Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:24, курсовая работа
В последнее время торгово-экономические отношения между Россией и Китаем являются одной из самых обсуждаемых тем. В связи с изменением международной обстановки и успешным визитом в Россию нового председателя КНР Си Цзиньпина 22 марта 2013 года, между двумя крупными державами наблюдается новый виток сотрудничества, который западные страны воспринимают неоднозначно. Однако многие китайские и российские эксперты сходятся во мнении, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество ведется на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, и что оно отвечает интересам в развитии обеих стран.
Введение…………………………………………………………………….2
1 Россия и Китай: теоретический анализ современного состояния экономик, взаимные интересы
1.1. Анализ современного состояния экономики России………………3
1.2. Анализ современного состояния экономики Китая………………..13
2 Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере бизнеса
2.1. Крупнейшие совместные проекты
экономического сотрудничества………………………………………..20
2.2. Перспективы экономического сотрудничества…………………...26
Заключение……………………………………………………………….32
Библиографический список……………………………………………..34
2.1. Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества
Всекитайская инженерно-строительная
компания (ВИСК) занимает 80-е место в списке
500 ведущих крупнейших компаний мира 2013
г., дочерняя компания этой корпорации
– ООО «Китайстрой» работает в России
уже 20 лет. После распада СССР ВИСК создала
представительство в России и начала осваивать
местный рынок. По мере постепенного улучшения
коммерческой и инвестиционной среды,
особенно в начале 21-го века, Россия вступила
в новый период инновации и развития. Но
строительная отрасль в стране пока еще
не очень развита, отсутствует зрелая
рабочая сила, ощущается дефицит комплектующих
строительных материалов. Для строительных
предприятий других стран, включая ВИСК,
этот рынок имеет большую привлекательность.
Поэтому ВИСК создала в России дочернюю
компанию – ООО «Китайстрой», которая
включилась в конкурентную борьбу на российском
строительном рынке.
Россия имеет свою специфику, что проявляется в первую очередь в законодательстве, режиме ввоза трудовых ресурсов, финансово-налоговой политике и других областях; с другой стороны, глобальный финансовый кризис, произошедший в 2008 г., оказал на строительный рынок Росии сильное влияние, из-за чего возникла безработица среди строительных рабочих и началось замораживание строящихся объектов.
В этой ситуации компания «Китайстрой», исходя из своих возможностей, взяла подряд на постройку высококачественных объектов, в том числе самого высокого здания в Европе – башни «Федерация» в Москве и здания многофункционального торгового центра «Стокманн Невский центр» в Санкт-Петербурге. Более того, компания принимала участие в декоративно-отделочных работах поти всех китайских предприятий и учреждений в России, включая филиал Китайского банка в России, Китайский культурный центр в Москве, филиал китайского строительного банка в России и др.
ВИСК постоянно уделяет внимание российскому рынку, в освоение которого вложила немало людских и материальных средств. В дальнейшем «Китайстрой» намерены укреплять строительство корпоративной команды компании, реализовать научное управление, усиливать локализацию. Одновременно с наращиванием преимуществ, имеющихся в настоящее время подряд на соответствующих объектах китайских предприятий в России, в полной мере используя инвестиционную и финансовую политику России, привлекать заказы на строительство местных крупных общественных и частных объектов, добиться стабильного развития «Китайстроя» в Росии и соседних странах и регионах, чтобы творения рук китайских строителей повсеместно поднималась в России, а компания стала одним из ведущих предприятий на российском строительном рынке. [14]
Президент, Председатель Правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин и Президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чжоу Цзипин подписали долгосрочные соглашения по поставке в Китай 46 млн. т. Нефти. Соглашение было подписано в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и Первого Вице-премьера Госсовета Китайской народной республики Чжана Гаоли в рамках Петербургского международного экономического форума. Подписание данных соглашений стало еще одной вехой на пути развития отношений в области энергоресурсов и экономики между двумя компаниями и странами в целом. Общая стоимость контракта – 270 млрд долл. США, контракт рассчитан на 25 лет.
