Развитие нефтеперерабатывающей промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Развитие нефтеперерабатывающей промышленности было обусловлено ростом спроса на осветительный керосин в первый период ее становления в конце 19 и начале 20 в., а затем бензин - в связи с потребностями автомобильного и авиационного транспорта. В годы Второй мировой войны возрос спрос на дизельное топливо и мазут вплоть до нефтяного кризиса 70-х гг. Дешевая нефть сделала мазут главным видом топлива для ТЭС, особенно в Западной Европе. Становление реактивной авиации вынудило увеличить выход керосиновых фракций для нее. С 80-х гг. непрерывно растет потребление дизельного топлива для разных видов автомобильного транспорта, тракторного парка. Одновременно увеличивается спрос на смазочные масла. Все это определяло функционирование отраслей, структуры вырабатываемой продукции.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

Между тем  приближение нефтеперерабатывающей  промышленности к местам потребления  нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти  всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки  нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой  нефти, осуществляют перекачку светлых  продуктов; хранение сырой нефти  обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность  одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

В настоящее  время основу нефтеперерабатывающей  отрасли в России составляет 26 НПЗ (табл. 1) суммарной мощностью по первичной  переработке — 263,5 млн т (из них 196,2 млн т мощностей принадлежит  нефтяным компаниям). Кроме того ОАО  «Газпром» располагает 6,8 млн т  нефтеперерабатывающих мощностей. На долю мини-НПЗ (малотоннажных установок) приходится еще 5,0 млн т.

Таким образом, суммарные мощности по переработке  нефтяного сырья в России составляют 275,3 млн т.

Наиболее  крупные мощности размещены в  Приволжском (43%), Центральном и Сибирском  федеральных округах. На три этих округа приходится более 70% общероссийских нефтеперерабатывающих мощностей. Среди субъектов Российской Федерации  по мощностям первичной переработки  нефти лидирует Башкирия. (табл.3 )

 

 

 

 

Регион

Объемы (млн т)

РОССИЯ

217.7

Башкирия

30.1

Самарская обл.

21.0

Нижегородская обл.

19.4

Омская обл.

19.2

Иркутская обл

17.5

Ленинградская обл.

15.0

Рязанская обл.

13.2

Ярославская обл.

12.1

Москва

9.0

Хабаровский край

7.7


Среди федеральных  округов главным потребителем автомобильного бензина является Центральный округ (он сжигает 28% российского бензина), больше всего дизтоплива потребляет Приволжский (22%), а топочного мазута — Северо-Западный (33%). Вашим школьникам, если вы более или менее научили  их представлять общую экономическую  картину страны, под силу объяснить  это. Разъезжающая на личных автомашинах  Москва жжет немыслимое количество бензина. Поволжье, сохраняющее индустриальную специфику и в значительной мере перенимающее у Центра промышленное наследие, вовсю пользуется грузовиками, и ему нужно дизельное топливо. Северо-Запад, через который проходит мало газопроводов, где нет своего угля, в значительной мере базирует свою энергетику на привозном мазуте, топочный мазут используется и флотом.

Экономически  более выгодно приближение нефтеперерабатывающей  промышленности к местам потребления:

  1. сокращаются перевозки мазута, масел и других вязких нефтепродуктов;
  2. транспортировка сырой нефти экономичнее, чем транспортировка ее производных;
  3. размещение нефтеперерабатывающих производств становится повсеместным.

Нефтепереработка  в разных районах страны находится  в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных  условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск) , на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских  портах (Туапсе) , куда сейчас проложены  трубопроводы. Поэтому удельных вес  районов добычи нефти в ее переработке  резко сокращается. В них сосредоточена  еще значительная часть нефтеперерабатывающих  заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный) , идет интенсивная их реконструкция  и зачастую расширение. Новых заводов  в районах добычи нефти уже  не строят. Они сооружаются на трассах  нефтепроводов идущих на восток (Ачинск) .

Эта тенденция  территориального разрыва нефтедобывающей  и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи  с превращением Западной Сибири в  главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется  лишь один центр переработки нефти  в Омске, куда поступает небольшая  часть добываемого в районе жидкого  топлива.

В настоящее  время география нефтеперерабатывающей  промышленности не всегда совпадает  с районами ее переработки. Поэтому  задачи транспортировки нефти привели  к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный  в части перевозок нефти и  нефтепродуктов. Транспортировка нефти  по нефтепроводам стоит в настоящее  время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем  перевозка по железной дороге.

