Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:24, курсовая работа
В последнее время торгово-экономические отношения между Россией и Китаем являются одной из самых обсуждаемых тем. В связи с изменением международной обстановки и успешным визитом в Россию нового председателя КНР Си Цзиньпина 22 марта 2013 года, между двумя крупными державами наблюдается новый виток сотрудничества, который западные страны воспринимают неоднозначно. Однако многие китайские и российские эксперты сходятся во мнении, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество ведется на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, и что оно отвечает интересам в развитии обеих стран.
Введение…………………………………………………………………….2
1 Россия и Китай: теоретический анализ современного состояния экономик, взаимные интересы
1.1. Анализ современного состояния экономики России………………3
1.2. Анализ современного состояния экономики Китая………………..13
2 Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере бизнеса
2.1. Крупнейшие совместные проекты
экономического сотрудничества………………………………………..20
2.2. Перспективы экономического сотрудничества…………………...26
Заключение……………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………..34
Большая часть экспорта Китая приходится на продукцию машино- и приборостроения. На втором месте продукция легкой промышленности. Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда, в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них. В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним. Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.
Спад на традиционных рынках стал главной причиной, которая привела к значительному падению экспорта Китая в июне. Среди торговых партнеров Китая , свыше 50% экспорта страны приходится на такие традиционные рынки как Европа, США и Япония. К сожалению, в этом году экономический рост вышеупомянутых стран по-прежнему оставляет желать лучшего. На фоне ослабления внешнего спроса, в июне этого года экспорт Китая в США по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился до -5,02% (в мае аналогичный показатель составлял -1,6%). К тому же, сохранятся ситуация с отрицательным ростом экспорта в ЕС и Японию.
Даже на фоне застоя в мировой экономике китайская экономика по-прежнему обладает некоторыми важными конкурентными преимуществами в социально-экономическом развитии.
Во-первых, Китай обладает достаточными денежными средствами. Баланс средств на депозитно-сберегательных счетах городского и сельского населения увеличился с 8,69 трлн юаней в 2002г. до 34,74 трлн юаней в конце 2011г., что почти в 4 раза больше показателя 10-летней давности. Одновременно с этим, на конец июня 2012г. баланс запасов иностранной валюты в Китае составил 3,24 трлн долларов США. С точки зрения суммарного количества денежных средств, накопленных Китаем капиталов более чем достаточно для поддержания темпов собственного развития.
Во-вторых, крупный внутренний рынок Китая предоставляет благоприятные условия для дальнейшего развития национальной промышленности и обеспечивает важный фундамент для будущего развития отечественных предприятий.
В-третьих, с точки зрения краткосрочного стимулирования роста экономики, местные власти играют очень большую роль, которую ни в коем случае нельзя недооценивать. В экономике иностранных государств главное место занимают центральное правительство и предприятия. А в Китае между центральным правительством и предприятиями существует промежуточное звено в лице местных властей. К тому же, по сути, работа местных властей Китая давно напоминает деятельность крупной корпорации: местные правительства отличаются довольно большой экономической мощью и стремятся к получению дополнительных доходов за счет инвестирования. Поэтому высвобождение «энергии» местных властей может сыграть на руку Центральному правительству Китая и внести весомый вклад в дело содействия темпам роста национальной экономики. За подобный рост Китаю, разумеется, придется заплатить высокую цену: безрассудные инвестиции, обострение ситуации с избыточной производственной мощностью и т.д. однако на этом непростом этапе развития данный способ можно признать вполне прагматичным и рациональным. [26]
В Китае большое внимание уделяется развитию новых отраслей промышленности, таких как: автомобилестроение, текстильная промышленность, производство оборудования, судостроение, электронная информация, цветная металлургия, легкая промышленность, нефтехимическая промышленность, логистика. Данные отрасли имеют следующие специфики: во-первых, в основном, они относятся к категории ведущих отраслей народного хозяйства и ведущих стимуляторов для увеличения объемов ВВП. Во-вторых, они характеризуются высокой трудоемкостью и могут трудоустроить многих работников. В-третьих, по ним наносит большой удар мировой финансовый кризис, так как экспорт играет важную роль в данных отраслях. В-четвертых, в последние годы производительность в данных отраслях стремительно повышается, что приводит к избытку предложения.
