Развитие ВПК как фактор национальной безопасности, конкурентоспособности и эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

Для раскрытия темы реферата были поставлены следующие задачи:
1) Изучить историю ВПК и его отрасли;
2) Рассмотреть способы развития ВПК и введение в отрасль инноваций;
3) Проанализировать политическую стратегию в развитии ВПК.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Основные сведения о ВПК.. ……………………………………………….4
1.1. История развития ВПК…………………………………………….………4
1.2. Отрасли ВПК………………………………………………………………6
Глава 2.Развитие ВПК…..………………………………………………………….10
2.1. Развитие ВПК как фактор национальной безопасности………………….10
2.2. Введение инноваций в ВПК для обеспечения конкурентоспособности…13
Глава 3.Политическая стратегия развития ВПК.…………………………………..17
3.1.Модернизация "оборонки" России ……………………….…………………17
3.2. Премьер-министр В.В. Путин о развитии ВПК……………………………18
3.3. А.Постников о ВПК………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВПК.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

Сегодня инновации стали  главным и необходимым условием дальнейшего развития боеспособности вооруженных сил. Основной документ, который определяет внедрение инновационных  разработок для министерства обороны, - это Государственная программа  вооружения. Это создание перспективного вооружения, которое обладает принципиально  новыми свойствами, и совершенствование  существующего вооружения. В этих целях Министерством обороны  разработан перечень базовых и критических  военных технологий на период до 2020 года.

В каждой из девяти базовых  технологий выделяются критические  военные технологии, обеспечивающие решение принципиально новых  военно-технических задач, существенный прирост тактико-технических характеристик  вооружения и значительное снижение затрат на его эксплуатацию. Всего  в перечень включены 52 критические  военные технологии. Они определяют долгосрочные приоритеты научных исследований и разработок, связанных с созданием  принципиально нового вооружения, перспективных материалов, решений в области систем управления, навигаций, связи".Другими словами, Россия перевооружается в соответствии с требованиями нынешних реалий.

3.2. Премьер-министр В.В. Путин о развитии ВПК.

Премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам модернизации оборонно-промышленного  комплекса. Ниже приводится выступление В.В. Путина с небольшими сокращениями.

 «Перед нами стоит  большая, масштабная задача: практически  полностью перевооружить нашу  армию и флот в ближайшие  10 лет. Понятно, что это невозможно  сделать на современной базе. Нужно обновлять сам оборонно-промышленный  комплекс. Если мы хотим иметь  вооружение, которое соответствует  современным требованиям ведения  вооруженной борьбы, и на перспективу  быть на уровне соответствующих  задач, мы должны решать вопрос, связанный с переоборудованием  самого оборонно-промышленного комплекса.  У нас есть хорошая база, кадровый  потенциал. Системы вооружения, которые  мы будем производить, должны  быть не только современными, они должны быть перспективными.

Государственная программа  вооружений на 2011-2020 годы, и наши планы  по обновлению ОПК, промышленности в  целом - вещи абсолютно связанные  друг с другом. Если только мы допустим сбой в каком-то звене из этой цепочки, неизбежно пойдут сбои по всей цепи. Потенциал для создания такой  техники и вооружения у отечественной  оборонки, есть. Серьезные средства уже вложены в обновление производства, в привлечение новых кадров. Показательно, что в прошлом году 75% инвестиций в предприятия ОПК было направлено на приобретение нового оборудования. Это хороший показатель того, что  руководители предприятий, отрасли  в целом понимают, о чем идет речь и действуют в абсолютно  правильном направлении. Запущена специальная  программа по подготовке и поощрению  лучших молодых специалистов.

И все же очевидно, что  это только первые шаги. На это тоже хотел бы обратить внимание. Нам  предстоит провести коренную модернизацию большинства предприятий и холдингов  страны. В общей сложности речь идет о модернизации 1700 предприятий. Это огромный фронт работ, просто колоссальный. И при этом, как  мы договаривались с заказчиками, прежде всего с Министерством обороны, должна быть обеспечена рентабельность этих предприятий, как минимум 15%...

Необходимо подготовить  промышленность к массовому серийному  выпуску перспективной техники  и образцов вооружения, боевые характеристики которых полностью отвечают требованию Вооруженных сил и по качеству и, немаловажно, по цене. Основным инструментом для решения этих задач должна стать Федеральная целевая программа  «Развитие оборонно-промышленного  комплекса Российской Федерации  на период до 2020 года».

Совершенно очевидно, что  при перевооружении армии и флота  упор будет делаться, конечно, прежде всего, на свою собственную оборонку. Но чтобы мы имели такую возможность, нужно уделить ей самое пристальное  внимание. За десятилетие мы должны будем вложить в оборонный  комплекс около 3 трлн рублей.

В проекте федерального бюджета  на 2012–2014 годы мы предусмотрели уже  необходимые средства на техническое  перевооружение предприятий ОПК. В  общей сложности на «трехлетку»  мы заложили 440 млрд руб.

Рассчитываем, что инвестиции таких значительных ресурсов в оборонную  промышленность будут способствовать модернизации всей российской экономики. Это всегда так было во все времена  и во всех странах. Здесь Россия ничем  не отличается. Как только идут крупные  вложения в оборонную промышленность, это косвенным образом, так или  иначе всегда отражается на общем  технологическом уровне всей экономики, стимулирует развитие высокотехнологичных  отраслей, в том числе через  систему НИОКР.