Комментируя заключение соглашений, Игорь Сечин особо подчеркнул долгосрочность и масштабность сделок, а также заявил, что они окажут существенное влияние на укрепление долгосрочных отношений между двумя компаниями, позволят привлечь дополнительное финансирование в проекты компании в области разведки и добычи, будут способствовать развитию проектирования и строительства необходимой логистической инфраструктуры, поспособствуют планомерному распределения нефтяных ресурсов «Роснефти» в долгосрочной перспективе и обеспечат Компании гарантированный сбыт нефти по рыночным ценам. Глава «Роснефти» обратил особое внимание на инновационный характер заключенных соглашений и отсутствие в них каких-либо долговых обременений.
В свою очередь, Чжоу Цзипин отметил значимость контракта с «Роснефтью» с точки зрения обеспечения диверсификации поставок нефти и энергетической безопасности Китая в целом, обозначил возможности, которые данное соглашение предоставляет в плане загрузки перерабатывающих мощностей компании CNPC и дальнейшего развития ее маркетинговых программ, а также подчеркнул важность сделки для расширения сотрудничества с «Роснефтью» по другим направлениям.
Данные соглашения были подписаны в рамках Межправительственного соглашения между Россией и Китаем, заключенного в марте 2013 г.
Помимо поставок сырой нефти, «Роснефть» и CNPC осуществляют совместные проекты по строительству НПЗ в Тяньцзине и развитию сотрудничества в области нефтедобычи. [25]
Седьмого сентября, во время саммита АТЭС, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев сообщил, что Российскл-Китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный РФПИ и Китайской инвестиционной компанией с ограниченной ответственностью, достиг договоренности о вхождении в акционерный капитал дальневосточной компании Russia Forest Products (RFP) – второй по величине лесозаготовительной компании России. Данная сделка идеальо соответствует миссии Российско-китайского инвестиционного фонда: обеспечение высокой доходности, а также продвижение двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Китаем. В результате этой сделки РКИФ может инвестировать в RFP более 200 млн долларов и стать крупнейшим акционером компании. Данная инвестиция позволит создать новые рабочие места на российском Дальнем Востоке и внедрить современные технологии в российское лесоводство. Это также служит сигналом того, что в сфере освоения Дальнего Востока Китай и Россию ждут новые шансы сотрудничества.
Российские банки предлагают
перевести клиентов на китайский пластик. Банковское сообщество
обратилось в правительство с предложением
рассмотреть в качестве альтернативы
американским платежным системам Visa и
MasterCard китайскую China UnionPay. С такой инициативой
члены Национального совета финансового
рынка
обратились к первому
зампреду правительства Игорю Шувалову.
Предполагается, что российские банки
должны до апреля 2015 года начать массовую
эмиссию карт китайской платежной системы.
По словам Емелина, China UnionPay уже имеет представительство
в России, что должно облегчить реализацию
предложения.
«3+1»: китайские города
и Приамурье вместе занялись туризмом. В административном
центре провинции Хэйлунцзян создана
китайско-российская трансграничная региональная
ассоциация туризма «3+1». Она охватывает
три города в провинции – Харбин, Ичунь
и Хэйхэ и один регион в России – Амурскую
область. Трансграничная региональная
ассоциация туризма «3+1» одновременно
является международной и региональной
организацией туристического сотрудничества.
Это первое в провинции подобное объединение,
сообщает сайт «Партнёры».
Основа деятельности
– совместное предложение туристических
маршрутов и расширение туристического
рынка. Создание организации позволит
использовать единую платформу для маркетинга
регионального туризма Хэйлунцзян и Дальнего
Востока России.
«Триумф» для Китая. Президент России Владимир
Путин дал согласие на продажу зенитных
ракетных комплексов С-400 «Триумф» Китаю,
активно интересующемуся возможностью
их приобретения с 2011 года. Получить новые
комплексы Пекин сможет не раньше 2016 года,
поскольку в первую очередь должны быть
удовлетворены потребности Министерства
обороны России. Помимо покупки самих зенитных
систем китайская сторона настаивает
на получении полных сведений о тактико-технических
характеристиках С-400. Между тем, перед
подписанием твердого контракта Москве
и Пекину необходимо будет согласовать
условия продажи комплексов, чтобы постараться
избежать копирования «Триумфов» Китаем.
