Развитие ВПК как фактор национальной безопасности, конкурентоспособности и эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

Для раскрытия темы реферата были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю ВПК и его отрасли;
2) Рассмотреть способы развития ВПК и введение в отрасль инноваций;
3) Проанализировать политическую стратегию в развитии ВПК.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Основные сведения о ВПК.. ……………………………………………….4
1.1. История развития ВПК…………………………………………….………4
1.2. Отрасли ВПК………………………………………………………………6
Глава 2.Развитие ВПК…..………………………………………………………….10
2.1. Развитие ВПК как фактор национальной безопасности………………….10
2.2. Введение инноваций в ВПК для обеспечения конкурентоспособности…13
Глава 3.Политическая стратегия развития ВПК.…………………………………..17
3.1.Модернизация "оборонки" России ……………………….…………………17
3.2. Премьер-министр В.В. Путин о развитии ВПК……………………………18
3.3. А.Постников о ВПК………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВПК.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

Изготовленная на предприятиях ВПК продукция распределяется внутри государственного сектора, а часть ее поступает на рынок вооружений. Этот рынок имеет такие характерные черты:

единственным заказчиком и покупателем в масштабе страны является государство;

военная продукция внутри страны закупается за счет средств  бюджета; она имеет свойства, присущие государственным (общественным) благам (при продаже вооружений другим странам эти блага являются уже обычными товарами);

данный рынок полностью  монополизирован государством, оборонными предприятиями и поставщиками вооружений.

Глава 2. Развитие ВПК.

2.1. Развитие ВПК как фактор национальной безопасности.

Национальная безопасность страны предполагает способность противостоять  враждебным, деструктивным силам  природного, техногенного и социального  характера, нейтрализовать их. Она означает защищенность личности – ее прав и  свобод; социальных и национальных групп – их статуса, функциональных ролей, самобытности; общества – его материальных и духовных ценностей; государства – его территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя. Все эти уровни взаимосвязаны. Приоритеты здесь носят ситуативную основу и могут меняться в зависимости от обстоятельств. Ее интегративным показателем служит процветание страны и народа, отсутствие необходимости поступаться в чем бы то ни было своими интересами под давлением внешних или внутренних угроз.

Главными источниками  и причинами возможного осложнения военно-политической обстановки остаются социально-политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия между различными регионами и государствами. Но изменились формы и масштабы проявления этих противоречий.

Первым документом, в котором  была сделана попытка анализа  одной из основных частей национальной безопасности, стала военная доктрина Российской Федерации (ноябрь 1993 г.)’. В этом документе были определены существующие и потенциальные источники  угроз военной безопасности России.

Первая группа угроз –  это долгосрочная политика определенных международных сил и держав, направленная на лишение России независимости, подрыв ее экономических и других интересов, подрыв изнутри и изоляцию, территориальные  претензии к ней, подогревание и  поддержку извне сепаратизма, терроризма, внутренних конфликтных ситуаций, попытки  использовать их для вмешательства  во внутренние дела России, подавление прав, свобод и законных интересов  граждан Российской Федерации и  соотечественников в зарубежных странах и другие акции, ущемляющие национальные интересы России. Зоны с  конфликтными ситуациями в районах, прилегающих к территории Российской Федерации, сохраняют потенциал  потрясений, которые наряду с прозрачностью  границ, неконтролиромостью потоков  оружия и боеприпасов, неуправляемыми миграционными процессами непосредственно  затрагивают безопасность России. Все  это может вызвать вооруженные  конфликты, локальные войны и  другие агрессивные действия против России.

Вторая и самая большая  угроза – это конечная предназначенность  ядерного оружия ряда стран, имеющих  такое оружие, против России, распространение  ядерного оружия и других видов оружия массового поражения.

Третья группа угроз –  продолжающаяся в мире гонка по качественному  совершенствованию вооружений, стремление ведущих держав сделать рывок  к созданию качественно нового оружия последующих поколений и добиться доминирующего военно-технического превосходства.

Россия будет рассматривать  как непосредственную военную угрозу ввод иностранных войск на территорию сопредельных стран и наращивание  группировок войск (сил) у ее границ.

Совершенно очевидно, что  все эти угрозы будут переплетаться  и в зависимости от изменения  международной обстановки в мире и важнейших регионах проявляться  в различных формах и комбинациях  расстановки военно-политических сил.

Что касается оборонно-промышленного  комплекса, то ему отводится 
«важная роль в обеспечении национальных интересов России». При этом 
отмечено, что реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых 
технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, 
военной и специальной техники и укрепления позиций российских 
производителей на мировом рынке вооружений. Для этого потребуется 
создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела. Таковы основные положения двух концепций национальной безопасности России в области ее обороны и развития оборонно-промышленного комплекса. Второй вариант более лаконично и сдержанно отражает состояние и задачи в этих важных сферах жизнедеятельности российского общества.

