Реальные доходы и жизненный уровень населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения, их показатели 5
2. Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределение населения по уровню доходов, их связь с прожиточным минимумом и степенью удовлетворения потребностей 11
3. Меры по повышению уровня доходов населения РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

В январе 2013г. уровень  среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения  и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 83%, работников образования - 79% (в январе 2012г. - соответственно 82% и 73%).

Просроченная  задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2013г. составила 2404 млн.рублей и по сравнению с 1 февраля 2013г. увеличилась на 108 млн.рублей (4,7%).

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 марта 2013г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

Таблица 5

Динамика просроченной задолженности по заработной плате1)

на начало месяца

 

 

 

 

 

 

 

 

Просроченная задолженность 
по заработной плате

В том числе задолженность

Численность 
работников,  
перед кото- 
рыми имеется просроченная 
задолжен- 
ность по зара- 
ботной плате, тыс.человек

из-за несвоевременного 
получения денежных 
средств из бюджетов  
всех уровней

из-за отсутствия 
собственных средств

млн.  
рублей 

в % к 
преды- 
дущему 
месяцу

млн.  
рублей 

в % к  
преды- 
дущему  
месяцу

млн. 
рублей

в % к  
преды- 
дущему  
месяцу

2012г.

Январь

1766

80,7

8

7,2

1758

84,7

69

Февраль

1954

110,6

38

в 4,7р.

1916

109,0

85

Март

1805

92,4

21

56,0

1784

93,1

79

Апрель

2030

112,5

36

170,3

1994

111,8

85

Май

1915

94,4

18

59,2

1897

95,1

77

Июнь

1915

100,0

28

151,1

1887

99,5

75

Июль

1974

103,1

24

84,9

1950

103,3

77

Август

2161

109,5

32

136,5

2129

109,2

78

Сентябрь

2168

100,3

37

114,6

2131

100,1

79

Октябрь

2234

103,1

40

109,4

2194

102,9

88

Ноябрь

2290

102,5

92

в 2,3р.

2198

100,2

83

Декабрь

2348

102,5

116

126,8

2232

101,5

80

2013г.

Январь

1560

66,4

2,5

2,2

1557

69,8

53

Февраль

2296

147,2

77

в 30р.

2219

142,5

79

Март

2404

104,7

19

24,9

2385

107,4

89

1) Данные разрабатываются  по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесозаготовки; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; управление недвижимым имуществом; научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; деятельность в области культуры.


На 1 марта 2013г. просроченная задолженность по заработной плате  по сравнению с 1 февраля 2013г. снизилась  в 37 субъектах Российской Федерации, выросла - в 33 субъектах, отсутствовала - в 8 субъектах, образовалась - в 4 субъектах, осталась без изменения - в 1 субъекте Российской Федерации.

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2013г. составила 19 млн.рублей, или 0,8% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.

Из общего объема задолженности  из-за бюджетного недофинансирования 43,1% приходилось на федеральный бюджет, 11,2% - бюджеты субъектов Российской Федерации и 45,7% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.

Из общей суммы просроченной задолженности 896 млн.рублей (37,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2012г., 666 млн.рублей (27,7%) - в 2011г. и ранее.

Таблица 6

Просроченная  задолженность по заработной плате 
по видам экономической деятельности 
на 1 марта 2013 года

 

 

 

 

 

 

Млн.рублей

В % к 1 февраля 2013г.

