Развитие конкурентных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:02, реферат

Описание работы

Рассматриваемая тема экономической конкуренции актуальна, так как конкуренция – движущая сила экономики.
Необходимость исследования конкуренции заключается в том, что без неё невозможен прогресс в технике, она создает в нём заинтересованность у производителей. Благодаря этому, каждый потребитель стремится создать что-то радикально новое с целью максимизации прибыли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………………3
Глава 1. Сущность экономической конкуренции……………………………………….6
Глава 2. Функции и виды экономической конкуренции……………………………...10
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России………………..22
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

экономическая конкуренция.docx

— 58.99 Кб (Скачать файл)

исход «войны» предсказать трудно.

В некоторых случаях фирмы вступают в сговор между собой по поводу установления цен и объемов продаж. В этих случаях они образуют картели. Благодаря этому достигается увеличение прибыли всех фирм и сокращение риска. В некоторых странах, например в США, картели запрещены законом. Поэтому они выступают в форме негласных сговоров. Картели более широко распространены на международной арене. Наиболее известным из них является ОПЕК (Организация

стран-экспортеров нефти).

Картель – это тайный сговор или легальное разрешенное соглашение между несколькими фирмами-олигополистами по поводу установления цен на продукцию данной отрасли и определения объемов продукции.

Иногда имеет место лидерство в ценах, когда все фирмы отрасли, устанавливая цены на продукцию, следуют за ценовым лидером, в остальном проводя самостоятельную политику. Так, в российской автомобильной промышленности в качестве ценового лидера выступает «АвтоВАЗ». Ценовыми лидерами в выпуске чугуна в своих зонах являются Магнитогорский, Череповецкий и Новолипецкий металлургический комбинаты.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, при которой много относительно небольших фирм производят дифференцированную взаимозаменяемую продукцию.

Прежде всего обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках этой рыночной структуры сочетаются черты, присущие «полярным» структурам — совершенной конкуренции и монополии. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке. Но они предлагают не одинаковые, а дифференцированные товары, степень взаимозаменяемости которых очень велика, так как они удовлетворяют одни и те же потребности (много видов туалетного мыла, зубной пасты, причесок, моделей одежды, учебников экономики). Каждую разновидность продукта в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Например, на рынке зубной пасты выступает много фирм, но каждая из них производит отдельный ее вид и

является монополистом в его выпуске. У любой такой фирмы имеется конкурент, который пытается отобрать у нее покупателя и предложить ему другой вид пасты. Не случайно они часто проводят агрессивные рекламные кампании.

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать фирма, выступающая в условиях совершенной конкуренции под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены на свои услуги; клиент хорошего парикмахера также вряд ли покинет «своего» мастера в подобном случае.

В условиях олигополии и монополистической конкуренции распространены различные методы конкурентной борьбы между производителями. Их принято подразделять на ценовые и неценовые.

В первом случае фирмы стремятся снизить цену на свою продукцию по сравнению с ценой конкурентов и тем самым увеличить свою долю рынка товара или услуги.

Важную роль играет неценовая конкуренция. К разновидности неценовой конкуренции относится, прежде всего, обновление выпускаемой продукции. Обычно выигрывает в конкурентной борьбе та фирма, которая раньше других создает и выбрасывает на рынок новые виды товаров и услуг, выпускает продукцию, отличающуюся более высоким качеством, надежностью, долговечностью. Покупатели часто предпочитают приобретать не самую дешевую, а более качественную и современную продукцию. В ряде случаев покупателей привлекают оригинальная упаковка, лучшее качество обслуживания, выгодные условия продажи товаров в рассрочку, удобная система послепродажного обслуживания, предоставление скидок постоянным клиентам и покупателям. В неценовой конкуренции большое место отводится рекламе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России

В.В.Путин, в своем интервью от 17 апреля 2000 года, сказал, что главной целью является превращение нашей страны в конкурентоспособную державу. И для того, чтобы построить такую державу, необходимо создать благополучную среду в экономике страны. Поэтому важнейшей целью и задачей для современной России является – построение конкурентной экономики.

На сегодняшний день, основная работа в сфере создания конкурентной среды выполняется Министерством образования России, Отделением экономики РАН, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством экономики России, Госстандарт России и другие структуры, а также и сами хозяйствующие субъекты.

Необходимо сформировать концепции создания конкурентной среды на основе законов организации, законов рыночных отношений, а также научных подходов. Для создания эффективной конкурентной среды нужно, чтобы сама идея создания конкурентной среды осознавалась и поддерживалась обществом в масштабах всей  страны.

В начале 90-х годов, наша страна взяла курс на формирование конкурентной среды и создание рыночной экономики, но не смотря на это в России пока еще не существуют полноценные законодательные, нормативно-методические и ресурсные базы, соответствующие государственные и общественные силы, которые должны заниматься обеспечением конкурентоспособности объектов. Страна до сих пор не может сформировать предпосылки для создания конкурентной среды в экономике.

Системный прогноз отраслей сельского хозяйства, а также других отраслей, на сегодняшний день отсутствует. Они существуют только в отдельных отраслях народного хозяйства. И следует учесть, что в отраслях народного хозяйства существуют огромное количество проблем, которые препятствуют созданию конкурентной аренды. Также, эти проблемы одинаковы практически для любых сфер деятельности и они решаемы, если найдутся такие разумные сочетания и применения законов(например организации), научные подходы, принципы и методы управления, стратегический маркетинг, инновационный менеджмент, и т.д.

Для того чтобы построить конкурентную среду в современной российской экономике, необходимо взаимодействие государственных властей, государственных и не государственных структур, т.е. общий подход.

