Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении особенностей экономического, институционального и политического рынка.
В связи с данной целью, задачами являются:
Изучение развития теории рынка и рыночных отношений
Определение функции и роли рынка в экономике
Исследование особенностей экономического, институционального и политического рынка

Содержание работы

Введение
3
1. Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка

4
2. Функции и роль рынка в экономике
7
3. Особенности политического рынка
9
4. Особенности институционального рынка
14
5. Особенности экономического рынка
18
Заключение
21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

sdayu_1.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

3

1. Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка 

 

4

2. Функции и роль рынка в экономике 

7

3. Особенности политического рынка 

9

4. Особенности институционального рынка 

14

5. Особенности экономического рынка 

18

Заключение 

21

Список использованных источников 

22


 

 

 

Введение

 

В условиях современной экономики, большое значение имеют исследования особенностей экономического, институционального и политического рынка.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что с каждым днем сложность и неоднородное множество дискуссионных проблем различного характера в области изучения экономического, институционального и политического рынка растет.

Поэтому сегодня преобладающей тенденцией является необходимость перенесения внимания на процессы познавательной деятельности и изучение различных аспектов исследовательской программы данного направления. Вместе с тем нельзя не отметить важность расширения, обогащения и развития знаний в сфере экономического, институционального и политического рынка.

Именно поэтому выбор данной темы особенно актуален в настоящее время.

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении особенностей экономического, институционального и политического рынка.

В связи с данной целью, задачами являются:

  • Изучение развития теории рынка и рыночных отношений
  • Определение функции и роли рынка в экономике
  • Исследование особенностей экономического, институционального и политического рынка

 

1 Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка

 

В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.

По мере общественного развития понятие "рынок" приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута "теснота" связи между продавцами и покупателями.

Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка

  • Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
  • Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. [1,стр. 15]

Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать "рынок" как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта. [2,стр. 81]

В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.

Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.

В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".

 

2 Функции и роль рынка в экономике

 

 
 

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения   оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни,  выполняя  ряд  существенных функций.

    Функции бывают:

    1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены,  процентные  ставки на кредит, рынок  дает  участникам  производства  объективную  информацию  об общественно  необходимом количестве, ассортименте  и качестве  тех  товаров  и  услуг, которые поставляются на  рынок.

 Стихийно протекающие  операции превращают рынок в  гигантский  компьютер, собирающий  и перерабатывающий  колоссальные  объемы  точечной  информации  и выдающий  обобщенные данные  по всему тому хозяйственному  пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно  сверять собственное  производство с меняющимися условиями  рынка.

    2. Посредническая. Экономически обособленные производители, в условиях глубокого общественного  разделения  труда,  должны  найти  друг  друга  и обменяться  результатами   своей   деятельности.   Без   рынка   практически невозможно  определить,  насколько  взаимовыгодной  является  та  или  иная технологическая  и  экономическая  связь   между   конкретными   участниками общественного  производства. В нормальной рыночной  экономике, с достаточно развитой  конкуренцией, потребитель  имеет  возможность  выбора  оптимального  поставщика (с точки зрения качества  продукции,  ее  цены,  сроков  поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В  то  же  время  продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.[1, стр.34]

    3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения, содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только  их  согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь    формируется    отражение общественной  стоимости,  рассчитать  которую  не  способна  ни  одна   ЭВМ.

Благодаря этому устанавливается подвижная связь между  стоимостью  и  ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

    4. Регулирующая  – самая важная. Она связана  с воздействием рынка на все  сферы  экономики,  и  прежде  всего  на  производство.  Рынок  немыслим  без конкуренции. Внутриотраслевая  конкуренция  стимулирует  снижение  затрат  на единицу продукции, поощряет рост  производительности  труда,  технический прогресс, повышение  качества  продукции.  Межотраслевая  конкуренция  путем перелива капиталов  из отрасли  в  отрасль  формирует  оптимальную структуру экономики,  стимулирует   расширение   наиболее   перспективных   отраслей.

Сохранение и поддержание  конкурентной  среды  –  одна  из  важнейших  задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

    5. Санирующая. Рыночный  механизм – это  не  благотворительная  система. Она  и жесткая,  и  даже  жестокая.  Ей  присуще  социальное  расслоение, беспощадность  по отношению к слабым. С  помощью  конкуренции  рынок  очищает общественное производство  от  экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более  предприимчивым  и эффективным.  В результате этого  непрерывно  повышается  средний  уровень устойчивости всего хозяйства в целом. [3, стр. 12]

3 Особенности политического рынка

 

Традиционная политическая культура имеет символическое выражение в виде принятых в обществе знаках, обрядах и ритуалах, которые исполняются как политической элитой, так и подчиненным ей народом. Выполнение этих ритуалов народом свидетельствует о его готовности подчиняться приказам элиты, а поведение властной верхушки в соответствии с нормами традиционной культуры рассматривается народом как показатель ее морально-ценностного соответствия занимаемым должностям. Если элита начинает нарушать установленные традициями нормы поведения, народ начинает воспринимать ее как неспособную к управлению страной. Крайним вариантом является переход элиты на заимствованный извне стереотип поведения. В этом случае народ воспринимает элиту как захватчика-интервента, что может привести к серьезным социальным потрясениям. При этом политический рынок и политическая конкурентность испытывают на себе влияние особенностей политической культуры. 

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и, в более широком плане, духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению широких масс населения в частности. Будучи компонентом политической системы, политическая культура активно влияет на ее функцию − политический процесс, во многом предопределяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику целей социального развития, путей их достижения, степень устойчивого развития общества.[2, стр.52]

Став реальным инструментом политических преобразований, политическая культура несет в себе образцы политического поведения и модели действий, во многом определяет устойчивость и целостность развития общества и личности. Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные правила и нормы поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет нормы поведения и «правила игры» в сфере политики. Она дает отдельному индивиду руководящие принципы поведения и влияет на деятельность различных организаций, на восприятие людьми явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической жизни общества. Политическое прогнозирование, предвидение реакции населения на то или иное политическое решение, принятие и реализация этого решения невозможны без учета состояния политической культуры данного общества. Становление политического рынка в современной России характеризуется наличием двух «институциональных ловушек». Первая заключается в том, что структурирующая функция институтов рынка осуществляется одним доминирующим субъектом – государством; вторая – в том, что конкуренция акторов рынка возникает не столько по поводу производства, распределения и обмена политических товаров (власти, ценностей, технологий), сколько по поводу государственного патронажа, обеспечивающего преимущества перед соперниками. В результате в российских условиях складывается деформированная модель, отличающаяся гипертрофированным развитием такого сегмента как рынок социальных технологий и неразвитостью рынка власти и ценностей гражданской культуры. Характеризуя рынок в российском социально-политическом поле, исследователи выделяют следующие его черты: наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены; наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов.

Информация о работе Развитие теории рынка и рыночных отношений в экономической науке. Современные подходы к определению рынка