Создание прочного научно-технического задела для разработки инновационных  технологий в оборонке является для  нас одним из ключевых приоритетов. Именно поэтому около 20% от общего объема финансирования предусмотрено на проведение НИОКР.

Среди других важнейших направлений  – модернизация ракетно-космической, авиационной, судостроительной промышленности, производства систем связи и управления, а также создание электронной  компонентной базы, без чего вообще создать современное оружие мы не сможем.

Кроме того, мы поддержим  предприятия, которые привлекают средства и инвестиции для обновления производства. Начиная с 2015 года, будем субсидировать  уплату процентов по кредитам, которые  получены в российских банках, включая  Внешэкономбанк, для реализации проектов в рамках программы развития оборонно-промышленного  комплекса. Необходимые для этого  средства заложим в бюджет на следующий  плановый период.

Прошу максимально ускорить принятие программы, о которой я  говорил. Насколько мне известно, основные параметры между ведомствами  уже согласованы, остались технические  детали, они тоже важны, но нужно  быстрее эти технические детали обговорить. Все, что касается принципиальных вопросов, согласовано, в том числе  проведено через Военно-промышленную комиссию.

Я рассчитываю, в самые  короткие сроки окончательно доработанный проект программы будет представлен  в правительство Российской Федерации».

3.3. А.Постников о ВПК.

Главнокомандующий Сухопутными  войсками России генерал-полковник Александр Постников обрушился с критикой на оборонно-промышленный комплекс 15 марта 2011 года. По его словам, даже новейшие вооружение и военная техника, выпускаемые российскими предприятиями, отстают по своим характеристикам от аналогичных систем НАТО и Китая. "Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая", - рассказал главком.

За примером Постников  в карман не полез - российский танк Т-90, будущая основа российских бронетанковых  сил, является всего лишь "17-й модификацией советского танка Т-72", выпускавшегося с 1973 года. При этом, как отметил  главком, не самой дешевой модификацией - "118 миллионов рублей за единицу". "Нам проще было бы купить за эти  деньги три 'Леопарда'", - отметил  главком, добавив, что доля современной  техники в российских сухопутных войсках составляет 12 процентов, но к 2020 году увеличится до 70 процентов. Правда, из высказывания Постникова непонятно, будет ли доля современного вооружения увеличиваться за счет отечественной  техники, или армия и впрямь побежит  покупать "дешевые" немецкие танки.

Впрочем, наверняка ясно одно - главком ценами на мировую  оборонную продукцию не интересуется и пользуется каким-то искаженным стереотипом, будто все зарубежное по определению  лучше российского. Возможно, в отношении  каких-то образцов дела действительно  обстоят именно так, как утверждает главком, но распространять частности  на все вооружение и технику для  Сухопутных войск в целом как  минимум неправильно. И уж тем  более неправильно утверждать, будто  иностранную технику можно приобрести дешевле, чем российскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

И в заключении хотелось бы подвести итоги.

Во первых в ближайшей перспективе каждое оборонное предприятие области должно решать для себя следующие задачи: - выбрать и экономически обосновать конкретную стратегию реформирования, направленную, в конечном итоге, на создание эффективного производства и улучшение финансово-экономических результатов деятельности; - разработать подробный бизнес-план структурных преобразований; - пересмотреть ранее разработанные планы и проекты диверсификации и конверсии производства, которые не реализуются из-за необоснованности и неперспективности; - изучить возможности вхождения предприятия в состав интегрированных структур и создания совместных предприятий с иностранными фирмами.

Во вторых долгосрочные перспективы развития оборонных предприятий области будут определяться интенсивностью инвестиционного спроса в отраслях, потребляющих их продукцию, и соответственно зависеть от тенденций, оживляющих экономику в целом. Однако для предприятий, которые продлят свое существование, необходимы меры, способствующие их переходу на технологии четвертого и пятого поколений и вхождение в международное разделение труда.

 В третьих ныне международная обстановка характеризуется активностью и даже агрессивностью США, усилия которых направлены на поддержание лидерства в военно-политической и экономической сферах, а также на усиление контроля за союзниками и партнерами по блоку НАТО и другими международными организациями. Таким образом, единоличное военное и политическое лидерство США вовсе не снижает уровень безопасности в мире, и в частности, безопасности России. Это, в свою очередь, делает необходимым углубленный анализ состояния и последствий реформирования оборонного комплекса, перспектив его развития. В системе национальной безопасности ключевое место занимает безопасность военная. Под ней понимается такое состояние страны и мира, при котором либо отсутствует возможность военного давления и агрессии, либо есть гарантии противостояния им. Способность государства предупредить, нейтрализовать или отразить попытки военного диктата, защитить свои интересы и реализовать цели зиждется на его силе. И сейчас, и в обозримом будущем вооруженные конфликты и войны останутся неотъемлемой частью политики. Именно поэтому не может быть надежной национальная безопасность страны, не имеющая сильного военно-промышленного комплекса. Именно поэтому Россия должна поддерживать необходимую военную мощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Барабанов В.А. Российский ВПК: история и современность. Монография. М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. – 257 с.

2. В рамках ФЦП-2020 по развитию ОПК предстоит провести модернизацию 1700 предприятий – В.Путин. Режим доступа: http://nationalsafety.ru/n59056.

3. Роль ИТ в создании и производстве наукоемкой продукции / Б.М. Рапопорт. Режим доступа: http://www.hitechno.ru/?page=archive05.

4. Суровая отповедь/Василий Сычев. Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2011/03/16/army/.

5. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт,1999. - 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие ВПК как фактор национальной безопасности, конкурентоспособности и эффективности