Развитие малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:04, доклад

Описание работы

Цель данной работы:
Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и формы малого и среднего бизнеса в России………5
1.2 Этапы развития малого и среднего бизнеса в России…………..10
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………...............................15
1.1 Внешние и внутренние факторы………………………………….15
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы ………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

чистовик м2.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Содержание………………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1.  Сущность,  формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………………………………...5

         1.1  Сущность и формы малого  и среднего бизнеса в России………5

         1.2  Этапы развития малого и  среднего бизнеса в России…………..10

Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………...............................15

        1.1  Внешние и внутренние факторы………………………………….15

        1.2  Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20

Заключение…………………………………………………………………..25

Список  литературы ………………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также происходит приток реальных денег в федеральный бюджет и бюджеты регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны. 

И хочу дать краткий  обзор литературы которую я использовал. Это безусловно экономические журналы и в них статьи, такие как «Становление малого бизнеса в России» под редакцией Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнена, «Большие проблемы малого бизнеса» под редакцией З.И. Калугина и другие. Неотъемлемую часть заняли: Учебное пособие Маклярского Б.М. «Экономика России», учебник Архипова и Большакова «Экономика» и др.

Цель данной работы:

Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Задачи  работы:

В первой части  работы я предлагаю рассмотреть  истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с современными проблемами развития малого и среднего бизнеса в опытом работы российских предприятий малого бизнеса и пути их решения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Сущность,  формы  и этапы развития малого и среднего бизнеса в России

1.1  Сущность и формы  малого и среднего  бизнеса в России

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с  размером действующих хозяйственных  субъектов, т.е. малых предприятий. Так  согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися  субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в оптовой торговле - 50;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании - 30;

в других отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50

человек. 1 

В ряде научных  работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности, с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода. 2

Малый бизнес - это  базовая составляющая рыночного  хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной  самостоятельности и имущественной  ответственности, становится подлинным хозяином.

Малые и средние  предприятия различаются по форме  собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной  принадлежности, по размерам, по характеру  деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению  капитала.

По форме собственности  предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и  иными.

В зависимости  от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель - это  получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются как крупные, средние и малые.

По характеру  деятельности (стадиям жизненного цикла  продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре  деятельности предприятия разделяют  на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров  и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и  работающие на разных рынках.

По отношению  к происхождению капитала различают  национальные, иностранные и совместные предприятия.

Главными особенностями  малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере  с целью получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действенной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. 3

Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя  продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений. 4 

Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако, следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность. Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий. 5

Основными потребителями  продукции и услуг малого и  среднего бизнеса является местное  население, а также жители ближайших  городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается  в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды  крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и  услуги.

В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес является одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности - чуть более 3%. 6 

1.2  Этапы развития  малого и среднего  бизнеса в России

Российский малый  бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.

Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что  это обеспечит более эффективное  распределение ресурсов между отраслями  и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.

К 80-м годам  двадцатого столетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовало проведения ряда реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всей системы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю о первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988 году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного на различных формах собственности и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России