Транспортировка нефти водным путем обходится  дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей  страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам  страны (Ленский, Амурский) и северному  морскому пути.

Особая  роль в развитии и размещении нефтяной промышленности принадлежит трубопроводному  транспорту. Он признан наиболее дешевым  и эффективным средством доставки нефти. Главным направлением магистральных  нефтепроводов является Западная Сибирь – Центральная Россия, а также  транспортировка нефти в Европу через страны СНГ (Украину и Беларусь). Работу трубопроводного транспорта осуществляет компания «Транснефть», контролирующая перекачку нефти  не только в Россию, но и за ее пределы. Эта компания является фактически государственной  монополией и крупнейшей в мире компанией  по транспортировке нефти. Она представляет собой государственный холдинг, объединяющий 20 дочерних предприятий, занимающихся перекачкой нефти, диагностикой, строительством, ремонтно-восстановительными, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими работами. Протяженность  системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие  станции с резервуарным парком общей  емкостью 12,8 млн м в кубе. По магистральным  нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в  России нефть.

По данным 2007 г. в РФ существует 27 крупных нефтеперерабатывающих  заводов (НПЗ), 19 из которых входят в  структуру вертикально интегрированных  компаний. Суммарная мощность этих НПЗ составляет 320 млн. тонн. Кроме  этого, нефтяное сырье перерабатывается на 5 заводах Газпрома общей мощностью 7,7 млн. т. в год, а также на 40 малотоннажных  установках (мини-НПЗ) общей мощностью  по сырью 5,6 млн. т. в год. Мини-НПЗ, в  основном, производят дизельное топливо. Несколько сложнее у них обстоят  дела со сбытом темных нефтепродуктов (мазут, гудрон), в силу сезонного  спроса. Перерабатывающие установки  окупаются довольно быстро - менее  чем за 5 лет.

Основными компаниями перерабатывающими нефть  являются: Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Башнефтехим, Газпром нефть. На их долю по данным за 2007 год приходится более  половины первичной переработки  нефти.

Анализ проблем и перспектив развития отрасли

В России нефтеперерабатывающая промышленность имеет свои недостатки. Выделим несколько  из них:

1.Нефтеперерабатывающая  промышленность развита недостаточно  для таких объемов добычи нефти.

За послеперестроечные годы не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода. Имеющиеся предприятия работают с перегрузкой. Только у «Лукойла»  коэффициент загрузки мощностей  приблизился к отметке в 95%, а  принадлежащий «Сургутнефтегазу»  Киришский НПЗ работает на пределе  мощности с загрузкой почти 100%. Уровень  износа основных фондов в нефтедобыче  близок к 65%, в нефтепереработке - к 80%. Общей современной тенденцией в  структуре использования нефти  в мировой экономике является снижение доли ее потребления в электро- и теплоэнергетике в качестве котельно-печного топлива и увеличение — в качестве транспортного моторного  топлива и нефтехимического сырья.

России  от бывшего СССР достались 26 морально и физически стареющих НПЗ. Из них восемь было пущено в эксплуатацию до Второй мир. войны, пять — построены до 1950 г., еще девять — до 1960 г. Таким образом, 23 из 26 НПЗ эксплуатируются более 40–70 лет и, естественно, требуется обновление оборудования и технологии. Российским НПЗ необходимы срочная реконструкция, существенное увеличение мощности каталитических процессов, повышающих глубину переработки нефти и качество выпускаемых нефтепродуктов. Глубина нефтепепеработки за последнее десятилетие практически не изменилась и застыла на уровне 65 %.

А ведь увеличение глубины переработки нефти не только помогает использовать нефтяные богатства более рационально, но и обеспечивает большую экономическую  стабильность. Увеличение глубины переработки  нефти также уменьшает процент  сырья, уходящего в отвал, что  делает производство более рентабельным. Современные российские НПЗ стремятся  повысить глубину перегонки нефти  и довести ее до 85% и выше.

Российские  нефтепродукты в большом объеме идут на экспорт - около 85% нефти поставляется в дальнее зарубежье (это около 250 млн. т.). И вступление России в  ВТО ставит перед российской нефтепереработкой  первоочередные задачи по повышению  качества нефтепродуктов (введение европейских  стандартов Евро-4 и Евро-5) и созданию новых конкурентоспособных технологий.

