Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 03:41, курсовая работа
Объект работы: таможенная служба.
Предмет работы: история таможенной службы.
Цель работы: анализ становления и развития таможенной службы.
Введение……………………………………………………………………… 3
Факторы обуславливающие развитие таможенной службы……………… 4
Первые сведения о пошлине на территории современной России………. 8
Таможенная политика Российской империи и советской России………... 10
Развитие таможенной службы суверенной России………………………... 21
Заключение…………………………………………………………………... 25
Список использованных источников………………………………………. 27
Таможенная политика первой половины XIX ст. отражала протекционистские тенденции (ограничение ввоза иностранных товаров), обеспечивала верхушке российской буржуазии высокую прибыль, накопление капиталов для развития промышленности.
В таможенной политике Российского государства второй половины XIX ст. предпочтение отдавалось свободной торговле и предпринимательству, уменьшилась пошлина на сельскохозяйственные продукты и цены на них.
Призыв свободной торговли был направлен на защиту интересов промышленной буржуазии, которая боролась за отмену таможенных барьеров на иностранных рынках, облегчая продвижение своих товаров на них, и обеспечивала преимущество экспорта над импортом, а своей стране.
В 1864 г. в Министерстве финансов был организован Департамент таможенных сборов для управления таможенными учреждениями. Повысилась действенность таможенного контроля в сфере борьбы с контрабандой, увеличились взносы таможенных сборов в казну.
Начинается активное строительство и организация таможенных органов, разрабатываются инструкции, положения, уставы, что строятся пограничные сооружения.
В инструкции по ведению дел о контрабанде, утвержденной ГТУ 31 декабря 1942 г., лица, виновные в контрабандном ввозе наркотических средств, а также в их хранении и сбыте, привлекались к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовных кодексов союзных республик с конфискацией товаров и наложением штрафов в административном порядке.
В этот период существовала и «мнимая» контрабанда, когда предметы не превышали пассажирскую норму, но скрывались от таможенного контроля и обнаруживались только в результате таможенного досмотра. Этот вид контрабанды советскими законами не предусматривается, поэтому обнаруженные в результате досмотра предметы, не превышающие нормы, пропускались.
Во второй половине 1940-1950-х гг. сложился механизм борьбы с таможенными правонарушениями.
Закон, утвержденный 25 декабря 1958 г. 2-й сессией Верховного Совета СССР пятого созыва «Об уголовной ответственности за государственные преступления» в ст. 15 предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений и так давал определение контрабанде: Контрабанда, то есть незаконное перемещение товаров или иных ценностей через границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения.
Законодатель отказался
от ряда признаков, ранее характеризовавших
квалифицированную контрабанду (таких,
как контрабанда с
В связи с принятием
этого закона были исключены из УК
союзных республик составы
В 60-е гг. XX в. между странами-участницами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) складывались новые взаимоотношения. Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со странами социалистического содружества явились экономические, научно-технические, научные, производственные связи. Внешнеэкономические связи стран социалистического содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны. СССР наращивал торговлю, а с октября 1961 г. вводился в действие новый Таможенный тариф.
Минимальные ставки пошлин, предусмотренные в тарифе, применялись к товарам (если не был предусмотрен их беспошлинный ввоз), происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного обложения, а максимальные ставки пошлин – к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют.
Таможенным тарифом
5 мая 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Он представлял собой систематизированный законодательный акт, устанавливающий принципы таможенного дела в стране на данный период времени.
Управление таможенным делом на территории СССР относилось к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.
Таможенные учреждения СССР
осуществляли контроль за соблюдением
государственной монополии
К ведению Главного таможенного управления относилось:
1) Управление местными таможенными учреждениями, дача им руководящих указаний и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу;
2) Разработка вопросов таможенной политики;
3) Участие в разработке проектов международных соглашений в части, касающейся таможенного дела;
4) Подготовка проектов таможенных тарифов и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов;
5) Разработка и осуществление мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой;
6) Рассмотрение жалоб на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в порядке надзора решений местных таможенных учреждений.
Главное таможенное управление возглавлял начальник управления. Местными таможенными учреждениями являлись таможни и подчиненные им таможенные посты.
Для оперативных работников таможенных учреждений устанавливалось ношение форменной одежды. Форма одежды и перечень должностей оперативных работников, для которых устанавливалось ношение форменной одежды, утверждалось Советом Министров СССР, а правила ношения форменной одежды – министром внешней торговли.
