Развитие таможенной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание работы

Объект работы: таможенная служба.
Предмет работы: история таможенной службы.
Цель работы: анализ становления и развития таможенной службы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
Факторы обуславливающие развитие таможенной службы……………… 4
Первые сведения о пошлине на территории современной России………. 8
Таможенная политика Российской империи и советской России………... 10
Развитие таможенной службы суверенной России………………………... 21
Заключение…………………………………………………………………... 25
Список использованных источников………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

экономика в таможенном деле.docx

— 54.71 Кб (Скачать файл)

Таможенная политика первой половины XIX ст. отражала протекционистские тенденции (ограничение ввоза иностранных товаров), обеспечивала верхушке российской буржуазии высокую прибыль, накопление капиталов для развития промышленности.

В таможенной политике Российского  государства второй половины XIX ст. предпочтение отдавалось свободной торговле и предпринимательству, уменьшилась пошлина на сельскохозяйственные продукты и цены на них.

Призыв свободной торговли был направлен на защиту интересов  промышленной буржуазии, которая боролась за отмену таможенных барьеров на иностранных  рынках, облегчая продвижение своих  товаров на них, и обеспечивала преимущество экспорта над импортом, а своей  стране.

В 1864 г. в Министерстве финансов был организован Департамент таможенных сборов для управления таможенными учреждениями. Повысилась действенность таможенного контроля в сфере борьбы с контрабандой, увеличились взносы таможенных сборов в казну.

Начинается активное строительство  и организация таможенных органов, разрабатываются инструкции, положения, уставы, что строятся пограничные  сооружения.

В инструкции по ведению  дел о контрабанде, утвержденной ГТУ 31 декабря 1942 г., лица, виновные в контрабандном ввозе наркотических средств, а также в их хранении и сбыте, привлекались к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовных кодексов союзных республик с конфискацией товаров и наложением штрафов в административном порядке.

В этот период существовала и «мнимая» контрабанда, когда предметы не превышали пассажирскую норму, но скрывались от таможенного контроля и обнаруживались только в результате таможенного досмотра. Этот вид контрабанды  советскими законами не предусматривается, поэтому обнаруженные в результате досмотра предметы, не превышающие  нормы, пропускались.

Во второй половине 1940-1950-х  гг. сложился механизм борьбы с таможенными  правонарушениями.

Закон, утвержденный 25 декабря  1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР пятого созыва «Об уголовной ответственности за государственные преступления» в ст. 15 предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений и так давал определение контрабанде: Контрабанда, то есть незаконное перемещение товаров или иных ценностей через границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.

Законодатель отказался  от ряда признаков, ранее характеризовавших  квалифицированную контрабанду (таких, как контрабанда с использованием специальных перевозочных средств, совершение контрабанды вооруженными лицами, контрабанда аннулированных ценных бумаг и некоторых видов  имущества), и установил меру наказания  в виде лишения свободы на срок от 3-х до 10-ти лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2-х до 5-ти лет или без ссылки.

В связи с принятием  этого закона были исключены из УК союзных республик составы преступлений, предусматривавшие ответственность  за нарушение Положения о монополии  внешней торговли, и простая контрабанда (ст. 59 и 83 УК РСФСР).

В 60-е гг. XX в. между странами-участницами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) складывались новые взаимоотношения. Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со странами социалистического содружества явились экономические, научно-технические, научные, производственные связи. Внешнеэкономические связи стран социалистического содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны. СССР наращивал торговлю, а с октября 1961 г. вводился в действие новый Таможенный тариф.

Минимальные ставки пошлин, предусмотренные в тарифе, применялись  к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или  ввозимым из стран, которые применяют  к советским товарам, ввозимым в  эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного  обложения, а максимальные ставки пошлин – к товарам, происходящим или  ввозимым из стран, которые этого  режима к советским товарам не применяют.

Таможенным тарифом предусматривались  ставки таможенных пошлин по привозной  торговле. Беспошлинный ввоз распространялся  на 26 из 36 наименований химических продуктов, удобрений, каучука.

5 мая 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Он представлял собой систематизированный законодательный акт, устанавливающий принципы таможенного дела в стране на данный период времени.

Управление таможенным делом  на территории СССР относилось к ведению  Министерства внешней торговли и  осуществлялось через входящее в  его состав Главное таможенное управление.

Таможенные учреждения СССР осуществляли контроль за соблюдением  государственной монополии внешней  торговли, совершали таможенные операции и вели борьбу с нарушением таможенных правил и контрабандой.

К ведению Главного таможенного  управления относилось:

1) Управление местными таможенными учреждениями, дача им руководящих указаний и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу;

2) Разработка вопросов таможенной политики;

3) Участие в разработке проектов международных соглашений в части, касающейся таможенного дела;

4) Подготовка проектов таможенных тарифов и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов;

5)  Разработка и осуществление мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой;

6) Рассмотрение жалоб на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в порядке надзора решений местных таможенных учреждений.

Главное таможенное управление возглавлял начальник управления. Местными таможенными учреждениями являлись таможни и подчиненные им таможенные посты.

Для оперативных работников таможенных учреждений устанавливалось  ношение форменной одежды. Форма  одежды и перечень должностей оперативных  работников, для которых устанавливалось  ношение форменной одежды, утверждалось Советом Министров СССР, а правила  ношения форменной одежды – министром  внешней торговли.

