Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.
Целью контрольной работы является рассмотрение развития правового статуса и функции Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие правового статуса Банка России………………………………...4
2. Функции Банка России в современных условиях…………………………7
3. Развитие банковского сектора на современном этапе………………….. 12
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка »
на тему:
«Развитие правового статуса и функций Банка России в современных условиях».
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
Специализация – Банковское дело
Заочное отделение
Руководитель контрольной работы,
д.э.н
Контрольную работу выполнила,
студентка 6 курса
План
Введение…………………………………………………………
1. Развитие правового статуса Банка России………………………………...4
2. Функции Банка
России в современных условиях…
3. Развитие банковского
сектора на современном этапе……
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...17
Введение
Центральный банк Российской
Федерации совместно с
Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного
и бесперебойного
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.
Целью контрольной работы является рассмотрение развития правового статуса и функции Центрального Банка Российской Федерации в современных условиях.
1. Правовой статус Банка России
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
2. Функции Банка России в современных условиях
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации , Банк России выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
Центральный банк России – главный координирующий и регулирующий орган кредитной системы. Он обладает исключительным монопольным правом выпуска денег в обращение. Выпуск денег в обращение состоит из нескольких этапов. Сначала составляется прогноз потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов. Прогноз выпуска денег в обращение осуществляется Департаментом регулирования денежного обращения Банка России. При этом учитываются такие показатели, как: прогнозируемый рост ВНП в реальном выражении, расчетная скорость обращения денег в плановом периоде, максимально допустимый уровень роста цен в прогнозируемом периоде. Составленный прогноз оформляется как заказ и передается на предприятия Гознака для изготовления денежных знаков и их защиты от фальсификации. Центральный банк организует резервные фонды – запас денежных билетов и монет для последующего их выпуска в обращение по мере необходимости через оборотные кассы. Денежные знаки резервных фондов не считаются деньгами, которые находятся в обращении, поскольку они не совершают движения. На следующем этапе осуществляется транспортировка денежной наличности в регионы Российской Федерации Доставка наличных денег осуществляется тремя способами: через филиалы Центрального хранилища Центробанка; через региональные резервные фонды, находящиеся в ведении Банка России; непосредственно с предприятий Гознака в учреждения Банка России (для центральных областей России). На заключительном этапе происходит собственно выпуск денег в обращение. Выпуск наличных денег в обращение происходит ежедневно в пределах сумм изымаемых из обращения. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и является фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка. Эмиссионное регулирование означает определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране, и правильное документальное оформление всех эмиссионных операций. Монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения – одна из старейших функций Центрального банка. Следующая функция Центрального банка России – организация системы рефинансирования коммерческих банков. Он является для кредитных организаций кредитором последней инстанции. Коммерческие банки могут получить в Банке России внутридневные и однодневные кредиты для погашения дебетового остатка по корреспондентскому счету, а также ломбардные кредиты.
Центральный банк определяет правила организации безналичных расчетов, но не выступает в качестве арбитра между коммерческими банками и клиентами при возникновении споров по платежам. В функцию банковского регулирования и контроля входит: лицензирование и регистрация кредитных организаций, установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением, инспекции и ревизии финансового состояния кредитных организаций. Банк России выполняет функции валютного регулирования и валютного контроля, означающие регулирование и контроль за проведением операций с валютными ценностями. В соответствии с законодательством Центральный банк является основным органом валютного регулирования и контроля в Российской Федерации. Функция макроэкономического анализа и прогнозирования означает составление и анализ платежного баланса России, исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей, анализ и прогнозирование развития банковской системы, анализ в региональном разрезе, в том числе и мониторинг важнейших предприятий. Значение этой функции будет возрастать по мере нормализации экономической и политической обстановки в стране.
3. Развитие банковского сектора на современном этапе.
По мнению ряда экспертов, темпы роста банковской системы не соответствуют задачам ускоренного экономического развития страны. Россия, как и любая другая страна, естественно, имеет специфику, тем не менее, игнорировать опыт развития банковских систем других стран нельзя. В странах Запада перед центральными банками ставится только монетарная цель, а развитие банковских систем происходит за счет активности самих банков и конкуренции среди них. В России достаточно глубоко укоренилось неправильное представление о том, что развитием банковской системы должен заниматься Банк России. Это закреплено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». Но так как российская экономика становится рыночной, то данная методология неправильна.
Закон ставит перед Банком России три цели: обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение функционирования платежной системы.
Вторая цель Банком России не может быть достигнута по той причине, что он не в состоянии сделать то, что должна сделать свободная конкуренция. Попытки Центрального банка управлять развитием банковской системы приводят к некоторым отрицательным последствиям и для экономики, и для кредитных организаций.
Во-первых, Банк России пытается предъявлять к банкам нереальные требования, что может привести к сокращению их количества, и прежде всего в регионах. В конечном счете такая попытка может привести к тому, что экономика будет испытывать дефицит банковского обслуживания.
Во-вторых, поскольку Банк России не в состоянии развивать банковскую систему, то он использует банковский надзор как единственное средство своего влияния на кредитные организации. Однако предназначение банковского надзора иное – укрепление кредитных организаций.
В-третьих, если дефицит банковского обслуживания достигнет критической точки, то государство поневоле откроет иностранным банкам доступ на российский рынок. Банковская система окажется неконкурентоспособной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Проблемы жизнеспособности российских банков, их возможностей удовлетворять потребности экономики оказались в фокусе внимания главы государства. В своем выступлении на заседании президиума Госсовета, состоявшемся 14 ноября 2007 г., В.В.Путин отметил положительные результаты в работе банков. В первом полугодии 2009 г. продолжилось динамичное развитие банковского сектора: произошло значительное увеличение капитальной базы, продолжали увеличиваться ресурсы, включая вклады населения, вырос объем кредитных и фондовых операций
Информация о работе Развитие правового статуса и функций Банка России в современных условиях