Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 22:11, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям одной из реальных и действенных мер стабилизации экономики Республики Казахстан становится включение в мировое хозяйство. Какую бы отрасль производства ни взять – все требуют финансовых вложений: на замену изношенной техники и оборудования, реконструкцию, обновление технологии, а то и просто поддержание жизнедеятельности. Все большую роль в становлении и развитии нового механизма внешнеэкономической деятельности начинают играть совместные предприятия. В этой связи практика требует теоретической и практической разработки совместного предпринимательства в условиях рыночных отношений Республики Казахстан.
Введение 3
Глава I. Сущность, формы и типы СП. 5
1.1 Сущность совместных предприятий 5
1.2 Формы совместных предприятий 6
1.3 Типы совместных предприятий 7
Глава II. Создание СП в Республики Казахстан 9
2.1 Цели создания Совместного предприятия 9
2.2 Процесс создания совместных предприятий 11
Глава III. Развитие совместных предприятий в Республике Казахстан 14
Заключение 20
Список использованной литературы: 22
Поскольку совместные предприятия создаются двумя и более сторонами на основании совместного договора и на принципе взаимовыгоды, следует рассматривать цели создания совместных предприятий с учетом целесообразности для обеих сторон участников.
Совместное предприятие обеспечивает - Привлечение иностранного капитала. Для стран, экономика которых нуждается в большом количестве иностранного капитала, создание совместного предприятия является самым эффективным способом его привлечения. Для иностранных инвесторов совместное предприятие является самым эффективным способом его привлечения. Для иностранного инвестора совместное предприятие является гарантирующей формой инвестирования и поиска нового рынка за рубежом.
Передача технологии.
Для стран получателей
Обмен опытом управления. Не только развивающиеся страны нуждаются в опыте управления, который дается в совместном предприятии, но и инвесторам, руководителям промышленности стран инвесторов тоже нужны навыки и опыт управления в других странах.
Преодоление протекционистских и таможенных барьеров, освоение новых рынков. Для многих транснациональных компаний совместные предприятия являются одной из ведущих стратегий преодоления протекционистских барьеров и решения вопросов выхода на новые рынки. Поскольку для инвесторов создаются благоприятные условия в увеличении масштабов производства.
Сотрудничая с местными партнерами, иностранные инвесторы, участники могут пользоваться природными ресурсами, дешевыми трудовыми ресурсами, за счет которых снижаются издержки продукции.
Таким образом, в процессе достижения цели Республика Казахстан решает следующие задачи: внедрение новой технологии, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; государственная поддержка и стимулирование отечественного товаропроизводителя; развитие экспортоориентированых и импортозамещающих производств; рациональное и комплексное использование сырьевой базы; внедрение современных методов менеджмента и маркетинга; создание новых рабочих мест; внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение системы их квалификации; обеспечение интенсификации производства; улучшение окружающие природной среды.
Поэтому создание и развитие
совместных предприятий является объективным
и неизбежным результатом
Установление порядка1 создания на территории Казахстана совместных предприятий, отнесена к компетенции Казахстанского Правительства.
В настоящее время такой порядок устанавливается следующими законами:
«Об иностранных инвестициях» от 27.12.94.
«О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28.02.97.
«О собственности» от 09.04.93.
«Гражданский кодекс Республики Казахстан» от 27.12.94.
«О защите и поддержке частного предпринимательства» от 04.06.95.
Указ президента «О налогах и других платежах в бюджет» от 24.04.95.
«Об иностранных фондах Р.К.» от 06.03.95.
«Указ о мерах по повышению эффективности
государственного управления и регулирование
процессов привлечения
« Постановление о мерах по финансово-хозяйственному оздоровлению предприятий с передачей права управления по контрактам» от 31.07.95.
« Указ президента о СЭЗ» от 26.01.96.
« Указ о либерализации ВЭД» от 11.01.95.
Например, целью государственной поддержки прямых инвестиций (все виды инвестиций, за исключением инвестиций связанных с суверенными гарантиями Р.К. и входящих в рамки официальной технической помощи или грантов, предоставляемых Республике Казахстан) является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг.
Процесс создания совместных предприятий проходит ряд стадий:
Выбор иностранного партнера.
В некоторых случаях иностранная фирма может сама предложить свои услуги для участия СП, иногда наш партнер вдет поиск иностранного компаньона. При окончательном выборе иностранного партнера необходимо оценить его финансовое положение, запросить карточку регистрации фирмы и банковскую карточку, свидетельствующую о наличии счета этой фирмы, оценить конкурентоспособность продукции потенциального партнера, цели и намерения в совместном сотрудничестве, сделать технико-экономическую оценку его предложений, оговорить сроки и условия внесений доли в уставный фонд в валюте.
Проведение переговоров
между партнерами в целях подписания
протокола о намерениях создать
СП. В этом протоколе после завершения
переговоров должны быть указаны
намечаемые объемы производства в ассортименте,
место размещения СП, источники материально-
Уточнение вопросов, поставленных в протокол о намерениях, а анализ технико-экономической информации и разработка технико-экономического обоснования создания СП. При разработке технико-экономического обоснования решаются следующие вопросы: оценивается эффективность создания и деятельности СП, определяются выгоды, которые могут быть получены на народнохозяйственном уровне, оцениваются экономические интересы иностранного партнера.
Регистрация СП в Министерстве
финансов Р.К. и в органах МВЭС
как участника
С момента его регистрации СП приобретает право юридического лица. В договоре о создании СП указываются цели и основное содержание его деятельности, наименование, реквизиты, размеры уставного фонда и доли партнеров в нем, срок деятельности СП.
