Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:04, доклад
Цель данной работы:
Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и формы малого и среднего бизнеса в России………5
1.2 Этапы развития малого и среднего бизнеса в России…………..10
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………...............................15
1.1 Внешние и внутренние факторы………………………………….15
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы ………………………………………………………...28
Содержание:
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность,
формы и этапы развития малого
и среднего бизнеса в России……………………………………
1.1 Сущность и формы малого
и среднего бизнеса в России………
1.2 Этапы развития малого и
среднего бизнеса в России………….
Глава 2.
Современные проблемы развития малого
и среднего бизнеса в России……………………………………
1.1 Внешние и внутренние факторы………………………………….15
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20
Заключение……………………………………………………
Список литературы
………………………………………………………...28
Введение:
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также происходит приток реальных денег в федеральный бюджет и бюджеты регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
И хочу дать краткий обзор литературы которую я использовал. Это безусловно экономические журналы и в них статьи, такие как «Становление малого бизнеса в России» под редакцией Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнена, «Большие проблемы малого бизнеса» под редакцией З.И. Калугина и другие. Неотъемлемую часть заняли: Учебное пособие Маклярского Б.М. «Экономика России», учебник Архипова и Большакова «Экономика» и др.
Цель данной работы:
Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи работы:
В первой части
работы я предлагаю рассмотреть
истоки и процесс развития малого
и среднего бизнеса в Российской
Федерации, а также дать ему определение.
Во второй части ознакомиться с современными
проблемами развития малого и среднего
бизнеса в опытом работы российских предприятий
малого бизнеса и пути их решения.
Глава 1. Сущность, формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России
1.1 Сущность и формы малого и среднего бизнеса в России
Понятие малого
бизнеса неразрывно связано с
размером действующих хозяйственных
субъектов, т.е. малых предприятий. Так
согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону
РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в оптовой торговле - 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50
человек. 1
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности, с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. 2
Малый бизнес - это
базовая составляющая рыночного
хозяйства, которая является наиболее
совершенной формой производственно-экономических
отношений, при которых предприниматель,
работая в условиях полной хозяйственной
самостоятельности и
Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.
По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель - это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.
По размерам предприятия группируются как крупные, средние и малые.
По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.
По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и совместные предприятия.
Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действенной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. 3
Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Функциями малого
предприятия, прежде всего, являются экономические,
определяемые его ролью как, во-первых,
работодателя; во-вторых - производителя
продукции и услуг, в-третьих - катализатора
научно-технического прогресса, в четвертых
- налогоплательщика, в пятых - агента
рыночных отношений. 4
Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.
Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако, следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность. Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий. 5
Основными потребителями
продукции и услуг малого и
среднего бизнеса является местное
население, а также жители ближайших
городов и населенных пунктов. Помимо
этого их продукцией и услугами пользуются
частные фирмы и
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В существующих
условиях рыночных отношений в России
малый и средний бизнес является одним
из наиболее перспективных форм хозяйствования.
Однако, малые и средние предприятия не
занимают того места, которое им отводится
в экономически развитых странах, где
число таких предприятий составляет свыше
80% от общего числа предприятий. В этом
секторе экономики в развитых странах
занято две трети работающих, производится
более половины ВВП. Россия значительно
отстает от стран с рыночной экономикой
по этим показателям. Доля малого предпринимательства
в ВВП России составляет не более 10-11%,
стоимость основных фондов промышленности
- чуть более 3%. 6
1.2 Этапы развития малого и среднего бизнеса в России
Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение
К 80-м годам
двадцатого столетия экономика России
оказалась в кризисной
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России