Однако следует отметить, что провозглашенные в концепциях принципы оборонного строительства  заметно расходились и продолжают расходиться с реальным его состоянием, в частности, с состоянием оборонно-промышленного  комплекса.  Развал ВПК, непродуманная экономическая политика позволяют некоторым государствам вести по отношению к России бесцеремонную политику. Например, страны Балтии на межгосударственном уровне предъявляют нам территориальные претензии, вплоть до использования различных санкций. При этом принимают законы в отношении русскоязычного населения, которые можно характеризовать как геноцид. Обещают блокировать наш Балтийский флот, не пропускать наши поезда и автомобили в Калининградскую область через свою территорию. Формируют свои армии, активно стремятся в НАТО. С нашей же стороны ведется политика умиротворения Прибалтийских государств по всем поставленным ими вопросам. Япония претендует на наши исконно русские территории на Дальнем Востоке, грозит отказом в экономической помощи, если Россия не решит вопрос в их пользу. Нередко японские суда нарушают государственную границу, ведут лов рыбы в наших территориальных водах, а наш Тихоокеанский флот и пограничные войска не могут выйти в море в связи с отсутствием топлива. Страны Закавказья также претендуют на наши территории и блокируют наши воинские части, расположенные в этих государствах.

В то же время военно-промышленный комплекс России не способен адекватно  ответить на эти вызовы. Больше того, отдельные политические и государственные  деятели с помощью средств  массовой информации пытаются доказать, что наша обороноспособность на высоте, она имеет лишь некоторые недостатки. Это не государственный подход, а  введение в заблуждение общественности страны.

Продолжение политики минимального государственного финансирования оборонных предприятий, подталкивающей их к вынужденному переходу на выпуск народнохозяйственной продукции, приводит к неконтролируемому даже со стороны руководства предприятий распаду наиболее важных для страны разработок, технологий и производств.

2.2. Введение инноваций в ВПК для обеспечения конкурентоспособности.

Сегодня среда для развития наукоёмких отраслей в нашей стране становиться более благоприятной. Стабилизировалась политическая конъюнктура  – снизились риски долгосрочных инвестиций, к которым относятся  вложение в развитие науки и технологий. Относительно стабилизировался курс рубля, снизилась ставка рефинансирования. Появились достаточные инвестиционные ресурсы и первые венчурные фонды, хотя по объёмам и не сопоставимые с другими странами: в США имеется  более 900 венчурных компаний, и ежегодно они вкладывают в инновационные  проекты около 35 млрд. долларов. Формируется  долгосрочная программа оборонного государственного заказа, что является на сегодня необходимым условием развития конкурентоспособного ВПК. Началось формирование вертикально-интегрированных компаний в ВПК. При этом институты отраслевой науки должны войти в эти компании. НИОКР все более должен становиться не бюджетно-затратным, а целевой функцией производства. И что наиболее важно действующее политическое руководство страны осознает свою роль в развитии наукоёмких отраслей и пытается сформулировать цели стратегического планирования развития промышленности. Все эти условия являются необходимой средой для появления наукоёмких технологий. Необходимой, но не достаточной.

Сроки создания нового изделия  в авиационной промышленности очень  велики: само проектирование занимает лет семь-восемь, а то и все  десять, и оценивается в сотни  миллионов долларов. А между тем, конкурентоспособность предприятия  зависит от того, насколько ему  удастся оптимизировать весь спектр процессов создания нового изделия: сократить сроки, затраты и повысить качество. Это не только проектирование, но и изготовление опытных образцов, натурных макетов, испытания, доработки  по результатам испытаний, подготовка серийного производства. Американские корпорации ушли от европейцев вперёд на десятилетие в области производства истребителей, благодаря тому, что  одновременно с запуском в серию  базовой модели нового истребителя, за счёт более значительных инвестиций в ИТ решения, они технологически могут себе позволить сразу начинать НИОКР по его модернизации.

Развитие технологий и  рыночных отношений на современном  этапе выдвигает следующие требования к системе управления производственно-технологической  средой наукоёмкой продукции:

- охват всех стадий  жизненного цикла, 

- активное применение  методов моделирования, в том  числе управление ценой, как  независимой переменной,

- использование информации  о продукции, свойственной определенной  стадии жизненного цикла.

