Реальные доходы населения и их динамика в Республике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству.

Содержание работы

Введение
1. Доходы населения, их виды и источники формирования
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов
1.4 Государственная политика перераспределения доходов
2. Доходы населения Республики Беларусь
2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работы макроэкономика оригинал.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Вторгаясь в сферу  распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов - обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию. [16, с.227]

В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов  различных групп населения, является построение "кривой Лоренца", которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами. [8, с.89]

При построении кривой Лоренца (Рисунок 1) по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Рисунок 1 - Кривая Лоренца

 

 Теоретическая возможность абсолютно  равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает  на то, что любой данный процент  семей получает соответствующий  процент дохода.

Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручателей. [9, с. 207]

Область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. [9, с. 207]

В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

Но если же на долю 40 % населения  приходится менее 12-13 % общей суммы  доходов страны, то такой перекос  вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.

Основными инструментами, с помощью которых государство  регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат. [1, с.220]

При анализе кривой Лоренца  необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.

Для характеристики распределения  населения по доходу рассчитывается ряд показателей, среди которых коэффициент концентрации доходов Джинни (KL), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле:

 (2.1)

где pi - доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-й группе;

qi доля доходов i-й группы в общей сумме доходов населения, исчисленная нарастающим итогом; рассчитывается аналогично, но не для показателя численности населения, а для показателя денежного дохода.

Коэффициент Джинни изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем  в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

По кривой Лоренца (Рисунок 1) можно рассчитать коэффициент Джинни как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к сумме площадей S1, и S2, которая равна 1/2:

 (2.2)

Типичное значение индекса  Джинни в развитых странах колеблется между 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США); для развивающихся  стран он составляет 0,4 - 0,5. [17, с.330]

Наряду с коэффициентом  Джинни, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент.

Неравенство доходов  оказывает влияние на социально-экономическое  развитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:

рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности  в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и  низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и  региональная дифференциация, а также  дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

 

1.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

 

Значительное неравенство  в распределении доходов является социально опасным. Эффективным  средством преодоления неравенства  и бедности выступает государственная политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет. [7, с.211]

Практика регулирования  доходов предполагает:

- установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

- регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

- защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов. [7, с.212]

Политика перераспределения доходов включает:

- аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

- предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

- финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального  страхования;

б) систему государственной  помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. [7, с.215]

Социальная защита населения  предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.

Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они  могут осуществляться в натуральной  и денежной формах. [12, с.86]

Вмешательство государства  в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты  являются средством обеспечения  прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. [8, с.112]

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:

- оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;

- нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [5, с.79]

Государство, организуя  через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

 

2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 ДИНАМИКА  ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ 

 

В январе-августе 2011 г. общий  объем денежных доходов населения составил 92,9 трлн. рублей и по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличился на 40,1%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4%.

Реальные располагаемые  денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5%. Данные, характеризующие основные показатели доходов населения, приведены в таблице :

 

Январь –  август

2011 г.

В % к январю – августу 2010 г.

Август 2011 г.

в % к

Справочно

январь-август 2010 г. в % к

январю-августу 2009 г.

августу 2010 г.

июлю 

2011 г.

Денежные доходы населения, млрд.руб.

 

92 895,7

 

140,1

 

х

 

х

 

116,6

Денежные доходы в расчете на душу населения,

тыс. руб. в месяц

 

1 225,9

 

140,4

 

х

 

х

 

116,8

Реальные располагаемые денежные доходы

 

х

 

105,8

 

х

 

х

 

109,0

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

 

 

1 654,4

 

 

143,6

 

 

154,5

 

 

107,4

 

 

117,4

Реальная заработная плата

х

110,1

96,1

98,6

110,0

Средний размер назначенных пенсий,

тыс. руб.

 

629,8

 

132,1

 

144,7

 

114,7

 

122,0

Реальный размер назначенных пенсий

 

х

 

101,3

 

90,0

 

105,3

 

114,3

Информация о работе Реальные доходы населения и их динамика в Республике Беларуси