В Китае по итогам октября объем промышленного производства вырос на 10,3%. В октябре объем производства на крупных предприятиях Китая вырос в годовом выражении на 10,3%. Согласно опубликованным в субботу данным Государственного статистического управления КНР, этот показатель по сравнению с сентябрем увеличился на 0,1%. В Китае показатель промышленного производства является важным экономическим индикатором, на основе которого правительство вносит коррективы в экономическую политику страны. К крупным предприятиям в КНР относятся компании с годовым доходом не менее 3,2 млн долларов. Ранее сообщалось, что за девять месяцев текущего года прибыль крупных промышленных предприятий Китая составила 4,05 трлн юаней /664 млн долл/, что на 13,5% больше показателя аналогичного периода 2012 года. [9]
По итогам 10 месяцев текущего года объем розничных продаж в Китае составил 19,03 трлн юаней /3,1 трлн долларов/, что на 13% больше аналогичного показателя прошлого года. Как сообщается, за 10 месяцев темпы роста потребления на селе превысили аналогичный показатель китайских городов. За указанный период жители сельской местности увеличили объем потребления на 14,5% - до 2,59 трлн юаней /425 млрд долларов/. Городские жители увеличили объем потребления до 16,44 трлн юаней /2,7 трлн долларов/, что на 12,7% больше аналогичного периода прошлого года. [9]
"Несмотря на непростую
экономическую ситуацию в
9 сентября 2013 г. Министерство
коммерции КНР, Государственное
статистическое управление КНР
и Государственное управление
валютного контроля КНР
Китаю в октябре 2013 г. удалось
привлечь $8,42 млрд. прямых иностранных
инвестиций в свою экономику. В годовом
исчислении значение показателя увеличилось
на 1,24%, об этом свидетельствуют данные,
предоставленные Министерством торговли
Китая. Однако в сравнении с данными,
полученными месяцем ранее, показатель
упал, так в сентябре объем иностранных
вложений достигал $8,84 млрд.
За период январь-октябрь прямые иностранные
инвестиции выросли на 5,77% по сравнению
с данными аналогичного периода прошлого
года и достигли отметки $97,03 млрд. Нефинансовые
прямые иностранные инвестиции за десять
месяцев текущего года продемонстрировали
повышение на 20% в годовом исчислении,
поднявшись к отметке $69,5 млрд. [9]
Согласно мнению главного экономиста Bank of Communications Лянь Пин, потенциальный рост китайской экономики обеспечивается внутренним спросом, то есть в будущем инвестиции и потребление совместно смогут стимулировать повышение экономики.
За третий квартал текущего года рост ВВП достиг 7,8% в годовом выражении, что может существенно повысить вероятность получения темпа роста в 7,5% ,в общем, по всему году. Однако некоторые эксперты полагают, что на данный момент динамики роста все таки недостаточно для обеспечения развития огромнейшей экономики с населением, превышающем 1,3 млрд. человек. [9]
Инфляция в Китае в октябре выросла до максимума за 8 месяцев на фоне роста цен на продукты питания. Такая динамика увеличивает опасения участников рынка по поводу возможного ужесточения политики Банка Китая. Рост потребительских цен составил 3,2%, что, впрочем, оказалось ниже прогноза аналитиков в 3,3% и ниже официального прогноза на 2013 г., который составляет 3,5%. Однако параллельно выходила статистика по промышленному производству и объему инвестиций в основные средства. Оба показателя показали неплохой рост на 10,3% и 20,1% соответственно, что сигнализирует о стабилизации экономики. Все это порождает спекуляции по поводу ужесточения монетарной политике в стране. Первопричиной для этого послужили действия ЦБ, который в четверг не стал через операции на открытом рынке вливать в финансовую систему дополнительную ликвидность. Стоит отметить, что далеко не все эксперты ожидают скорого ужесточения монетарной политики со стороны Народного банка Китая. Представители регулятора не раз заявляли, что будут придерживаться тонкой настройки монетарной политики исходя из экономических условий. К тому же данные по индексу цен производителей показали снижение на 1,5%, что также не дает повода Банку Китая пересматривать свою политику.