О том, что продажа комплексов С-400 Китаю
получило одобрение российских властей
газете «Коммерсантъ» рассказал источник,
близкий к Кремлю. При этом директор Федеральной
службы по военно-техническому сотрудничеству
Александр Фомин подтвердил, что переговоры
о поставке комплексов действительно
ведутся, однако подробности раскрывать
не стал. Источники газеты также отметили,
что решение о продаже С-400 Китаю было принято
в начале 2014 года и никоим образом не связано
с разногласиями с США и Евросоюзом относительно
вхождения полуострова Крым в состав России
(на голосовании Генассамблеи ООН по законности
крымского референдума Китай воздержался).
В настоящее время Москва и Пекин ведут
переговоры относительно количества и
стоимости зенитных ракетных комплексов.
В частности, речь идет о продаже от двух
до четырех дивизионов С-400, в состав каждого
из которых входят восемь пусковых установок
с ракетами-перехватчиками. В 2012 году,
когда впервые было официально объявлено
о возможности заключения контракта с
Китаем, сообщалось о том, что китайское
министерство обороны планирует приобрести
только один дивизион С-400. Вероятно, на
увеличении объема покупки зенитных комплексов
настояла Москва, опасающаяся копирования
техники Китаем. Помимо самих систем, Пекин
запросил и подробную информацию о характеристиках
«Триумфа». Похожая ситуация наблюдалась
во время переговоров между Москвой и
Пекином относительно продажи новых истребителей
Су-35С. Изначально китайская сторона объявила
о намерении приобрести 48 боевых самолетов,
которых было бы достаточно для комплектации
двух-трех полноценных эскадрилий. Позднее
Китай решил ограничиться лишь приобретением
четырех истребителей. В Москве посчитали
продажу столь малого количества Су-35С
экономически невыгодной и переговоры
на некоторое время прервались. В настоящее
время они проводятся в замедленном режиме,
причем Россия настояла на расширении
возможного контракта до 24 истребителей.
В марте прошлого года вице-премьер России
Дмитрий Рогозин объявил, что если контракт
с Китаем по Су-35С и будет подписан, он
будет поставочным, а не лицензионным.
Это означает, что Воздушные силы Народно-освободительной
армии Китая получат уже полностью собранные
истребители без права их производства
на своей территории. Предположительно
контракт на поставку Су-35С будет подписан
в течение 2014 года, его стоимость составит
не менее 1,5 миллиарда долларов, а поставки
самолетов начнутся после 2015 года. Параллельно
Китаю могут быть проданы и турбореактивные
двухконтурные двигатели с форсажными
камерами АЛ-41Ф1С.
При проведении переговоров о поставке С-400 Китаю, славящемуся копированием различных образцов вооружений и военной техники иностранной разработки, Москва наверняка пойдет по тому же пути, что с истребителями Су-35С. То есть фактически, если контракт и будет подписан, он будет поставочным. При этом понятно, что при желании Китай все равно скопирует российский «Фаворит», но тут у Москвы уже появится юридический повод для недовольства, который возможно будет использовать в дальнейшем военно-техническом сотрудничестве с Пекином. Правда, как это будет, пока не ясно.
Три года назад Михаил Дмитриев, тогда еще занимавший пост директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, рассказал, что в 2008 году с Китаем было подписано специальное соглашение по линии Министерства юстиции, которое, впрочем, не разрешило вопроса с нелицензионным копированием советской и российской техники. «В послевоенное время (конец 1940-х годов ─ примечание «Ленты.ру») и потом, во времена СССР, мы поставляли в Китай целые линии по производству тех или иных изделий. Тогда не требовалось подписания каких-то бумаг, у нас на сей счет и документов-то никаких нет. И претензий серьезных теперь предъявить не можем", ─ объяснил Дмитриев.
Кроме того, еще одна тонкость китайского копирования заключается в том, что Китай, копируя российскую продукцию военного назначения, вносит в нее собственные изменения. «Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьезным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться», ─ отметил Дмитриев, добавив, что в последние несколько лет военно-техническое сотрудничество с Китаем пошло на спад из-за быстрого развития промышленности этой страны, которая уже в состоянии самостоятельно обеспечивать многие свои потребности. Многие, но не все, что наглядно показывают, например, данные о межремонтном ресурсе китайских авиационных двигателей.