Грузы пропускались через  государственную границу СССР в  соответствии с законодательством  о государственной монополии  внешней торговли и положениями  Кодекса. Пропуск грузов через государственную  границу СССР производился через  таможенные учреждения. Под грузом понимались всякого рода предметы, перемещаемые через государственную  границу СССР (в том числе багажом  и почтовыми отправлениями).

Таможенный контроль осуществлялся  за грузами:

1) ввезенными из-за границы – со времени прибытия и до выпуска их таможенным учреждением внутрь страны;

2) вывозимыми за границу – со времени предъявления таможенному учреждению и до выпуска их таможенным учреждением за границу;

3) транзитными – со времени прибытия из-за границы и до выпуска их таможенным учреждением за границу;

4) перевозимыми из одних таможенных учреждений в другие – до выпуска их таможенным учреждением назначения внутрь страны или за границу.

Время прибытия в места  расположения таможенных учреждений транспортных средств и продолжительность  стоянки их устанавливались соответственно Министерством морского флота, Министерством  путей сообщения, Главным управлением  гражданского воздушного флота при  Совете Министров СССР и органами управления речным и автомобильным  транспортом союзных республик  с учетом необходимого для осуществления  таможенного контроля времени, определяемого по согласованию с Министерством внешней торговли.

Лица, направляющиеся за границу  и прибывающие из-за границы должны были следовать через таможенные учреждения и контрольно-пропускные пункты пограничных войск.

В международных почтовых отправлениях допускались к ввозу  в СССР с уплатой таможенных пошлин предметы личного потребления по списку и нормам, утверждаемым Министерством  внешней торговли по согласованию с  Министерством финансов СССР и Министерством  связи СССР. Поступившие из-за границы  в почтовых отправлениях предметы не могли использоваться для извлечения нетрудовых доходов. Грузы могли  перевозиться из одних таможенных учреждений в другие для досмотра и оплаты пошлиной, а также для выпуска  их за границу. Перевозка таких грузов производилась под ответственностью транспортных организаций, принявших  грузы к перевозке, с соблюдением  правил таможенного контроля за соответствующими транспортными средствами и перевозимыми на них грузами.

Таможенные учреждения производили  досмотр грузов для установления законности их перемещения через  государственную границу СССР, определения  тарифного наименования, цены, количества и в подлежащих случаях качества. Досмотренные грузы могли быть подвергнуты  пересмотру.

Таможенные пошлины определялись тарифами, утверждаемыми Советом  Министров СССР. Таможенная пошлина  исчислялась на основании таможенного  тарифа, действующего в день платежа  пошлины или в день выпуска  груза таможенным учреждением, в  зависимости от того, какой из указанных  сроков предшествует другому. Ценой  для исчисления таможенной пошлины  признавалась нормальная оптовая цена товара в месте его происхождения  или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, перевозке, комиссии, вывозных пошлин и других подобных расходов, необходимых для  покупки и подвоза товара к  границе СССР (цена сиф-порт или франко-граница СССР). От оплаты таможенной пошлины освобождались:

1) грузы, оказавшиеся вследствие повреждения непригодными к употреблению ни в качестве изделий, ни в качестве материалов;

2) грузы, погибшие при перевозке из одного таможенного учреждения в другое, а также во время выгрузки или хранения в таможенных складах;

3) предметы иностранного происхождения, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу в пределы СССР с целью их переработки в изделия и окончательной отделки их для обратного вывоза в виде изделий за границу;

4) привозимые обратно из-за границы произведения почвы и промышленности СССР;

5) привозимые обратно из-за границы предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу;

6) предметы иностранного происхождения, ввозимые временно с разрешения Главного таможенного управления при условии обратного вывоза их из пределов СССР в течение назначенного в каждом отдельном случае срока, который не может превышать одного года;

7) грузы, вывозимые обратно за границу, если транспортной организацией будет представлено доказательство того, что груз ошибочно ввезен в СССР, а также, если относительно разрешенного к ввозу груза, находящегося под таможенным контролем, до истечения месячного срока распорядителем груза будет подано заявление об обратном вывозе;

8) грузы, предназначенные для научных и учебных целей, поступающие в адреса учебных заведений, научных и научно-исследовательских учреждений;

9) предметы судового снабжения и снаряжения, плавающих под флагом СССР, в тех случаях, когда эта закупка вызвана постигшей судно аварией, лишившей его возможности безопасного плавания; запас продовольствия, расходуемого согласно правилам, утверждаемым Министерством морского флота, а также закупленные за границей предметы оборудования и материалы, необходимые для эксплуатации воздушных судов СССР, если эта закупка вызвана аварией, вынужденной посадкой или поломкой воздушных судов за границей.

Начальники таможен имели  право налагать штрафы за нарушения  таможенных правил и за контрабанду.

Таможенный кодекс СССР 1964 г. говорил о двух видах контрабанды: контрабанда как административное правонарушение и контрабанда как уголовное преступление. В практике таможенного контроля выделены три вида правонарушений: перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением положений данного Кодекса; перемещение грузов с сокрытием от таможенного контроля; хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР.

Начальники таможен имели  право налагать штрафы за нарушения  таможенных правил и за контрабанду. Суммы взысканных штрафов вносились  в союзный бюджет.

«Контрабандой признавались (статья 100):

а) незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, ценностей и иных предметов), т.е. перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований Кодекса или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР;

б) продажа без установленного на то разрешения товаров, ценностей и иных предметов, ввезенных из-за границы лицами, и предметы, полученные в международных почтовых отправлениях, а также покупка таких товаров, ценностей и предметов;

Информация о работе Развитие таможенной службы