Развитие конкурентных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:02, реферат

Описание работы

Рассматриваемая тема экономической конкуренции актуальна, так как конкуренция – движущая сила экономики.
Необходимость исследования конкуренции заключается в том, что без неё невозможен прогресс в технике, она создает в нём заинтересованность у производителей. Благодаря этому, каждый потребитель стремится создать что-то радикально новое с целью максимизации прибыли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………………3
Глава 1. Сущность экономической конкуренции……………………………………….6
Глава 2. Функции и виды экономической конкуренции……………………………...10
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России………………..22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

экономическая конкуренция.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………………3

Глава 1. Сущность экономической конкуренции……………………………………….6

Глава 2. Функции и виды экономической конкуренции……………………………...10

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России………………..22

Заключение……………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассматриваемая тема экономической конкуренции актуальна, так как конкуренция – движущая сила экономики.

Необходимость исследования конкуренции заключается в том, что без неё невозможен прогресс в технике, она создает в нём заинтересованность у производителей. Благодаря этому, каждый потребитель стремится создать что-то радикально новое с целью максимизации прибыли.

Конкуренцию можно рассматривать как незаменимый атрибут механизма выгоды.

Конкуренция – это соперничество, которое происходит между производителями различных товаров и услуг. Её целью являются более приемлемые и выгодные условия в сфере производственной деятельности, также в сфере сбыта услуг и товаров. Одной из главных целей является получение максимальной прибыли. Именно конкуренция активизирует производство качественных товаров, услуг и продукции.

      Экономическая конкуренция (англ. economic competition) – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.

В экономической теории существуют множество научных работ, в центре которых была конкуренция. Работы А. Смита, Д. Риккардо, Дж. Ст. Милля, Ж.-Б. Сэя, Й. X. фон Тюнена, Г. Шмоллера, К. Маркса, Дж. Кейнса заложили фундамент анализа процессов конкуренции. Хотя имена этих ученых традиционно относят к экономическим школам, уровень постановки проблемы приводил к тесному переплетению системно-экономических и социологических тенденций. Модели экономической конкуренции рассматривались в трудах А. Маршалла, А. Курно, В. Джевонса, Ф.И. Эджуорта, К. Викселя и многих других экономистов, заложивших базу для современных инструментальных подходов к изучению конкуренции.

       Из теоретических направлений можно выделить институциональную экономику, которая наиболее плотно соприкасается с проблематикой экономической социологии. Д. Норт акцентирует своё внимание на двухстороннем характере взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами собственных интересов. Институты задают рамки восприятию интересов, но в свою очередь индивиды способны изменить институциональные рамки.

В последнее время, среди научных направлений актуализировались теория конкуренции М. Портера и теория организации промышленности Ж. Тироля, отражающие новый этап конкуренции (ценовая и неценовая). Расширенная концепция соперничества, введенная М. Портером, исходит из того, что способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но и от роли, которую играют такие конкурентные силы, как потенциальные конкуренты на этом рынке и товары-заменители, клиенты и поставщики.

В период плановой экономики в российской экономической традиции конкуренция противопоставлялась соревнованию и рассматривалась преимущественно в этом ключе. Среди современных российских экономических разработок наиболее часто цитируемыми являются труды Г.Л. Азоева, Ю.П. Анискина, И.А. Спиридонова, М. Беста, Н.К. Моисеева, Т.П. Котикова, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова.

