Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа
Целью данной работы выступает рассмотрение международной торговли товарами и услугами как главной формы международных экономических отношений и выявление основных направлений ее регулирования в современных условиях.
При написании данной работы ставится ряд задач:
1) Изучить теоретические основы международной торговли;
2) Проанализировать особенности внешней торговли России;
3) Определить основные направления улучшения внешней торговли России;
Введение
Глава 1 Теоретические основы международной торговли
1.1 Модели применяемые в международной торговле
1.2 Инструменты регулирования международной торговли
Глава 2 Участие России в международной торговле
2.1 Особенности внешней торговли России
2.2 Сущность и последствия вступления России в ВТО
Глава 3 Основные направления улучшения внешней торговли
России
Внешнеторговый оборот России с торговыми партнерами составляет 667 667 млн долларов США. Крупнейшие из партнеров – страны дальнего зарубежья, в том числе ЕС, товарооборот с которым достиг почти половины всех сделок - 320 970 млн долларов, и страны Азиатско – Тихоокеанского региона с товарооборотом 160 429 млн долларов США, занимающий почти четверть всего внешнеторгового оборота России. Динамика внешнеторгового оборота России в 2012 году представлена в табл. 1
Внешнеторговый оборот |
В том числе |
Сальдо,млн. | ||||||||
Млн. долларов США |
в % к |
экспорт |
импорт | |||||||
соответствующему периоду предыдущего года
соответ-ствующему периоду предыду-щего года |
предыдущему периоду |
млн. долларов США |
в % к |
млн. долларов США |
в % к | |||||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду |
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду | |||||||
Январь |
58956 |
126,4 |
71,9 |
39737 |
130,9 |
77,4 |
19219 |
117,8 |
62,6 |
20518 |
Февраль |
69950 |
114,5 |
118,6 |
45157 |
115,1 |
113,6 |
24793 |
113,6 |
129 |
20364 |
Март |
75446 |
106,9 |
107,9 |
46872 |
107,4 |
103,8 |
28574 |
106,1 |
115,3 |
18298 |
I квартал |
204353 |
114,6 |
86,9 |
131767 |
116,4 |
91,1 |
72586 |
111,5 |
80,2 |
59181 |
Апрель |
71915 |
98,5 |
95,3 |
45119 |
98,3 |
96,3 |
26796 |
98,8 |
93,8 |
18323 |
Май |
73973 |
103 |
102,9 |
45828 |
105 |
101,6 |
28145 |
99,9 |
105 |
17683 |
Июнь |
67891 |
94,4 |
91,8 |
40972 |
92,7 |
89,4 |
26919 |
97 |
95,6 |
14053 |
II квартал |
213777 |
98,6 |
104,6 |
131918 |
98,7 |
100,1 |
81859 |
98,6 |
112,8 |
50058 |
I полугодие |
418130 |
105,8 |
263685 |
106,8 |
154445 |
104,3 |
109239 | |||
Июль |
70239 |
101,1 |
103,5 |
40645 |
96,8 |
99,2 |
29594 |
107,7 |
109,9 |
11051 |
Август |
71468 |
95,7 |
101,7 |
42054 |
94,4 |
103,5 |
29414 |
97,5 |
99,4 |
12640 |
Январь-август |
559838 |
103,8 |
346384 |
103,9 |
213454 |
103,7 |
132930 |
Табл.1 Динамика внешнеторгового
оборота России в 2012 году
(по методологии платежного баланса)
Ниже представлены таблицы в которых приведены товарные структуры экспорта и импорта в Российской федерации.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- | |
Импорт - всего |
167348 |
100 |
229045 |
100 |
3E+05 |
100 |
в том числе: |
||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
30015 |
17,9 |
36482 |
15,9 |
42476 |
13,9 |
минеральные продукты |
4079 |
2,4 |
5914 |
2,6 |
6253 |
2,1 |
продукция химической промышленности, каучук |
27872 |
16,7 |
37232 |
16,3 |
45411 |
14,9 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
771 |
0,5 |
1244 |
0,5 |
1517 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
5103 |
3,0 |
5897 |
2,6 |
6747 |
2,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
9544 |
5,7 |
14221 |
6,2 |
16632 |
5,5 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
11330 |
6,8 |
17568 |
7,6 |
21754 |
7,1 |
машины, оборудование и транспортные средства |
72669 |
43,4 |
101823 |
44,5 |
146594 |
48,0 |
прочие товары |
5964 |
3,6 |
8663 |
3,8 |
11069 |
3,6 |
Табл.2 Товарная структура импорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах). По данным ФТС России с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
2009 |
2010 |
2011 | ||||
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- |
Млн. |
В про- | |
Экспорт - всего |
301667 |
100 |
396644 |
100 |
5E+05 |
100 |
в том числе: |
||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
9967 |
3,3 |
9365 |
2,3 |
11964 |
2,3 |
минеральные продукты |
203408 |
67,4 |
272840 |
68,8 |
362741 |
70,3 |
продукция химической промышленности, каучук |
18708 |
6,2 |
25192 |
6,3 |
30950 |
6,0 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
242 |
0,1 |
307 |
0,1 |
387 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
8436 |
2,8 |
9862 |
2,5 |
10727 |
2,1 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
716 |
0,2 |
814 |
0,2 |
765 |
0,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
38551 |
12,8 |
51326 |
13,0 |
57394 |
11,1 |
машины, оборудование и транспортные средства |
17879 |
5,9 |
22582 |
5,7 |
23230 |
4,5 |
прочие товары |
3761 |
1,3 |
4356 |
1,1 |
4975 |
1,0 |
Табл.3 Товарная структура экспорта Российской Федерации (в фактически действовавших ценах) ). По данным ФТС России с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
Положительный российский
торговый баланс последних лет благоприятно
сказывается на экономике страны
благодаря высоким мировым
2.2 Сущность и последствия вступления России в ВТО
Всемирная торговая организация – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
Страны-члены ВТО
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986–1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.
ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга. Два фундаментальных принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок.
Информация о работе Развитие международной торговли в современных условиях