Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 07:30, курсовая работа
Теоретической базой протекционизма считается учение меркантилистов, которые видят источник богатства общества в сбалансированностивнешней торговли, обеспечивающей приток в страну золота и серебра. Возникновение протекционизма датируется экономической наукой XVII в., периодом первоначального накопления капитала. Именно в то время с подачи А. Смита протекционизм XVI—XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия — протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII—XVIII вв. ставят между ними знак равенства. В XVIII в. протекционизм занимал господствующее положение среди существующих эконмических концепций. Теория протекционизма была признана ведущими государствами Европы, такими как: Великобритания, Пруссия, Австрия, Швеция. По словам К. Маркса и Ф. Энгельса тогда он «считался ... нормальной политикой всякого цивилизованного государства Западной Европы. Исключение составляли только мелкие государства Германии и кантоны Швейцарии— не потому, что им не нравилась эта система, а потому, что на таких небольших территориях ее невозможно было применять» [б) 4].
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. От политики свободной торговли к политике протекционизма…….5
Глава 2.Аргументы в пользу и против политики протекционизма…….......10
2.1. Плюсы политики протекционизма…………………………….…….10
2.2. Минусы политики протекционизма………………………….….......12
Глава 3. Основные виды политики протекционизма………………………...14
Глава 4. Основные последователи теории протекционизма и их труды.......16
4.1. Генри Чарльз Кэри………………….….……………..…………........16
4.2. Фридрих Лист………………………………………………..…….….18
4.3. Е.Ф. Какрин…………………………….……………………………...19
4.4. Д.И. Менделеев………………………………………………………..20
Заключение…………………….………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………...……..24
4. Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Этот аргумент носит скорее военно-политический характер, чем экономический. Считается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить ее в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (война, международный конфликт и т.д.), потому что очень важна самообеспеченность экономики национальной продукцией.
2.2 Минусы политики протекционизма
1. Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема внешнеторговых сделок и в целом отрицательно воздействуют на мировую экономику и на уровень благосостояния отдельной страны. Защита отечественных производителей может привести к экономической самоизоляции страны.
2. Протекционизм сам по себе не способствует снижению цен на товары. Ввозимая продукция дорожает из-за протекционистских тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы могу привести к тому, что потребители будут покупать отечественные товары по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек на производстве, а, следовательно, и стоимости. А также протекционизм благоприятствует внутренним монополиям, возникающим в торговой, финансовой и промышленной сферах.
3. Протекционизм, а именно одностороннее введение тарифов, может привести к торговым войнам, подрыву международной торговли и усилению межгосударственных конфликтов. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты национального производства от наплыва дешевых товаров их иностранных конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
4. Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от разделения труда и специализации. Если страны не имеют возможность свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения общественных потребностей.
Таким образом, политика протекционизма обладает положительными и отрицательными чертами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости проведения протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии государственных решений.
ГЛАВА 3. Основные виды политики протекционизма
1. Селективный протекционизм. Данный вид протекционизма обычно применяется избирательно, только по отношению к отдельным отраслям или группам предприятий; протекционизм в торговле с отдельными странами и по отдельным группам товаров.В проведение этого вида протекционизма обвиняют Китай, но при этом забывают, что проамериканское лобби в ОПЕК – не что иное, как яркий пример проявления селективного протекционизма.
2. Отраслевой протекционизм. В рамках проведения политики отраслевого протекционизма осуществляется защита конкретной отрасли, прежде всего сельского хозяйства.
3. Коллективный протекционизм. При этом виде протекционизма несколько стран(организаций) объединяются в союз для взаимной защиты и поддержки от конкуренции третьих стран(организаций). Примером может служить существование таких экономических сообществ как «Большая восьмерка», «Группа тридцати»
4. Скрытый протекционизм. Данная
форма протекционизмаосуществляетсяпр
5. Местный протекционизм — поддержка продукции и услуг отечественных компаний. Иногда этот вид протекционизма расценивается, как защитная реакция местных общин на процессы глобализации и усиление международной конкуренции. Местный протекционизм развивается на добровольной некоммерческой основе; участники рыночных отношений, согласно неформальным общественным договорённостям отдают предпочтение торговым операциям внутри общины или своего региона.Призывы и реклама «Покупай у наших» или «Покупай отечественное» являются одним из яркихпримеров местного протекционизма.
6. Коррупционный протекционизм.
В рамках данного вида
7. Зелёный протекционизм осуществляется при помощи норм экологического права. Например, существует ограничение на посадку самолетов, уровень шума двигателей которых превышает установленный стандарт, в европейских аэропортах.