Грузы пропускались через государственную границу СССР в соответствии с законодательством о государственной монополии внешней торговли и положениями Кодекса. Пропуск грузов через государственную границу СССР производился через таможенные учреждения. Под грузом понимались всякого рода предметы, перемещаемые через государственную границу СССР (в том числе багажом и почтовыми отправлениями).
Таможенный контроль осуществлялся за грузами:
1) ввезенными из-за границы – со времени прибытия и до выпуска их таможенным учреждением внутрь страны;
2) вывозимыми за границу – со времени предъявления таможенному учреждению и до выпуска их таможенным учреждением за границу;
3) транзитными – со времени прибытия из-за границы и до выпуска их таможенным учреждением за границу;
4) перевозимыми из одних таможенных учреждений в другие – до выпуска их таможенным учреждением назначения внутрь страны или за границу.
Время прибытия в места расположения таможенных учреждений транспортных средств и продолжительность стоянки их устанавливались соответственно Министерством морского флота, Министерством путей сообщения, Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР и органами управления речным и автомобильным транспортом союзных республик с учетом необходимого для осуществления таможенного контроля времени, определяемого по согласованию с Министерством внешней торговли.
Лица, направляющиеся за границу и прибывающие из-за границы должны были следовать через таможенные учреждения и контрольно-пропускные пункты пограничных войск.
В международных почтовых
отправлениях допускались к ввозу
в СССР с уплатой таможенных пошлин
предметы личного потребления по
списку и нормам, утверждаемым Министерством
внешней торговли по согласованию с
Министерством финансов СССР и Министерством
связи СССР. Поступившие из-за границы
в почтовых отправлениях предметы не
могли использоваться для извлечения
нетрудовых доходов. Грузы могли
перевозиться из одних таможенных учреждений
в другие для досмотра и оплаты
пошлиной, а также для выпуска
их за границу. Перевозка таких грузов
производилась под
Таможенные учреждения производили досмотр грузов для установления законности их перемещения через государственную границу СССР, определения тарифного наименования, цены, количества и в подлежащих случаях качества. Досмотренные грузы могли быть подвергнуты пересмотру.
Таможенные пошлины
1) грузы, оказавшиеся вследствие повреждения непригодными к употреблению ни в качестве изделий, ни в качестве материалов;
2) грузы, погибшие при перевозке из одного таможенного учреждения в другое, а также во время выгрузки или хранения в таможенных складах;
3) предметы иностранного происхождения, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу в пределы СССР с целью их переработки в изделия и окончательной отделки их для обратного вывоза в виде изделий за границу;
4) привозимые обратно из-за границы произведения почвы и промышленности СССР;
5) привозимые обратно из-за границы предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу;
6) предметы иностранного происхождения, ввозимые временно с разрешения Главного таможенного управления при условии обратного вывоза их из пределов СССР в течение назначенного в каждом отдельном случае срока, который не может превышать одного года;
7) грузы, вывозимые обратно за границу, если транспортной организацией будет представлено доказательство того, что груз ошибочно ввезен в СССР, а также, если относительно разрешенного к ввозу груза, находящегося под таможенным контролем, до истечения месячного срока распорядителем груза будет подано заявление об обратном вывозе;
8) грузы, предназначенные для научных и учебных целей, поступающие в адреса учебных заведений, научных и научно-исследовательских учреждений;
9) предметы судового снабжения и снаряжения, плавающих под флагом СССР, в тех случаях, когда эта закупка вызвана постигшей судно аварией, лишившей его возможности безопасного плавания; запас продовольствия, расходуемого согласно правилам, утверждаемым Министерством морского флота, а также закупленные за границей предметы оборудования и материалы, необходимые для эксплуатации воздушных судов СССР, если эта закупка вызвана аварией, вынужденной посадкой или поломкой воздушных судов за границей.
Начальники таможен имели право налагать штрафы за нарушения таможенных правил и за контрабанду.
Таможенный кодекс СССР 1964 г. говорил о двух видах контрабанды: контрабанда как административное правонарушение и контрабанда как уголовное преступление. В практике таможенного контроля выделены три вида правонарушений: перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением положений данного Кодекса; перемещение грузов с сокрытием от таможенного контроля; хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР.
Начальники таможен имели право налагать штрафы за нарушения таможенных правил и за контрабанду. Суммы взысканных штрафов вносились в союзный бюджет.
«Контрабандой признавались (статья 100):
а) незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, ценностей и иных предметов), т.е. перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований Кодекса или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР;
б) продажа без установленного на то разрешения товаров, ценностей и иных предметов, ввезенных из-за границы лицами, и предметы, полученные в международных почтовых отправлениях, а также покупка таких товаров, ценностей и предметов;