Слабая объединенность и интеграция права с другими отраслями науки, неполное применение научных подходов – это одни из основных проблем в современной российской экономике. Некорректность многих нормативных актов, создает трудность в применении их на практике. Также немаловажную роль в данной проблеме играет неквалифицированные законодатели.

Также к основным проблемам, связанным с созданием конкурентной экономики, относится плохая подготовка и сама работа исполнительной власти. Она не выполняется свои функции такие как: управление конкретностью, управление качеством и ресурсосбережением, ориентацией деятельности. К проблеме исполнительной власти можно отнести низкое качество решений, связанных с управлением, и довольно частые смены кадров.

Огромные затруднения возникают с отсутствием комплексной стратегии развития страны на длительный период, который учитывал бы организационные, экономические и технические аспекты. К негативным воздействиям относятся и низкое качество обоснования решений, плохая подготовка менеджмента на всех уровнях, неполное информационное и правовое обеспечение управления. Также можно отнести к негативным воздействиям и низкую эффективность использования ресурсов, неосознание необходимости перехода всей экономики на новый путь развития.

Важной проблемой в условиях российской экономики является проблема отсутствия научной системы подготовки высококвалифицированных экономистов, менеджеров и юристов. А также низкий заработок работников образования и культуры играет негативную сторону в этой проблеме.

Например, строительство жилья, транспорт, лечение и так далее на много отстают от других развитых стран. В первую очередь по качеству услуг.

К наиважнейшей проблеме можно отнести энергетический комплекс страны. Потому что именно в этой области существует высокая себестоимость добычи ресурсов, и их переработки. А также изношенность основных фондов, что привело к отсутствию стратегии развития ТЭК.

Таким образом, можно сказать, что главной проблемой российской экономики является изношенность фондов. Она также существует в таких областях как: химическая, лесная, пищевая, в области машиностроения и приборостроения, добычи черных и цветных металлов, и в сельском хозяйстве. Практически во всех основных фондах, изношенность примерна равна 75-80%. Из этого следует, что такой показатель играет отрицательную роль в развитии конкурентной экономики России.

В стадии реформирования, развития и реорганизации находятся элементы производственной инфраструктуры. Они также обладают проблемами, характерными для других отраслей.

Сфера строительства также обладает характерными проблемами, присущими российской экономики. На неё влияют такие факторы как плохое качество российского оборудования, предназначенного для строительства, слабая конкурентно способность российских строителей на отечественном рынке. А также низкий показатель уровня организации самих строительных работ и не существование самой системы менеджмента. Таким образом данные проблемы в сфере российского строительства не могут быть предпосылками по созданию конкурентной среды данной сферы в экономике нашей страны.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для создания конкурентной российской экономики нужно решать вышеуказанные проблемы, но этот процесс может идти долго, и к нему нужно подойти очень серьёзно и качественно.

 

Заключение

В ходе изученной работы можно сделать следующие выводы:

1) Конкуренция – это двигатель прогресса, двигатель современной экономики. Она дает стимул для производителя создавать более инновационную продукцию.

2) Различают четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

В условиях совершенной конкуренции, когда на рынке выступает большое число продавцов стандартизованной продукции, отдельная фирма не может оказать влияния на уровень рыночной цены товара. Фирмы приспосабливаются к этому уровню. Цена продукта не зависит от объема продукции фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде привлекает в конкурентные отрасли новые фирмы, а убытки вынуждают фирмы покидать отрасль. В результате этого цена устанавливается на уровне средних издержек, и фирмы получают «нормальную» нулевую прибыль.

3) Государство, стремясь преодолеть отрицательные последствия монополизации, проводит антимонопольную политику.

4) Для  того  чтобы создать в нашей стране  эффективную конкурентную среду  необходимо сформировать концепции создания конкурентной среды на основе законов организации, законов рыночных отношений, а также научных подходов. Также для ее создания нужно, чтобы сама идея создания конкурентной среды осознавалась и поддерживалась обществом в масштабах всей  страны.

В заключение хочется привести слова Г. Форда, который приветствовал своих коллег словами - «Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы».

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гвичия Г.М. Роль и  значение конкуренции в рыночной  экономике/С. - Петерб. гос. ун-т экономики  и финансов. Препринт. - СПб.: Изд-во  С. - Петерб. гос. ун-та экономики и  финансов, 2004.

2. Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. - М.: Дашков  и К, 2005.

3. Портер М. Международная  конкуренция: Пер. с англ. / Ред. и  предисловие В.Д. Щетинина. - М.: Международные  отношения, 1993.

4. Рубин Ю.Б. Теория и  практика предпринимательской конкуренции: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Маркет ДС «Корпорейшн», 2004.

5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое  пособие. -2-е изд., исп. и доп. - М.: Ассоциация  авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

6. Гальперин  В.М.,  Гребенников  П.И.,  Леусский  А.И., Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа,2004. – 267 с.

7. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) – М.: «ВЛАДОС», 2005. – 324 с.

8. Курс экономической теории \ Под ред. Чепурина  М.Н.,– Киров:, 2005. – 280 с.

9. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс,  Т.1.– М.: Республика, 2002. – 562 с.

10.     Критский     М.М.      Экономическая      теория: микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 2008. - 235 с.

11. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. –  М.:

Прогресс, 2002. – 256 с.

12. Большаков  С.В.  Естественные  монополии:  финансовое положение // Деньги и кредит 2000  №4. – с. 33-34.

13. Воронов А. Конкуренция в 21 веке //  Маркетинг,  2001 №5. – с. 6-9.

 

 

 

1 Конкурентную фирму принято называть прайс-тэйкером, или ценополучателем (от англ. price-taker)

 

 


Информация о работе Развитие конкурентных отношений в современной России