Существующее многообразие видов протекционистской политики отражает тот факт, что данная теория применяется в различных сферах и на различных уровнях экономики.
ГЛАВА 4. Основные последователи теории протекционизма и их труды
4.1. Генри Чарльз Кэри
В доме Генри Чарльза Кэри, который располагался в Филадельфии, на Ореховой улице, существовал общественный клуб. По воскресеньям, в 4 часа вечера собиралось много гостей Кэри. Приглашенными были люди различных профессий: конгрессмены, поэты, журналисты, дипломаты, чиновники, юристы, бизнесмены. Этот клуб был очень популярен в то время в Филадельфии и получили название: «вечера у Кэри». Разговоры велись о железных дорогах, металлопрокатных заводах, акциях, ценах на урожай, западных землях, политике. Мнение Генри Кэри оказывало влияние на взгляды других и чаще всего оказывалось определяющим и принималось без возражений.
Вначале своей экономической деятельности Кэри был последователем английской классической школы политэкономии (А. Смит, Д.Рикардо), но впоследствии отказался от нее, считая, что она неприменима к американской реальности. В оценке положения страны, он исходил из специфики развития Америки. Экономист полагал, что в своем развитии США смогут избежать отрицательных черт капитализма, которые обнаружились в Европе (экономические кризисы, острая классовая борьба, безработица, нищета). Основой всех экономических трудов Кэри являлась теория всеобщей гармонии. Он считал, что в природе существует «универсальный закон, управляющий людьми, суть которого состоит в «гармонии интересов» различных классов, достигаемой в результате развития общества. Эта «естественная гармония» определяет «идентичность интересов монарха и поданных, лендлорда и арендаторов, капиталиста и рабочих, плантатора и рабов. Иными словами, Кэри хотел доказать, что общество должно строиться на основе социальной стабильности, а не на социальных контрастах. Собственно говоря, это и являлось характерной чертой США в середине XIX в.
С теорией всеобщей гармонии связаны протекционистские взгляды Кэри. На формирование его протекционистских идей оказал влияние его собственный опыт в качестве частного предпринимателя. Кэри понес серьезные убытки в период уменьшения таможенных пошлин с 1836 по 1840 гг. Это разрушило его веру в эффективность фритредерства. К тому же и теория всеобщей гармонии не выдерживала проверки жизнью. Необходимо было отыскать причину отсутствия воспеваемой им гармонии в Америке. Виновником оказалась Англия и ее стремлением подчинить своим промышленным интересам национальные рынки других стран, в том числе и США.
Кэри обрушил шквал критики на систему свободной торговли и на страну, которая по его убеждению являлась воплощением этой системы — на Англию. Он говорил: «Английская система отвратительна, испорчена и вредна как для самой Англии, так и для всего мира. Она является причиной пауперизма и бедствий» [б) 2]. Генри Кэри считал, что фритредерство подорвало экономики Ирландии, Индии и Канады, что повлекло за собой разорение и нищету население этих стран. Такая же судьба ожидает и США, если правительство не установят таможенные пошлины/
Наиболее подробно и развернуто протекционистские взгляды Генри Кэри описаны в его книге «Гармония интересов, аграрных, промышленных и торговых», которая представляла собой сборник его статей, напечатанных в издаваемом им самим журнале «Плуг, ткацкий станок и наковальня» в 1848—1852 гг. Целью книги, по словам Кэри, являлось доказательство необходимости протекционизма для страны. Все проблемы, стоящие перед США в 50-е годы XIX в., Кэри сводит к борьбе протекционистов и фритредеров. Кэри целые главы своей книги посвящает рассмотрению проблем влияния политики протекционизма на положение рабочих и фермеров. Система свободной торговли, по его мнению, ведет к обесцениванию труда. Разорение американской промышленности вследствие английской конкуренции лишает пролетариев работы. Протекционизм же, напротив, повышает ценность труда и обеспечивает полную занятость, так как растет число промышленных предприятий в отраслях, охраняемых протекционизмом
4.2. Фридрих Лист
Фридрих Лист разрабатывал для США экономическую программу, в основе которой лежал протекционизм. Он считал, что экономические ситуации в США и Германии похожи - в обеих странах промышленное развитие упиралось в английскую конкуренцию.
В своих трудах Лист уделял внимание вопросам экономической политики, особенно внешнеторговой политики.Итогом размышлений Ф. Листа стала работа "Национальная система политической экономии", которая была опубликована в Аугсбурге в 1841 г. Этот экономист продвигал свою основную идею: "Путь к процветанию и объединению Германии лежит через рост промышленности, а промышленность германская нуждается в защите от сильной иностранной конкуренции с помощью высоких импортных пошлин и других средств торговой политики" [а) 6].