Объект исследования: экономическая конкуренция;

Предмет исследования: сущность экономической конкуренции, форма и система, ее функции;

Цель работы: изучить сущность конкуренции как двигателя всех процессов;

Задачи:

-  Выделить основные  функции экономической конкуренции;

-  Определить основные  виды экономической конкуренции;

- Выявить проблемы экономической конкуренции в современных российских условиях;

 

Данная курсовая работа состоит из 3 разделов. В первых двух разделах раскрываются теоретические аспекты экономической конкуренции. В третьем разделе оценивается реальная ситуация в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность экономической конкуренции

Терминd«конкуренция»fвcпереводеjсvлат.vg«конкурро»hjозначает сталкиваться.hРечьyидетhоgсоперничестве, в котором, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренциюwсчитают наиболееgэлементом рынка как хозяйственной системы. Благодаряhконкуренции «невидимая рука» рынкаwвынуждает каждогоwучастника хозяйственныхiотношений в погоне за личнойwвыгодой производить экономическиеwблага, нужные обществу.

В рыночномwхозяйстве участникамиwконкурентной борьбыwявляются фирмы, которые wсоревнуются друг с другом за рынок сбыта. Но, не смотря на это, в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. В рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.

Многие обществоведы видят в конкуренции универсальный механизм, объясняющий развитие общества в целом – оно предстает как конкуренция социально-экономических систем и отдельных «правил игры». Такая идея восходит к трудам знаменитого австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека, назвавшего конкуренцию «процедурой открытия».

Если в экономике рынка не существовала бы экономическая конкуренция, помимо действия закона спроса и предложения, то он бы не смог функционировать.

Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Полл Самуэльсон отметил, что конкуренция это сложный механизм непроизвольной координации производства через систему цен и рынков, который объединяет знания и действия миллионов индивидов. Тем не менее, система удовлетворяет первое требование, которое ставится перед любым социальным организмом – «способность выжить».

Конкуренция – это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.

Конкуренция является неотъемлемой чертой всякой рыночной экономики. Она приводит к проявлению таких важнейших преимуществ рынка как:

- повышение эффективности деятельности  производителей продукции, проявляющееся  в снижении затрат на ее  выпуск;

-  снижение цен;

-  предоставление покупателям  права выбора продавца;

-  повышение качества продукции;

-  расширение ассортимента товаров, предоставленных на рынке.

Конкурентная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из большого числа предприятий, производящих разнообразные товары и услуги. Так, в России насчитывается около 3 млн предприятий. Они относятся к десяткам отраслей и подотраслей, специализирующихся на выпуске либо однородной, либо основанной на общности технологии продукции. Число промышленных предприятий превышает 350 тысяч, сельскохозяйственных – 330 тысяч, торговых (включая общественное питание) – 930 тысяч. В стране насчитывается около 100 тысяч образовательных учреждений и примерно 80 тысяч учреждений сферы здравоохранения и социального обеспечения.

Экономическая наука рассматривает четыре типа рыночных структур, в рамках которых действуют предприятия: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. В основу их разграничения положены следующие критерии:

-  количество предприятий-продавцов  на рынке. Некоторые отрасли представлены  одним предприятием. Это – производство троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, отдельных видов станков. На долю четырех крупнейших предприятий в России приходится 39% всей продукции черной металлургии, 19% выработки электроэнергии, 18% продукции машиностроения и металлообработки. Это отрасли с относительно высоким уровнем концентрации. В легкой промышленности только 6% продукции приходится на долю четырех крупнейших предприятий; в маслодельной, сыроделльной и молочной, а также хлебопекарной промышленности – 3%, остальное производство распылено между небольшими предприятиями. Вряд ли можно определить долю нескольких крупнейших фирм в сельском хозяйстве, так как там насчитывается огромное число малых предприятий.

- характер производимой продукции – является ли она одинаковой или дифференцированной. Сельскохозяйственные или добывающие отрасли производят одинаковую продукцию. В других отраслях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или разные виды стирального порошка);

-  наличие или отсутствие  барьеров на пути вхождения  фирм в данную отрасль. В одних  случаях таких барьеров практически  нет или они легко преодолимы. Так, любой предприниматель-фермер  может приступить к выращивание  огурцов на своем участке и  реализовать продукцию на рынке. Размеры первоначального капитала  не велики и не выступают  в качестве экономического барьера. Для того же, чтобы реализовать  эффективный выпуск станков, уже  необходимо иметь довольно значительный  первоначальный капитал. В некоторых  отраслях существуют административные  барьеры, т.е. фирма должна иметь  государственную лицензию на  выпуск продукта (например, производство  алкогольной продукции);

