использовать
как ориентировочные, позволяющие количественно
оценить, например, человеческий капитал,
при этом целесообразно учитывать и качественные
параметры: творческий потенциал, формирование
всесторонне развитой личности и т.д. Поэтому
при формировании новой экономики государственные
приоритеты должны смещаться в сторону
укрепления здоровья населения, развития
способностей человека, обеспечения достойных
условий его жизни и быта. Сегодня задача
заключается в том, чтобы в условиях формирования
новой экономики не только закрепить имеющиеся
положительные тенденции, но и достичь
более высоких параметров по другим важнейшим
направлениям. Следовательно, Беларусь
обладает достаточно высоким уровнем
человеческого капитала, который позволит
осуществить прорыв в формировании новой
экономики при создании соответствующих
условий. Для этого, как показывают результаты
комплексного анализа, следует ликвидировать
пробелы в формировании эффективного
механизма инвестиционно-инновационной
составляющей экономики. Таким образом,
развитие Республики Беларусь по пути
формирования новой экономики – экономики
знаний – редполагает разработку механизма
и инструментов мотивации инновационно-инвестиционной
деятельности, а также разработку комплекса
конкретных мероприятий, направленных
на стимулирование внедрения новых достижений
науки и техники; интеграцию науки и производства;
создание новых организационно-правовых
структур; формирование работника нового
типа (профессионального, образованного,
творческого), способного использовать
сложные технико-информационные системы;
создание благоприятной для инновационно-инвестиционной
деятельности институционально-правовой
среды посредством формирования научно-образовательно-
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РБ
3.1. Пути преодоления проблем развития экономики знаний в РБ
В настоящее время в Республике Беларусь существуют проблемы, препятствующие становлению экономики знаний как в отдельных регионах, так и в Республике Беларусь в целом. Решение перечисленных ниже проблем позволит облегчить процесс становления экономики знаний в Республике Беларусь.
Мероприятия по улучшению сложившейся ситуации можно также представить по элементам:
Институционально-экономический режим:
- смягчение таможенно-тарифного регулирования.
Данная мера позволит повысить привлекательность страны и регионов для иностранных экспортеров и сделает ее более открытой для мировой торговли;
- самоконтроль банков за своей деятельностью.
Это приведет к тому, что банки будут самостоятельно проводить мониторинг и оценку своей деятельности, предпринимать действия, чтобы остаться в данной сфере и являться конкурентоспособными. При этом субъекты банковской деятельности начнут предоставлять более выгодные условия получения кредитов, чтобы своевременно удовлетворять существующие потребности, в том числе потребности инновационно-активных организаций. Также сократятся государственные расходы на экспертизу банковской деятельности, что позволит использовать высвобожденные средства более эффективно;
- формирование благоприятного инвестиционного климата.
Проблема инвестиционной привлекательности весьма актуальна для регионов Республики Беларусь. Осуществление инновационной деятельности не представляется возможным без привлечения дополнительных источников финансирования, кроме собственных и государственных средств. Привлечение капитала отечественных и иностранных инвесторов позволит предприятиям и организациям региона реализовать больше инновационных проектов, увеличить производство инновационной высокотехнологичной продукции, увеличив свою конкурентоспособность. Впоследствии это позволит продукции данных организаций конкурировать на международном рынке;
- создание адекватных условий для ведения бизнеса.
Приведение в стабильное состояние нормативно-правовой базы, равно как и достижение ее наиболее оптимального содержания, увеличение прозрачности процессов создания и ведения бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры и форм поддержки, в совокупности с приведенными выше рекомендациями обеспечит эффективное ведение бизнеса и инновационного бизнеса в регионах Республики Беларусь. Все это будет способствовать инвестиционной привлекательности.
Инновации:
- создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством.
Экономика развитых стран тесно связана с ведением малого и среднего предпринимательства, причем большую часть ВВП создается именно за счет деятельности малого и среднего бизнеса. Таким образом, участие малого бизнеса в экономике Республики Беларусь весьма важно, в том числе и в инновационной деятельности. По мнению экспертов, инновационная активность малых предприятий и организаций должно привести к повышению конкурентоспособности их сами и регионов в том числе;
- внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности.
Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов [12].
