Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения, их показатели 5
2. Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределение населения по уровню доходов, их связь с прожиточным минимумом и степенью удовлетворения потребностей 11
3. Меры по повышению уровня доходов населения РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
В январе 2013г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 83%, работников образования - 79% (в январе 2012г. - соответственно 82% и 73%).
Просроченная
задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций,
кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарна
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 марта 2013г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Таблица 5
Динамика просроченной задолженности по заработной плате1)
на начало месяца
|
Просроченная задолженность |
В том числе задолженность |
Численность | ||||
из-за несвоевременного |
из-за отсутствия | ||||||
млн. |
в % к | ||||||
млн. |
в % к | ||||||
млн. |
в % к | ||||||
2012г. | |||||||
Январь |
1766 |
80,7 |
8 |
7,2 |
1758 |
84,7 |
69 |
Февраль |
1954 |
110,6 |
38 |
в 4,7р. |
1916 |
109,0 |
85 |
Март |
1805 |
92,4 |
21 |
56,0 |
1784 |
93,1 |
79 |
Апрель |
2030 |
112,5 |
36 |
170,3 |
1994 |
111,8 |
85 |
Май |
1915 |
94,4 |
18 |
59,2 |
1897 |
95,1 |
77 |
Июнь |
1915 |
100,0 |
28 |
151,1 |
1887 |
99,5 |
75 |
Июль |
1974 |
103,1 |
24 |
84,9 |
1950 |
103,3 |
77 |
Август |
2161 |
109,5 |
32 |
136,5 |
2129 |
109,2 |
78 |
Сентябрь |
2168 |
100,3 |
37 |
114,6 |
2131 |
100,1 |
79 |
Октябрь |
2234 |
103,1 |
40 |
109,4 |
2194 |
102,9 |
88 |
Ноябрь |
2290 |
102,5 |
92 |
в 2,3р. |
2198 |
100,2 |
83 |
Декабрь |
2348 |
102,5 |
116 |
126,8 |
2232 |
101,5 |
80 |
2013г. | |||||||
Январь |
1560 |
66,4 |
2,5 |
2,2 |
1557 |
69,8 |
53 |
Февраль |
2296 |
147,2 |
77 |
в 30р. |
2219 |
142,5 |
79 |
Март |
2404 |
104,7 |
19 |
24,9 |
2385 |
107,4 |
89 |
1) Данные разрабатываются
по следующим видам экономическ |
На 1 марта 2013г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 февраля 2013г. снизилась в 37 субъектах Российской Федерации, выросла - в 33 субъектах, отсутствовала - в 8 субъектах, образовалась - в 4 субъектах, осталась без изменения - в 1 субъекте Российской Федерации.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2013г. составила 19 млн.рублей, или 0,8% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 43,1% приходилось на федеральный бюджет, 11,2% - бюджеты субъектов Российской Федерации и 45,7% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности 896 млн.рублей (37,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2012г., 666 млн.рублей (27,7%) - в 2011г. и ранее.
Таблица 6
Просроченная
задолженность по заработной плате
по видам экономической деятельности
на 1 марта 2013 года
|
Млн.рублей |
В % к 1 февраля 2013г. | ||||||||||
всего
|
в том числе |
всего
|
в том числе | |||||||||
из-за |
из них |
из-за |
из-за |
из них |
из-за | |||||||
феде- |
бюд- |
мест- |
феде- |
бюд- |
мест- | |||||||
Всего |
2404 |
19 |
8 |
2 |
9 |
2385 |
104,7 |
24,9 |
11,8 |
153,6 |
152,5 |
107,4 |
в том числе: |
233 |
1 |
0,1 |
0,9 |
- |
232 |
101,7 |
в 40р. |
в 5,7р. |
- |
- |
101,2 |
рыболовство, |
19 |
- |
- |
- |
- |
19 |
100,2 |
- |
- |
- |
- |
100,2 |
добыча полезных |
205 |
- |
- |
- |
- |
205 |
99,6 |
- |
- |
- |
- |
99,6 |
в том числе: |
115 |
- |
- |
- |
- |
115 |
87,8 |
- |
- |
- |
- |
87,8 |
добыча полезных |
90 |
- |
- |
- |
- |
90 |
120,3 |
- |
- |
- |
- |
120,3 |
из нее добыча |
36 |
- |
- |
- |
- |
36 |
156,9 |
- |
- |
- |
- |
156,9 |
обрабатывающие |
1141 |
- |
- |
- |
- |
1141 |
106,6 |
- |
- |
- |
- |
106,6 |
из них: |
308 |
- |
- |
- |
- |
308 |
106,6 |
- |
- |
- |
- |
106,6 |
текстильное и швейное |
22 |
- |
- |
- |
- |
22 |
111,8 |
- |
- |
- |
- |
111,8 |
производство кожи, |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
обработка древесины |
36 |
- |
- |
- |
- |
36 |
74,3 |
- |
- |
- |
- |
74,3 |
целлюлозно-бумажное |
49 |
- |
- |
- |
- |
49 |
110,4 |
- |
- |
- |
- |
110,4 |
в том числе: |
44 |
- |
- |
- |
- |
44 |
106,1 |
- |
- |
- |
- |
106,1 |
издательская и |
5 |
- |
- |
- |
- |
5 |
174,9 |
- |
- |
- |
- |
174,9 |
производство кокса |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
химическое |
49 |
- |
- |
- |
- |
49 |
в 2,2р. |
- |
- |
- |
- |
в 2,2р. |
производство |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
0,3 |
36,0 |
- |
- |
- |
- |
36,0 |
производство прочих |
105 |
- |
- |
- |
- |
105 |
115,1 |
- |
- |
- |
- |
115,1 |
металлургическое |
101 |
- |
- |
- |
- |
101 |
103,3 |
- |
- |
- |
- |
103,3 |
в том числе: |
51 |
- |
- |
- |
- |
51 |
101,0 |
- |
- |
- |
- |
101,0 |
производство |
50 |
- |
- |
- |
- |
50 |
105,8 |
- |
- |
- |
- |
105,8 |
производство машин |
100 |
- |
- |
- |
- |
100 |
125,8 |
- |