всего 

 

 

в том числе

всего 

 

 

в том числе

из-за 
несвое- 
времен- 
ного получе- 
ния денеж- 
ных сред- 
ств из бюд- 
жетов всех уровней

из них

из-за 
отсут- 
ствия собст- 
венных сред- 
ств

из-за 
несвое- 
времен- 
ного получе- 
ния денеж- 
ных сред- 
ств из бюд- 
жетов всех уровней

из них

из-за 
отсут- 
ствия собст- 
венных сред- 
ств

феде- 
раль- 
ного бюд- 
жета

бюд- 
жетов субъ- 
ектов Россий- 
ской Феде- 
рации

мест- 
ных бюд- 
жетов

феде- 
раль- 
ного бюд- 
жета

бюд- 
жетов субъ- 
ектов Россий- 
ской Феде- 
рации

мест- 
ных бюд- 
жетов

Всего

2404

19

8

2

9

2385

104,7

24,9

11,8

153,6

152,5

107,4

в том числе:  
сельское хозяйство,  
охота и лесозаготовки

233

1

0,1

0,9

-

232

101,7

в 40р.

в 5,7р.

-

-

101,2

рыболовство,  
рыбоводство

19

-

-

-

-

19

100,2

-

-

-

-

100,2

добыча полезных  
ископаемых

205

-

-

-

-

205

99,6

-

-

-

-

99,6

в том числе:  
добыча топливно- 
энергетических  
полезных ископаемых

115

-

-

-

-

115

87,8

-

-

-

-

87,8

добыча полезных  
ископаемых,  
кроме топливно- 
энергетических

90

-

-

-

-

90

120,3

-

-

-

-

120,3

из нее добыча  
металлических руд

36

-

-

-

-

36

156,9

-

-

-

-

156,9

обрабатывающие  
производства

1141

-

-

-

-

1141

106,6

-

-

-

-

106,6

из них:  
производство пищевых  
продуктов, включая  
напитки, и табака

308

-

-

-

-

308

106,6

-

-

-

-

106,6

текстильное и швейное  
производство

22

-

-

-

-

22

111,8

-

-

-

-

111,8

производство кожи,  
изделий из кожи и  
производство обуви

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

обработка древесины  
и производство  
изделий из дерева

36

-

-

-

-

36

74,3

-

-

-

-

74,3

целлюлозно-бумажное  
производство;  
издательская и  
полиграфическая  
деятельность

49

-

-

-

-

49

110,4

-

-

-

-

110,4

в том числе:  
производство  
целлюлозы,  
древесной массы, 
бумаги, картона 
и изделий из них

44

-

-

-

-

44

106,1

-

-

-

-

106,1

издательская и  
полиграфическая  
деятельность,  
тиражирование  
записанных  
носителей  
информации

5

-

-

-

-

5

174,9

-

-

-

-

174,9

производство кокса  
и нефтепродуктов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

химическое  
производство

49

-

-

-

-

49

в 2,2р.

-

-

-

-

в 2,2р.

производство  
резиновых и пласт-  
массовых изделий

0,3

-

-

-

-

0,3

36,0

-

-

-

-

36,0

производство прочих  
неметаллических  
минеральных  
продуктов

105

-

-

-

-

105

115,1

-

-

-

-

115,1

металлургическое  
производство и  
производство готовых  
металлических  
изделий

101

-

-

-

-

101

103,3

-

-

-

-

103,3

в том числе:  
металлургическое  
производство

51

-

-

-

-

51

101,0

-

-

-

-

101,0

производство  
готовых металли- 
ческих изделий

50

-

-

-

-

50

105,8

-

-

-

-

105,8

производство машин  
и оборудования

100

-

-

-

-

100

125,8

-

-

-

-

125,8

производство  
электрооборудования,  
электронного и  
оптического  
оборудования

163

-

-

-

-

163

93,3

-

-

-

-

93,3

производство  
транспортных средств  
и оборудования

158

-

-

-

-

158

99,8

-

-

-

-

99,8

прочие производства

8

-

-

-

-

8

92,9

-

-

-

-

92,9

производство и  
распределение  
электроэнергии,  
газа и воды

44

2

-

-

2

42

39,5

3,2

-

-

100,6

103,5

строительство

435

-

-

-

-

435

103,3

-

-

-

-

103,3

транспорт

154

7

-

-

7

147

158,0

в 2,0р.

-

-

в 2,0р.

