Развитие малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:04, доклад

Описание работы

Цель данной работы:
Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и формы малого и среднего бизнеса в России………5
1.2 Этапы развития малого и среднего бизнеса в России…………..10
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………...............................15
1.1 Внешние и внутренние факторы………………………………….15
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы ………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

чистовик м2.docx

— 51.10 Кб (Скачать файл)

В конце 80-х годов  ХХ века происходит зарождение и осуществляется деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х  ХХ века сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса становится насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли  коренные изменения в отношении  государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие  широкие возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». 7 Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией  и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников  и интенсивным участием малого бизнеса  в сфере услуг, торговли, общественного  питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий  стали малыми. В этот период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Образуется сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост числа малых предприятий  примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует  о поступательном, хотя и очень  медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако, в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году. На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской деятельности весьма полезны и доходны. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть  послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:

1. период интенсивного  становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период насыщения  и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной  модернизации (с 1998г. по настоящее  время). 8

Что же мешает развитию малого и среднего бизнеса в России на современном этапе? Ответ на этот вопрос предлагаю рассмотреть  во второй главе данной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Современные проблемы развития малого и  среднего бизнеса  в России

1.1  Внешние и внутренние  факторы

На деятельность малых и средних предприятий  в России оказывают влияние сразу  несколько факторов. Их можно разделить  на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями  предприятия, и факторы внешней  среды.

В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешних факторах воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые  определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий. 9

Внешняя среда  подразумевает под собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда  для предприятий имеет важное значение:

1. как источник  ресурсов;

2. как потребитель  результатов деятельности предприятия  и место общественного признания  и оценки этих результатов;

3. как фактор, определяющий поведение, образ  действий предприятия, отражающихся  в установлении целей и осуществлении  тех или иных стратегий.

Факторы внешней  среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски  для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся  выбирать такой образ действий, который  позволит максимально использовать открывающиеся возможности и  устранить риски.

Одной из самых  существенных черт предпринимательства  является его рисковый характер. Таким  образом, граждане, решившие создать  и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как  действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству  осуществляемому в малых масштабах, кроме рисков, присущих любым хозяйствующим субъектам и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски, связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, в качестве неустойчивой предпринимательской единицы, наиболее зависимой от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степенью неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможность адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание  неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий  влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет  ряд отличий, например:

- в способах  разделения труда; 

- расстановке  кадров;

- распределении прав и ответственности;

- проведении маркетинговой политики;

- налаживании финансовых потоков на предприятии;

- получении информации и т.д.

В настоящее  время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с такими проблемами, как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое выступает основным потребителем продукции и услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности.

Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный  и повседневный грабеж со стороны  государственных чиновников. Государственные  службы буквально терроризируют  их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих в сфере  торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров  народного потребления, оказания различных  услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены, в основном, на улучшение технологии, снижение затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет. 10

Издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса  и укрепления рыночных отношений  возникли общественные организации  малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и  местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние  годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. 

1.2  Основные проблемы  направления государственной  поддержки развития  малого и среднего  бизнеса в Российской  Федерации

Механизм  формирования и осуществления  поддержки малого бизнеса может  сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.

Опыт  развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется  содействие государства  в создании необходимых  предпосылок для  нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем  и отклонений от намеченных целей.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России