Государство получит преимущества в виде:
- положительного бюджетного и социально-экономического эффекта. Возможности ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам;
- уменьшения объема своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств;
- независимой проверки окупаемости проекта частным сектором;
- дополнительных возможностей для инновационных решений;
-сокращения сроков строительства инвестиционного проекта благодаря необходимости соблюдения интересов инвестора и возврата вложенных им средств в наиболее короткие сроки;
- существенного повышения качества работ и контроля над использованием средств и строительными работами благодаря дополнительному контролю со стороны инвестора, которому по завершении строительства предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.
- отсутствия бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.
- передача части рисков инвестору.
Для частного сектора ГЧП реализует следующие преимущества:
- административное и политическое содействие государства в реализации проекта;
- участие государства в финансировании проекта;
-возможность предоставления инвестору за счет государства гарантий минимального дохода;
- гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта;
- разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта инвестор разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, определенную соглашением. При этом инвестор несет только риски, приемлемые для него;
- «инновации без научных исследований»;
Осуществление всех этапов инновационной деятельности требует значительных денежных и временных затрат. Потому не каждая организация или предприятие могут позволить себе самостоятельно осуществлять все инновационные процессы. Зачастую это и не нужно, т.к., к примеру, фундаментальными исследованиями могут заниматься научно-исследовательские организации, опытно-конструкторские работы могут проводить специализированные организации, такие как ПКО, КБ и др. При этом организации и предприятия, желающие осуществлять инновационную деятельность, могут приобрести новацию и произвести только завершающие стадии инновационного процесса, такие как освоение производства, массовое производство и коммерциализация. Это позволит сократить дополнительные затраты, связанные с осуществлением предшествующих этапов инновационной деятельности и значительно сократить инновационный лаг.
Формами интрапредпринимательства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, научно-производственные комплексы, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапредпринимательских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне. Оно может представлять собой инновационную деятельность корпоративных творческих групп в сфере генерации новейших идей и знаний. Как отмечают исследователи, «свободно организованные группы работников оказались таким эффективным средством обеспечения высокого уровня производительности труда, что они становятся элементом при формировании каждой интеллектуальной организации. Группы работают как автономный элемент системы, подобно клеткам в биологическом организме. При правильной ориентации внутренние рабочие группы могут генерировать энтузиазм и мотивации, распределять обязанности и участвовать в процессе ускорения развития предприятия. Рабочая группа представляет собой формирование, обладающее более весомой репутацией и значимостью, чем сумма отдельных личностей, входящих в эту группу» [13].
- использование CALS-технологий;- непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделия. Совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех стадиях её существования [14].
Технологии, стандарты и программно-технические средства CALS позволяют быстро и дёшево обмениваться электронными данными и безбумажными электронными документами, а это даёт следующие преимущества:
- возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработок;
- планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей;
- существенное уменьшение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции;
- распространение средств и технологий информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла - интегрированная логистическая поддержка изделий.
Эти преимущества приводят к тому, что внедрение CALS-технологий способствует существенной экономии рабочего времени и других производственных ресурсов, требуемых для разработки того или иного изделия.
Преимущества при осуществлении проектов:
- прямые сокращения затрат на проектирование изделия;
- сокращение времени разработки изделия в целом;
- сокращение затрат на подготовку технологической документации;
- сокращение доли брака, объема ошибок и конструкторских изменений в процессе проектирования и изготовления изделия;
- сокращение времени на обеспечение поставок комплектующего оборудования и материалов;
- сокращение стоимости и трудоемкости технической подготовки производства при освоении производства новой продукции;
- сокращение времени вывода новых изделий на рынок и увеличение объема продаж;
- сокращение затрат на эксплуатацию и ремонт изделий;
- сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации.
- создание стратегических альянсов для совместного проведения и внедрения результатов НИОКР;
Проведение НИОКР, как и сама инновационная деятельность, является весьма затратным как в плане денежным средств, так и в плане времени. Создание альянсов позволит финансировать рискованные проекты, которые требуют значительных затрат и являющихся высокодоходными. Реализация проекта будет ускорена за счет совместных усилий членов альянса, возможно сокращение некоторых издержек и распределение полученного результата между участниками, что должно быть взаимовыгодно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.
Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы - НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии. Таким образом, развитие перечисленных выше сфер экономики позволит Республике Беларусь выйти на качественно новый уровень развития экономики знаний и улучшить позиции на мировой арене.
Информация о работе Развитие экономики знаний в Республике Беларусь