На предприятиях российского  ВПК практически ничего не изменилось в организации технологий с 80-х  годов, и роль высококвалифицированного персонала остается определяющей в управлении и реализации всех процессов сопутствующих разработке, проектированию выпуску и обслуживанию изделий ВВТ. В то время как на предприятиях – мировых лидерах по производству ВВТ весь жизненный цикл реализуется в единой информационной среде и в системе управления построенной на основе ИПИ-технологий.

Для реализации ИПИ-технологий необходима унифицированная линейка  программных продуктов, которая  позволяет в едином информационном пространстве отследить изделие  с момента его зарождения в  сфере НИОКР, «провести» его через  весь производственный и сервисный  цикл и, наконец, «распрощаться» с ним  в момент утилизации. Основой этой линейки продуктов является ERP-система, которую следует рассматривать как функциональное ядро ИПИ-технологий на предприятии. Такое представление обусловлено рядом причин.

Во-первых, на предприятиях ВПК объёмы информации об изделиях значительно превосходят объёмы информации других видов, например, связанную  с административным документооборотом.

Во-вторых, даже конструкторско-технологическая  информация об изделии на определённых стадиях процесса управления предприятием становится, по существу, управленческой информацией. Для примера можно  сослаться на ее использование в  качестве исходных данных при решении  задач текущего и оперативного планирования. Только при таком подходе можно  провести аналитическое сравнение  между тем, что «сконструировано», что «запланировано», что «произведено»  и что «сопровождается» у заказчиков. Другими словами, это единственный способ по-настоящему «управлять» стоимостью и качеством выпускаемой продукции.

В-третьих, только на основе этой информации, организованной в  соответствии со стандартами ИПИ, возможно корректное решение задач управления затратами в крупных проектах, выполняемых многими предприятиями. Ведь во всем мире, и российские предприятия  здесь не являются исключением, идет так называемая «бизнес-революция», когда на смену «натуральным»  хозяйствам приходит тесная кооперация между всеми участниками производственного и сервисного процесса, реализуемая в концепции «виртуальной» корпорации. При этом вопросы управления «цепочкой поставок» и «цепочкой формирования цены изделия» становятся ключевыми.

В-четвертых, целый ряд  программных продуктов реализует  концепцию ИПИ. Среди них нужно  отметить системы, поддерживающие деятельность в конструкторском и технологическом  контуре (так называемые системы CAD/CAM/CAE и PDM); приложения, обеспечивающие взаимодействие с поставщиками, смежниками и заказчиками (системы управления «цепочками поставок»  и взаимоотношениями с клиентами); системы аналитики, построенные  на OLAP-технологиях; системы управления знаниями и персоналом, системы документооборота, а также целый ряд других продуктов. Но именно ERP-система как информационно-программный  комплекс является и источником, и  потребителем информации для всех других приложений.

В-пятых, нельзя забывать и  о специфике создания единого  информационного пространства на предприятиях ВПК. Она обусловлена, прежде всего, изменениями в организации производственных процессов в условиях, когда необходимо обеспечить сочетание крупносерийного  производства с мелкосерийным и  единичным под заказ.

Стандарты ИПИ становятся международными и предъявляют жесткие  требования по форме к информации, с которой работают предприятия. Поэтому следует помнить, что  процессы разработки, подготовки производства, изготовления, маркетинга и продажи, эксплуатации и послепродажного  обслуживания и т.п. должны соответствовать, в том числе и стандартам ИПИ.

К сожалению, все чаще приходиться  слышать о том, как опередившая  время разработка была отвергнута Российскими  предприятиями, а через несколько  лет с успехом скопирована  и реализована на Западе. Мы должны стремимся создать единое информационное пространство, которое позволит воплощать  идеи отечественных разработчиков в жизнь, связав информационными решениями НИИ и КБ с предприятиями ВПК.

Это очень важно для  предприятий ВПК, где в разработке сложных боевых комплексов участвует  множество специалистов. Если они  работают в единой среде, видят работу друг друга, то это позволяет избежать неувязок и ошибок еще на стадии проектирования. Существенно сокращается  и количество приближений к оптимальному в широком смысле варианту. Многие процессы идут параллельно, что также  способствует существенному сокращению длительности цикла создания изделия  и его стоимости.

Форсированный переход на “цифру”, активное внедрение адаптивного  менеджмента на основе ERP-систем, обеспечивающих базу для создания “жизненного цикла  изделия”, позволят предприятиям российского  ВПК не только сохранить занятую  долю мирового рынка ВВТ, но и расширить  ее.

Глава 3. Политическая стратегия развития ВПК.

3.1.Модернизация "оборонки" России 

Информация о работе Развитие ВПК как фактор национальной безопасности, конкурентоспособности и эффективности