Независимо от мотивов, совместное предприятие представляет собой средство достижения деловых и экономических целей, в потенциале выходящих за рамки возможностей каждого участника отдельно.
При создании совместного предприятия решаются два комплекса вопросов: имеет ли смысл создавать совместное предприятие в данной стране? (анализ страны и самого проекта); с кем в данной стране может быть организовано совместное предприятие? (выбор партнера).
Затем, стороны подписывают протоколы о намерениях (учредительный договор и устав), которые содержат более подробные детали проекта совместного предприятия: цели, задачи, функции будущей организации, сфера ее деятельности, основные принципы сотрудничества в рамках совместного предприятия, выбор для нее оптимальной правовой формы, и другое1.
Совместные предприятия осуществляют свою деятельность на внутреннем рынке. Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают инвестиции в сырьевые отрасли экономики Казахстана и в первую очередь в горнопромышленные и топливно-энергетические комплексы.
Цель создания совместных предприятий – реализация соглашений о специализации и кооперировании производства; сооружении крупных промышленных и других объектов, особенно требующих сложного и дорогостоящего оборудования, больших капиталовложений, окупающихся лишь при производстве в крупных масштабах; соглашения о налаживании производства новых видов продукции, что связано с известным риском и крупными расходами на освоение новых технологических методов. Совместное предприятие широко используется для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе совместного использования патентов и лицензий, технологического опыта и знаний.
Создание совместных компаний обычно служит каким-то конкретным целям и имеет определенные побудительные мотивы. Чаще всего такими побудительными мотивами являются: устранение прямой конкуренции между учредителями; объединение усилий в определенной области хозяйственной деятельности; получение определенных льгот и привилегий (при налогообложении, выдаче подрядов) в стране местонахождения и др. Поэтому часто такие Совместные компании по характеру своей производственной деятельности являются узкоспециализированными. Учредители нередко «отказываются» в пользу совместного предприятия от выпуска одного или нескольких дублирующих изделий, передают ему соответствующую исследовательскую базу, производственные мощности, сбытовую сеть, кадры. Такое объединение усилий позволяет повысить серийность объединяемого производства специализируемых изделий, их качество и новизну. С другой стороны, сокращается ассортимент выпускаемой продукции у фирм- учредителей совместной компании из-за передачи ими части номенклатуры и именно тех изделий, а подчас и расширяя его, получают возможность углублять специализацию своей деятельности.
Доля совместных и
иностранных предприятий в
Основной удельный вес в объеме экспорта приходится на совместные предприятия
Атырауской области (76 % от общего объема экспорта),
г.Алматы (13),
Южно-Казахстанская область(6);
а основной удельный вес в объеме импорта г. Алматы (78%); и Южно-Казахстанская область (12%).
Создание и развитие совместных предприятий в Казахстане началось с 1989 года. Как известно, первыми совместными предприятиями на территории Казахстана были кооперативы. Рост и внедрение кооперативов объяснялся следующими мотивами: престиж предприятия; скорейшая перепродажа импортных товаров; избежание налога; погоня за свободно-конвертируемой валютой.
Первым правовым документом
регулирующим деятельность Совместных
предприятий был закон
Итак, по данным статистических сборников, в 1989 году 8 совместных предприятий, в 1995 г.–15, 1996г.-225, 1997г. –674,1998 г. –1140, 1999 г.-491, 2000г.-736, 2001г.-995, 2002г.-1388.
Таким образом, с обретением
государственного суверенитета, принятием
республиканских законов, поощряющих
предпринимательскую
При исследовании первого опыта создания и деятельности совместных предприятий на территории Республики Казахстан были выявлены многочисленные проблемы, которые со всей очевидностью показали, что Казахстанские организации, – как непосредственные участники совместных
предприятий, так и
осуществляющие государственное регулирование
совместного
Существенный вклад в
Рассмотрим данные численности совместных предприятий по отраслям и формам собственности и сделаем вывод.
Численность СП по отраслям экономики и формам собственности за 2002 год.
Наименование отрасли |
Общая собственность (с иностранным участием) |
Иностранная собственность | ||
количество |
Удельный вес в % |
количество |
Удельный вес в % | |
ВСЕГО |
880 |
100 |
499 |
100 |
Промышленность |
277 |
31,4 |
64 |
12,8 |
Сельское хозяйство |
13 |
1,4 |
0 |
… |
Транспорт |
20 |
22 |
18 |
3,6 |
Строительство |
43 |
4,8 |
19 |
3,8 |
Торговля и общественное питание |
268 |
30,4 |
271 |
54,3 |
Материально-техническое снабжение |
9 |
1,0 |
4 |
0,8 |
Заготовки |
9 |
1,0 |
2 |
0,4 |
Информационно- вычислительное обслуживание |
2 |
0,2 |
1 |
0,2 |
Прочие деятельности материального производства |
12 |
1,3 |
2 |
0,4 |
Жилищно- коммунальное хозяйство |
5 |
0,5 |
0 |
… |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
4 |
0,4 |
0 |
… |
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение |
22 |
2,5 |
6 |
1,2 |
Культура и искусство |
5 |
0,5 |
3 |
0,6 |
Образование |
9 |
1,0 |
4 |
0,8 |
Наука и научное обслуживание |
8 |
0,9 |
1 |
0,2 |
Управление |
3 |
0,3 |
2 |
0,4 |
Общественные организации |
1 |
0,1 |
0 |
… |
Прочие |
12 |
1,3 |
2 |
0,4 |
Информация о работе Развитие совместных предприятий в Республике Казахстан