Лист утверждал, что разные нации находятся на различных ступенях экономического развития. При данных обстоятельствах полная свобода торговли между ними, возможно, и обеспечила бы некую абстрактную выгоду для мирового хозяйства, но помешала бы развитию производительных сил в отстающих странах.Ф. Лист рекомендовал ускорять рост промышленности за счет системы государственных мероприятий, которая защищала бы национальную промышленность от иностранной конкуренции до тех пор, пока первая не достигнет такого уровня, что сможет конкурировать на равных [б) 9].
Лист теоретически обосновал преимущества протекционизма в отношении нарождающихся отраслей производства. Лист выделял тот факт, что даже в тех случаях, когда страна производит некий товар с более высокими издержками, чем её конкуренты, она в состоянии наладить и развить его производство, создав защитный барьер из тарифов и квот. Тем самым выигрывается время для того, чтобы рабочие приобрели необходимый опыт, а капиталисты расширили производство до уровня конкурентов. Согласно последователям данной политики, она не только приносит пользу практикующей протекционизм стране, но и служит интересам всего мировогосообщества в целом.
4.3. Е.Ф. Канкрин
По своим экономическим убеждениям Канкрин был консерватором в прямом смысле этого слова, т.е. сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резких перемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Он признавал несовершенство многих из существовавших общественно-политических и экономических институтов и предлагал их постепенное усовершенствование, производимое очень осторожно и без спешки.
Канкрин реализовывал свои проекты в целях укрепления финансовой системы страны. Основная заслуга Егора Францевича состоит в усовершенствовании финансовой и государственной отчетности, строгом контроле над расходами, четкой таможенной политике. Канкрин добился улучшения финансового положения России в целом, поднял ценность рубля после беспримерного падения его курса. Он добивался увеличения доходных статей бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов. Главная заслуга Канкрина заключается в том, что он добился бездефицитного государственного бюджета, чему способствовала таможенная политика, построенная на основе теории протекционизма. После тарифа 1819 года, который, по словам Канкрина, убил у нас фабричное производство, правительство нашло вынужденным прибегнуть к тарифу 1822 года, составленному не без участия Канкрина. Не смотря на то, что а тот момент Канкрин еще не был министром финансов, не подлежит никакому сомнению, что, хотя он и не находился тогда у дел, сильно повлиял, как в государственном совете, так и иными путями, на отречение правительства от установленной в 1819 году более либеральной торговой политики. В то время появилась записка, в которой эта система подвергалась беспощадной критике, и сам Канкрин признает, что он в качестве министра финансов старался только развить и дополнить начала, положенные в основание этой записки. Трудно сомневаться, что автором ее был сам Канкрин и что вообще высокий тариф 1822 года является делом по преимуществу рук Канкрина. Следовательно, и ответственность за этот тариф должна быть возложена на него [a) 5].
Канкрин и в прежнее время, и до сих пор осуждается одними и восхваляется другими за его протекционизм.Но так или иначе, проводимая Е.Канкриным таможенная политика обеспечила большой доход в бюджет.
4.4. Д.И. Менделеев
Мало кто знает, но Дмитрий Иванович Менделеев участвовал в разработке и осуществлении таможенно-тарифной политики России.
Менделеев был привлечен
к разработке таможенного
В 1891–1892 гг. появился «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года» — главное произведение Менделеева по этой проблематике. Данный труд представляет собой подробные комментарии к таможенному тарифу с экономическим обоснованием принятых в нем ставок обложения по отдельным видам товаров, описанием состояния основных отраслей и выяснением перспектив их развития.
Менделеев видел сущность протекционизма не в высоте пошлин на ввозимые товары и, тем более, не в запрете ввоза, а в создании экономических условий для развития национальной промышленности. Ученый пришел к выводу, что правильным «толковым» тарифом следует считать только такой, в котором каждый вид и род товаров обсужден в отдельности, а не в какой-либо теоретической абстракции — фритредеров или протекционистов. Первостепенное значение он придавал обоснованию принципов таможенного протекционизма. При разработке тарифа, по его словам, следует исходить из того, что, во-первых, «таможенный тариф всегда будет делом времени, условий и обстоятельств страны, к которой прилагается»; во-вторых, «от тарифа можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью»; в-третьих, тариф должен «ясно указывать всем и каждому его истинные цели и те начала, которые определяют размеры его таможенных окладов» [а) 9].
Заключение
Протекционизм – это экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Противопоставляется ей политика фритредерства.