156,5

управление  
недвижимым  
имуществом

14

-

-

-

-

14

92,7

-

-

-

-

92,8

научные исследования  
и разработки

122

-

-

-

-

122

126,7

-

-

-

-

126,7

образование

17

6

5

1

-

11

154,9

-

-

-

-

96,7

здравоохранение и  
предоставление  
социальных услуг

3

0,3

-

0,1

0,2

3

31,5

11,4

-

8,5

-

36,9

сбор сточных вод,  
отходов и аналогичная  
деятельность

9

-

-

-

-

9

в 2,8р.

-

-

-

-

в 2,8р.

деятельность в  
области культуры

8

3

3

-

-

5

152,6

в 9,5р.

-

-

-

99,8


Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 0,2 млн.рублей (0,8%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.

На 1 марта 2013г. просроченная задолженность по заработной плате  из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 72 субъектах Российской Федерации, образовалась - в 6 субъектах Российской Федерации.

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций за февраль 2013г. увеличилась на 166 млн.рублей (7,4%) и на 1 марта 2013г. составила 2385 млн.рублей.

Сегодня в России должна быть повышена эффективность государственной политики доходов. Ее следует нацелить на кардинальное увеличение доходов основной массы населения (прежде всего за счет роста минимального и среднего размеров оплаты труда), снижение дифференциации доходов, эффективное и социально справедливое распределение вновь созданной стоимости и динамичное формирование на этой основе среднего класса.

3 Меры по повышению уровня доходов населения РФ

 

Повышения уровня жизни  россиян является важнейшей программной  задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.

Решение этих и других проблем позволит стабилизировать  уровень жизни россиян, а также  развернуть вектор в сторону его  повышения. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния – увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80%.

Государственные программы  стабилизации доходов имеют место  в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств  таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются

потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств  по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление  характеризуется тем, что проводимые выплаты не

имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждениянепроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты  по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

Как известно из средств  массовой информации, Президент России В.В. Путин дал указание Правительству Российской Федерации о досрочном и более высоком по размеру повышении базовой части трудовой пенсии, чем это было предусмотрено Федеральным законом “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год”.

Государственная Дума 9 февраля 2005 года приняла соответствующий  Федеральный закон об увеличении базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года с 660 до 900 рублей, а Совет  Федерации оперативно (9 февраля 2005 года) одобрил данный Федеральный закон.

При этом будут увеличены  и другие составляющие в существующей системе выплат. К примеру, доплата  на иждивенцев, которая рассчитывается в зависимости от базовой пенсии и составляет 30% от ее размера, будет повышена до 300 рублей, для инвалидов первой группы, достигших 80 лет, прибавка будет немного больше - 480 рублей.

Для инвалидов вследствие военной травмы повышение составит 240 рублей. Для ветеранов Великой  Отечественной войны, являющихся инвалидами войны и достигших 80 лет, прибавка составит достаточно весомую величину – 1200 рублей. С учетом единовременной денежной выплаты и пенсии общая сумма для военных инвалидов, получивших инвалидность вследствие военной травмы и старше 80 лет, составит от 6,8 до 7,2 тысяч рублей.

Кроме того, следует сократить  государственные расходы, непосредственно  не связанные с эффективностью управления экономикой и теми сферами деятельности, источником финансирования которых  должен быть только бюджет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Благосостояние гражданам  Росси надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Только так можно обеспечить рост личных доходов и получить возможность перейти в более высокий ранг социального слоя российского общества.

Реализация намеченных мер государством Российской Федерации будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным организациям, направив ресурсы на общенациональное возрождение. Ведь люди, занимающиеся активным поиском возможных форм социальной поддержки, считают, что если не выплачивают зарплату и пенсию, то нет смысла надеяться на социальную помощь, так как «все деньги из одного кармана».

Только путем роста  реальных доходов можно обеспечить себе и своим детям достойное  существование, хорошее образование и медицинскую помощь.

Информация о работе Реальные доходы и жизненный уровень населения России