- |
- |
- |
125,8 |
производство |
163 |
- |
- |
- |
- |
163 |
93,3 |
- |
- |
- |
- |
93,3 |
производство |
158 |
- |
- |
- |
- |
158 |
99,8 |
- |
- |
- |
- |
99,8 |
прочие производства |
8 |
- |
- |
- |
- |
8 |
92,9 |
- |
- |
- |
- |
92,9 |
производство и |
44 |
2 |
- |
- |
2 |
42 |
39,5 |
3,2 |
- |
- |
100,6 |
103,5 |
строительство |
435 |
- |
- |
- |
- |
435 |
103,3 |
- |
- |
- |
- |
103,3 |
транспорт |
154 |
7 |
- |
- |
7 |
147 |
158,0 |
в 2,0р. |
- |
- |
в 2,0р. |
156,5 |
управление |
14 |
- |
- |
- |
- |
14 |
92,7 |
- |
- |
- |
- |
92,8 |
научные исследования |
122 |
- |
- |
- |
- |
122 |
126,7 |
- |
- |
- |
- |
126,7 |
образование |
17 |
6 |
5 |
1 |
- |
11 |
154,9 |
- |
- |
- |
- |
96,7 |
здравоохранение и |
3 |
0,3 |
- |
0,1 |
0,2 |
3 |
31,5 |
11,4 |
- |
8,5 |
- |
36,9 |
сбор сточных вод, |
9 |
- |
- |
- |
- |
9 |
в 2,8р. |
- |
- |
- |
- |
в 2,8р. |
деятельность в |
8 |
3 |
3 |
- |
- |
5 |
152,6 |
в 9,5р. |
- |
- |
- |
99,8 |
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 0,2 млн.рублей (0,8%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 марта 2013г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 72 субъектах Российской Федерации, образовалась - в 6 субъектах Российской Федерации.
Задолженность
по заработной плате из-за отсутствия
собственных средств организаци
Сегодня в России должна быть повышена эффективность государственной политики доходов. Ее следует нацелить на кардинальное увеличение доходов основной массы населения (прежде всего за счет роста минимального и среднего размеров оплаты труда), снижение дифференциации доходов, эффективное и социально справедливое распределение вновь созданной стоимости и динамичное формирование на этой основе среднего класса.
Повышения уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.
Решение этих и других проблем позволит стабилизировать уровень жизни россиян, а также развернуть вектор в сторону его повышения. В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния – увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80%.
Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей предприятий).
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются
потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не
имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждениянепроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.
Как известно из средств массовой информации, Президент России В.В. Путин дал указание Правительству Российской Федерации о досрочном и более высоком по размеру повышении базовой части трудовой пенсии, чем это было предусмотрено Федеральным законом “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год”.
Государственная Дума 9 февраля 2005 года приняла соответствующий Федеральный закон об увеличении базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года с 660 до 900 рублей, а Совет Федерации оперативно (9 февраля 2005 года) одобрил данный Федеральный закон.
При этом будут увеличены и другие составляющие в существующей системе выплат. К примеру, доплата на иждивенцев, которая рассчитывается в зависимости от базовой пенсии и составляет 30% от ее размера, будет повышена до 300 рублей, для инвалидов первой группы, достигших 80 лет, прибавка будет немного больше - 480 рублей.
Для инвалидов вследствие военной травмы повышение составит 240 рублей. Для ветеранов Великой Отечественной войны, являющихся инвалидами войны и достигших 80 лет, прибавка составит достаточно весомую величину – 1200 рублей. С учетом единовременной денежной выплаты и пенсии общая сумма для военных инвалидов, получивших инвалидность вследствие военной травмы и старше 80 лет, составит от 6,8 до 7,2 тысяч рублей.
Кроме того, следует сократить государственные расходы, непосредственно не связанные с эффективностью управления экономикой и теми сферами деятельности, источником финансирования которых должен быть только бюджет.
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.
Благосостояние гражданам Росси надо добиваться в основном за собственный счет и собственными усилиями. Только так можно обеспечить рост личных доходов и получить возможность перейти в более высокий ранг социального слоя российского общества.
Реализация намеченных мер государством Российской Федерации будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным организациям, направив ресурсы на общенациональное возрождение. Ведь люди, занимающиеся активным поиском возможных форм социальной поддержки, считают, что если не выплачивают зарплату и пенсию, то нет смысла надеяться на социальную помощь, так как «все деньги из одного кармана».
Только путем роста реальных доходов можно обеспечить себе и своим детям достойное существование, хорошее образование и медицинскую помощь.
Информация о работе Реальные доходы и жизненный уровень населения России