Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы выступает рассмотрение международной торговли товарами и услугами как главной формы международных экономических отношений и выявление основных направлений ее регулирования в современных условиях.
При написании данной работы ставится ряд задач:
1) Изучить теоретические основы международной торговли;
2) Проанализировать особенности внешней торговли России;
3) Определить основные направления улучшения внешней торговли России;
Введение
Глава 1 Теоретические основы международной торговли
1.1 Модели применяемые в международной торговле
1.2 Инструменты регулирования международной торговли
Глава 2 Участие России в международной торговле
2.1 Особенности внешней торговли России
2.2 Сущность и последствия вступления России в ВТО
Глава 3 Основные направления улучшения внешней торговли
России
В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.
Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:
– товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);
– товары, имеющий специфический характер (товары стратегического назначения: вооружение, товары двойного применения, лекарственное сырье и др.).
В последнее десятилетие
широкое распространение
Проблемы возникают, когда квоты распределяются между странами, потому что необходимо гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с нарушением установленной в ней квоты во вторую страну.
Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты отечественных производителей. Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты возросли в странах-импортерах.
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства.
В развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза.
Классическим методом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.
В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы:
– тарифы промышленно развитых государств;
– тарифы развивающихся стран.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. По способу взимания различают следующие пошлины:
– адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;
– специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;
– комбинированные, включающие оба способа установления величины пошлины;
– сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
– фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
– протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
– преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
– льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
– уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
– компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной – экспортером;
– антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной.
Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности – текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь – электротехнического машиностроения.
В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т.е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки. Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и, особенно, на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.
Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.
Наряду с национальными тарифами действуют таможенно-тарифные объединения нескольких стран в форме таможенных союзов. Участники этих союзов, отменив пошлины во взаимной торговле, установили общий таможенный тариф в торговле с третьими странами. Все более важную роль в регулировании внешней торговли приобретают мероприятия международных организаций, членами которых являются развитые капиталистические и развивающиеся страны, в частности Всемирная торговая организация.
После второй мировой войны предпринимались попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию торговой стратегии. Результатом специальных переговоров в Женеве было заключено соглашение по вопросам тарифов и торговли, получившее название ГАТТ.
Глава 2 Участие России в международной торговле
2.1 Особенности внешней торговли России
После распада СССР в 1991 г. российская экономика попала в тяжелую ситуацию. Это не могло не сказаться на доле участия России в международной торговле. В целом тенденция такова, что за последние шестнадцать лет значение России как субъекта мирохозяйственных связей заметно упало. Несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, в настоящее время доля России в мировом товарном экспорте невелика. В динамично развивающейся международной торговле услугами наша страна участвует чисто символически. На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держаться на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется более четверти национального ВВП. В СССР этот показатель не превышал 10%. За рубеж вывозится от 20 до 80% отечественного производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Россия занимает на мировом рынке вооружений второе место, но вклад экспортных поставок военной техники в общие валютные поступления страны не особенно велик.
Усиление зависимости от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство – тенденция, как правило, закономерная для любой страны. В случае с Россией гипертрофия этой зависимости была вызвана, прежде всего, двумя обстоятельствами:
кризисным состоянием российской экономики;
ошибками во внешнеэкономической политике, разрушением (с подачи новой экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.
зависимость российской экономики от внешних рынков усилилась, прежде всего, в таких областях, как экспорт нефти и газа, импорт продовольствия, внешние заимствования и привлечение предпринимательского капитала. Увеличение поставок энергоносителей создало зависимость ряда европейских стран от поставок российского газа.
Расширение импорта
Россия заняла прочные позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое – по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Россия выступает на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы. Однако основные валютные поступления дает экспорт нефти, нефтепродуктов и газа.
Интеграция в мировую торговлю через поставки энергосырья в принципе невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство населения страны живет не там, где находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты. К тому же энергосырьевой экспорт – основной канал нелегальной утечки капиталов. Эта угроза становилась реальной уже в конце 80-х гг. ХХ в.
После либерализации внешней торговли, произошедшей в 90-х годах ХХ в., основное место в структуре импорта заняли потребительские товары (в основном продовольствие, сырье для его производства, бытовая техника), а также средства связи и вычислительная техника.
Общепризнано, что основной канал вхождения в мировую экономическую систему – создание условий для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют между собой государства-реципиенты. Современная Россия остро нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет небольшую величину по сравнению с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных инвестиций – показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство.
Несомненно, на показатели внешней торговли России оказал влияние всемирный экономический кризис 2008 года, после которого экономический уровень страны только-только начинает восстанавливаться. По данным российской статистики, из – за долгового кризиса еврозоны также не столь благополучно сложились торговые отношения России с ее самым крупным торговым партнером – ЕС, но в общ ей сложности, наблюдается подъем по всем показателям
По итогам 2011 года Россия вошла в десятку крупнейших в мире экспортёров товаров. В том году экспорт из России составил $522 млрд., в том числе экспорт в дальнее зарубежье — $438 млрд., в страны СНГ — $83,7 млрд. Динамика объёмов экспорта и импорта России показана на рис. 1
Рис.1 Динамика объёмов экспорта и импорта России в 1994—2011 годах, млрд долларов США
В январе-августе 2012г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 559,8 млрд.долларов США (103,8% к январю-августу 2011г.), в том числе экспорт - 346,4 млрд.долларов (103,9%), импорт - 213,5 млрд.долларов (103,7%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 132,9 млрд.долларов США (в январе-августе 2011г. - 127,7 млрд.долларов)
Информация о работе Развитие международной торговли в современных условиях