Как бы то ни было, России следует с большой осторожностью относится к продаже вооружений и военной техники Китаю, поскольку эта страна начинает играть все более значительную роль на мировом рынке, предлагая покупателям более дешевые копии российского оружия и собственные разработки. Еще в 2012 году стало известно, что российский оборонно-промышленный комплекс намерен разработать экспортную версию зенитной системы С-400, а поставки иностранным заказчикам «Триумфов» могут начаться только после этого. Хотя экспортная версия будет проще «родной», а в ней будут использоваться иностранные комплектующие, появления конкурента в нише зенитных ракетных комплексов большой дальности лучше не допускать, потому что в конечном счете это скажется на военном экспорте России.
Возвращаясь же к теме возможной продажи комплексов С-400 Китаю, надо отметить, что указанный срок наиболее вероятного начала поставки систем (2016-2017 год) является оптимистичным. Скорее всего, даже если контракт с Пекином будет подписан в ближайшее время, реальная поставка «Триумфов» покупателю начнется после 2020 года. Дело в том, что по госпрограмме вооружений России российское Министерство обороны должно получить 56 дивизионов С-400. При этом производитель ─ концерн ПВО «Алмаз-Антей» ─ пока не справляется с большими объемами производства и поставки комплексов российским военным.
Для исправления сложившейся ситуации в России уже ведется строительство трех заводов, благодаря которым «Алмаз-Антей» рассчитывает значительно увеличить темпы выпуска готовой продукции. Но даже и после завершения строительства производственных площадок, комплексы в Китай будут поставляться не сразу. Помимо производства С-400 для нужд Вооруженных сил России «Алмаз-Антей» будет выпускать «Триумфы» для Белоруссии и Казахстана. Эти комплексы планируется передать белорусским и казахстанским военным в рамках программы формирования единой зоны противовоздушной обороны СНГ, причем поставка будет осуществляться, вероятно, по сниженной цене ─ Белоруссия и Казахстан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности.
В каком виде будет подписан контракт с Китаем на поставку комплексов С-400, сказать пока трудно, однако вероятность заключения самого этого соглашения крайне высока. Москва и Пекин ведут военно-техническое сотрудничество еще со времен СССР и прекращать его, похоже, не намерены. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2009-го по 2013 год доля российской продукции военного назначения в общем объеме китайского оборонного импорта составила 64 процента.
Еще одним крупным российско-китайским проектом может стать продажа 100 самолетов Sukhoi Superjet. В конце марта ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» подписало меморандум с пулом китайских инвесторов — Henan Oberoi Aircraft Company, Shanghai Yuan Fei Aviation Technology Сompany, а также China Tianli Aviation Technology Co. Согласно меморандуму, ГСС и компания Henan Oberoi построят предприятие для сборки SSJ100 в городе Чжэнчжоу провинции Хэнань.
По условиям соглашения стоимость сделки может составить около $3,45 млрд. Конечная цена будет зависеть от размера скидки, которую предоставит ГСС. Стороны планируют наладить сборочное производство после того, как китайские авиакомпании закупят определенное количество самолетов российской сборки, однако пока твердых контрактов на поставку самолетов и организацию производства нет.
Китайские СМИ уже окрестили данное партнерство «стратегическим» и «взаимовыгодным». Так, официальная газета ЦК КПК «Жэньминь жибао» отмечает, что «заказ 100 лайнеров SSJ-100 и главная линия монтажа обязательно повлияют на авиаструктуру КНР». Таким образом «давление со стороны зарубежных самолетов на китайское авиастроительство может превратиться и в импульс и так только поможет гражданской авиации Китая». В настоящее время в Тяньцзине производится сборка лайнеров Airbus, в Шанхае расположена база по производству китайских самолетов C919. В случае если сотрудничество с ГСС будет признано успешным, Чжэнчжоу станет третьим городом, где будут собираться лайнеры вместимостью до 100 человек.
Информация о работе Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере бизнеса