Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:04, доклад
Цель данной работы:
Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и формы малого и среднего бизнеса в России………5
1.2 Этапы развития малого и среднего бизнеса в России…………..10
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………...............................15
1.1 Внешние и внутренние факторы………………………………….15
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы ………………………………………………………...28
В конце 80-х годов ХХ века происходит зарождение и осуществляется деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.
К началу 90-х ХХ века сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса становится насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
В 1991 - 1992 гг. произошли
коренные изменения в отношении
государства к развитию предпринимательства.
Были приняты многие законы, открывшие
широкие возможности для
Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В этот период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Образуется сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С 1997 года совокупный
прирост числа малых
Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:
1. период интенсивного
становления
2. период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);
3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время). 8
Что
же мешает развитию
малого и среднего
бизнеса в России
на современном этапе?
Ответ на этот вопрос
предлагаю рассмотреть
во второй главе данной
работы.
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
1.1 Внешние и внутренние факторы
На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешних факторах воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий. 9
Внешняя среда подразумевает под собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
1. как источник ресурсов;
2. как потребитель
результатов деятельности
3. как фактор,
определяющий поведение, образ
действий предприятия,
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самых
существенных черт предпринимательства
является его рисковый характер. Таким
образом, граждане, решившие создать
и осуществлять собственное дело,
помнят, что они рискуют, так как
действуют в условиях неопределенности.
Кроме того, предпринимательству
осуществляемому в малых
Малые предприятия как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, в качестве неустойчивой предпринимательской единицы, наиболее зависимой от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степенью неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможность адекватного на них реагирования.
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
- распределении прав и ответственности;
- проведении маркетинговой политики;
- налаживании финансовых потоков на предприятии;
- получении информации и т.д.
В настоящее
время, по оценкам самих
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое выступает основным потребителем продукции и услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России - формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности.
Согласно многим
исследованиям, предприниматели, особенно
мелкие, единодушно жалуются на тотальный
и повседневный грабеж со стороны
государственных чиновников. Государственные
службы буквально терроризируют
их требованиями мелочной отчетности,
частыми инспекциями и
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития
предпринимательства
Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены, в основном, на улучшение технологии, снижение затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет. 10
Издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.
В России по мере
развития малого и среднего бизнеса
и укрепления рыночных отношений
возникли общественные организации
малого и среднего предпринимательства,
например, Союз предпринимателей России.
Существуют также федеральные и
местные фонды финансовой помощи,
основной задачей которых является
стимулирование развития приоритетных
производственных видов деятельности
малых предприятий. Ежегодно проводятся
различные экономические
В последние
годы широко исследуются вопросы о
наиболее эффективных формах и методах
государственной поддержки, не подрывающих
основ предпринимательства и интересов
частного собственника, и одновременно
способных оказывать реальную помощь
в становлении и развитии малого предпринимательства
в России.
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в России