Вице-президент Академии макроэкономических исследований Национальной комиссии развития и реформ ( NDRC ) Ван Йиминг заявил, что в 2014 г. экономический рост, скорее всего, превысит 7,5%, при этом отметил, что в ближайшие годы рост ВВП на 7-8% станет для Китая нормальным явлением.
В целом же эксперты сходятся во мнении, что реформы, принятые на третьем пленуме заседания ЦК КПК, будут способствовать непрерывному и относительно быстрому рост экономики Поднебесной до 2020 г. или даже до 2030 г.
Закрытый пленум ЦК
Компартии Китая планирует самые радикальные
за последние 30 лет социально-экономические
реформы. Темпы роста экономики, которые
два десятилетия измерялись двузначными
цифрами, постоянно снижаются, китайцы
стареют, а региональные диспропорции
растут — перемены назрели. Большинству китайцев
разрешат иметь больше одного ребенка. До 1979 года китайцы
следовали заветам Мао, который призывал
их рожать детей в неограниченном количестве.
Но после смерти «великого кормчего» стало
очевидно, что кормить китайцев, число
которых выросло с 550 до 900 млн, в общем,
нечем. Именно тогда была введена жесткая
политика «одна семья — один ребенок». За всплеск рождаемости
Китай, впрочем, успел сказать Мао спасибо,
когда в результате структурных реформ
экономика начала бурно расти и получила
мощную подпитку в лице молодых людей,
рожденных под зажигательные речи вождя.
Но вот теперь страна столкнулась со стремительно
стареющим населением и нехваткой женщин.
Стремясь обеспечить себе поддержку в
старости, многие семьи делали ставку
на мальчика, а от девочек часто избавлялись
еще до рождения.
Послабления при планировании
семьи вводились постепенно: сначала для
сельских районов, потом второго ребенка
разрешили заводить и городским семьям
— в случае, если оба родителя сами были
единственными детьми в своих семьях.
Теперь о втором ребенке горожане могут
думать, даже если единственным ребенком
в семье был только один из супругов.
По оценкам демографов,
к нынешним 15 млн новорожденных в год прибавятся
еще 1–2 млн. Это не так много и устраивает
товарищей из ЦК, которые совершенно не
стремятся к беби-буму и очередному демографическому
перекосу, на этот раз в другую сторону.
Местные власти получат больше денег и полномочий. Сегодня региональные правительства в Китае ответственны за 80% расходов на своей территории, получая при этом лишь 40% от общей суммы собираемых в Китае налогов. Теперь провинциям дадут больше денег и предоставят больше инструментов для заимствования. В частности, они получат право выпускать муниципальные облигации, а на вырученные средства смогут отстраивать у себя необходимую инфраструктуру. Кроме финансовых средств местные власти получат и новые полномочия. Так, например, низовые судебные и другие органы станут более самостоятельны при решении вопросов, связанных с трудовой и общественной безопасностью, а также с морским пространством и островными территориями.
Внимание на запад. Угрожающие диспропорции
между бурно развивающимся востоком страны
и отсталым сельским «диким западом» китайские
власти собираются компенсировать реформой
системы хукоу — прописки по-китайски.
Сейчас от прописки напрямую зависит государственный
социальный пакет каждого гражданина.
Шанхайская, к примеру, считается лучше
пекинской, а с сельской пропиской значительно
сложнее найти работу, получить страховку,
жениться, завести детей и тем более отправить
их в городскую школу. Отменять разделение
на городскую и сельскую прописки власти
не планируют, однако крестьянам станет
значительно проще прописаться в малых
и средних городах страны. Одновременно
вводятся минимальные стандарты социального
обслуживания, которое будет гарантировано
даже жителям сельской местности.
Информация о работе Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере бизнеса