-  различная степень доступности  экономической информации в отдельных  отраслях. Мелкий фермер не видит  в своем соседе конкурента, который  мог бы повлиять на реализацию  его продукции, так как на рынке  ему противостоит большое число  фермеров. Поэтому он может делиться  с ним новой технологией выращивания  продукции. На рынках продуктов, производителями которых выступают  лишь несколько фирм, они являются  серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну. Коммерческая тайна является необходимым условием конкуренции, в связи с этим она охраняется законодательством любой страны.

Все приведенные критерии разграничения рыночных структур определяют, в конечном счете, степень контроля над ценами со стороны отдельной фирмы. В одних случаях ни одна из фирм в отдельности не может повлиять на уровень рыночных цен, в других случаях та или иная степень контроля может иметь место, в третьих – фирма сама устанавливает цены на свою продукцию.

Роль конкуренции как движущей силы экономики особенно выделяется благодаря ее мощным стимулам в развитии производства. Умелое применение передовой техники и технологии, способствующее улучшению качества продукции и уменьшению ее себестоимости, обеспечивает предприятиям значительные преимущества перед конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции и виды экономической конкуренции

К основным видам экономической конкуренции можно отнести:

- Добросовестная – недобросовестная;

- Ценовая – неценовая;

- Временная – постоянная;

- Целенаправленная –  хаотическая;

- Внутриотраслевая –  межотраслевая;

- Региональная – межрегиональная.

Существуют несколько типов экономических структур. Рассмотрим каждую из них.

1) Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, при котором большое количество мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию; при этом производители лишены возможности контролировать цены на нее.

При совершенной конкуренции полностью отсутствуют рыночные барьеры, как легальные юридические, так и экономические. Не предусмотрены государственные патенты и лицензии на занятие данным видом деятельности. Небольшие фирмы  не требуют привлечения сколько-нибудь существенных по величине капиталов.

На долю каждой из них приходится ничтожная доля рынка. Поэтому даже если отдельный продавец значительно увеличит предложение товара на рынке, это практически не скажется на уровне рыночной цены. На отраслевом рынке под влиянием спроса и предложения стихийно устанавливается равновесно рыночная цена, которую каждый продавец, выступающий на рынке совершенной конкуренции, воспринимает как заданную. Фирмы пассивно воспринимают цены, установленное рынком, они могут влиять на них и лишь вынуждены приспосабливаться к их уровню1. В этих условиях фирмы не проводят собственной ценовой политики. Им нет необходимости осуществлять рекламу своей продукции. Ведь их продукция ни ценой, ни качеством не отличается от продукции других конкурентных фирм.

Совершенную конкуренцию иногда называют полиполией (от греческих слов «polys» - многочисленный и «poleo» - продаю).

В условиях совершенной конкуренции стремление фирм максимизировать прибыль стимулирует технический прогресс  и приводит к повышению эффективности производства.

Если вследствие сложившейся рыночной конъюнктуры в какой-либо отрасли в долгосрочном периоде достигается относительно высокая прибыль, то конкуренция приводит к переливу ресурсов в эту отрасль из других отраслей. Следствием этого явится увеличение выпуска продукта и его рыночного предложения. На рынке продукта установится более низкая равновесная цена. Естественно, что размеры прибыли у фирм, представленных на данном рынке, снизятся, а возможно, что они даже начнут нести убытки. Легко догадаться, что тогда процесс начнет развертываться в обратном направлении, т.е. фирмы будут покидать отрасль, выпуск продукции сократиться, повыситься уровень рыночных цен и величина прибыли и т.д.

Информация о работе Развитие конкурентных отношений в современной России