2. Неэффективная  переработка нефтяных ресурсов.

С появлением нефтехимии нефть стала сырьем не только для производства топлива, но и для таких соединений, как  каучуки, пластмассы, полимеры, синтетические  моющие средства. Нефтехимия – это  высокотехнологичные производства, использующие 3-4-й пределы углеводородного  сырья. Важным фактором для развития технологического и экономического потенциала нефтепереработки и нефтехимии является создание единого комплекса, включающего в себя все ступени  переработки нефти с максимальным использованием продуктов переработки.

Например, сырьем нефтехимии являются газовые фракции – продукты перегонки  нефти. А при получении бензина  в нефтепереработке в качестве компонента используют бензин пиролиза, полученный на нефтехимическом заводе. Таким  образом, чтобы оптимизировать расходы  на сырье, нефтеперерабатывающее и нефтехимическое производства должны составлять единое комплексное предприятие.

3. Нефтяная геополитика обычно  строится на основе пятизвенной  цепочки: добыча- транспортировка  – переработка - транспортировка  – сбыт. Которая характерна для  индустриально развитых стран.  Для России присуща усеченная  схема : добыча- транспортировка  – сбыт, что сужает возможности  отечественной экономической стратегии.  Что сужает возможности страны.

4. Несбалансированность спроса  и предложения на нефтепродукты.

Большая часть НПЗ сосредоточена  в Поволжье и на Западном Урале, гораздо  меньше их в Сибири и Центральной  России. И совсем мало НПЗ в таких  регионах, как Южный, Северо-Западный и Дальневосточный, которые как  раз являются наиболее привлекательными для экспорта. Географическое размещение НПЗ было обусловлено техникой переработки  и транспортировки нефти, территориальными соотношениями между ресурсами  и местами потребления жидкого  топлива. Сырая нефть содержит большое  количество песка, солей и воды. Ее первоначальная очистка производится на нефтеочистительных заводах, которые  строились обычно в районах нефтяной добычи. Затем очищенная нефть  поступает на нефтеперерабатывающие  заводы, которые расположены уже  в районах потребления нефтепродуктов. Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей  промышленности еще больше усилилась, когда главной базой добычи нефти  в стране стала Западная Сибирь.

Россия, пожалуй, единственная страна, которая добывает нефть в глубине  континента, а потом для последующей  переработки или на экспорт транспортирует ее на расстояние 2500-3000 км. Это отражается на увеличении стоимости продукции.

На существующие проблемы аналитики  предусматривают следующие перспективы  развития:

Для обеспечения перспективного внутреннего  спроса на нефтепродукты и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей  отрасли, и прежде всего на основе повышения эффективности использования  нефтяного сырья. Приоритетом станет повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.

При всех вариантах развития, кроме  критического, ожидается рост объемов  переработки нефти .К 2010 году он может  достигнуть 190 - 200 млн. т/год и к 2020 году - 190 - 215 млн. т/год с одновременным  увеличением глубины переработки  до 75 процентов в 2010 году и до 80 - 85 процентов к 2020 году. Объем производства моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива, авиакеросина) может  увеличиться до 100 - 110 млн. т в 2010 году и до 115 - 135 млн. т в 2020 году. Выход  светлых нефтепродуктов увеличится с 54 процентов в 2002 году до 66 - 68 процентов  в 2020 году. При критическом варианте развития объем переработки нефти  будет снижаться и может составить  в 2020 году немногим более 170 млн. т.

Начиная с 2005 - 2006 годов по мере увеличения экспорта нефти и консолидации российскими  нефтяными компаниями активов ряда зарубежных нефтеперерабатывающих  заводов будет происходить снижение экспорта нефтепродуктов, прежде всего "полупродуктов" (прямогонного мазута, ряда марок дизельного и бункерного топлива).

Основное направление развития нефтепереработки - модернизация и  реконструкция действующих нефтеперерабатывающих  заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки  нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.

Реконструкция и модернизация НПЗ  предусматривает опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению  качества продукции с использованием таких процессов, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, а также внедрение  современных технологий по каталитическому  риформингу бензинов, гидроочистке дизельных  топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих  высокоактивных добавок.

Информация о работе Развитие нефтеперерабатывающей промышленности