Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи - это доход. Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству.
Введение
1. Доходы населения, их виды и источники формирования
1.1 Сущность доходов населения и их виды. Заработная плата как основной источник доходов населения
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов
1.4 Государственная политика перераспределения доходов
2. Доходы населения Республики Беларусь
2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы
2.2 Государственная социальная политика Республики Беларусь
Заключение
Динамика основных показателей реальных доходов населения в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года
Динамика денежных доходов
населения характеризуется
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
Денежные доходы в расчете на душу населения в % к |
Реальные располагаемые денежные доходы в % к соответствую-щему периоду предыдущего года | ||
среднедушевому минимальному потребительскому бюджету семьи из четырех человек |
бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения | |||
2010 г. | ||||
Январь |
711,9 |
178,8 |
276,7 |
104,6 |
Январь-февраль |
750,9 |
188,1 |
291,1 |
104,0 |
I квартал |
784,5 |
190,0 |
300,9 |
103,6 |
Январь-апрель |
809,2 |
192,4 |
308,2 |
105,1 |
Январь-май |
822,5 |
193,1 |
311,5 |
105,4 |
I полугодие |
835,0 |
194,3 |
314,1 |
105,9 |
Январь-июль |
867,2 |
200,5 |
324,6 |
108,5 |
Январь-август |
873,1 |
200,7 |
325,3 |
109,0 |
Январь-сентябрь |
881,4 |
201,3 |
326,4 |
110,1 |
Январь-октябрь |
898,5 |
204,0 |
330,8 |
111,1 |
Январь-ноябрь |
917,1 |
207,0 |
335,7 |
112,4 |
Январь-декабрь |
952,4 |
213,4 |
346,1 |
114,8 |
2011 г. | ||||
Январь |
1 009,6 |
207,1 |
335,4 |
124,2 |
Январь-февраль |
1 054,4 |
213,4 |
345,6 |
120,8 |
I квартал |
1 046,9 |
207,6 |
329,4 |
119,2 |
Январь-апрель |
1 078,0 |
209,2 |
328,6 |
116,3 |
Продолжение таблицы | ||||
Январь-май |
1 096,7 |
204,6 |
319,2 |
112,4 |
I полугодие |
1 145,9 |
204,8 |
318,3 |
109,9 |
Январь-июль |
1 204,3 |
207,8 |
322,0 |
108,3 |
Январь-август |
1 225,9 |
203,5 |
314,7 |
105,8 |
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе – августе 2011 г. составил 85,1%.
Структура денежных доходов населения представлена данными в таблице:
Январь-август 2011 г. млрд. руб. |
В % к итогу | ||
январь-август 2011 г. |
справочно январь-август 2010 г.1) | ||
Всего денежных доходов в том числе: |
92 895,7 |
100 |
100 |
оплата труда |
60 707,2 |
65,3 |
62,6 |
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход |
10 465,1 |
11,3 |
12,3 |
трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии и другие трансферты населению) |
18 402,1 |
19,8 |
20,9 |
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности) |
2 005,9 |
2,2 |
2,8 |
прочие доходы (поступления от продаж сельского хозяйства и прочие поступления) |
1 315,4 |
1,4 |
1,4 |
1) Данные приведены в сопоставимой методологии расчета общего объема денежных доходов населения.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе – августе 2011 г. составила 1 654,4 тыс. рублей, в том числе в августе – 1 992,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2011 г. на 7,4% или на 137,8 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе – августе 2011 г. по сравнению с январем – августом 2010 г. увеличилась на 10,1%, в агусте 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4%.
Данные об изменении номинальной и реальной заработной платы приведены в таблице:
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
В% к |
Изменение реальной заработной платы в % к | |||
соответст-вующему периоду предыдущего года |
предыду-щему периода | ||||
соответству-ющему периоду предыдущего года |
предыду-щему периода | ||||
2010 г. | |||||
Январь |
1 000,0 |
108,6 |
91,5 |
101,9 |
90,8 |
Февраль |
1 016,4 |
112,0 |
101,6 |
105,8 |
101,1 |
Март |
1 095,3 |
114,3 |
107,8 |
107,4 |
106,6 |
Апрель |
1 116,8 |
115,6 |
102,0 |
108,4 |
101,3 |
Май |
1 158,4 |
118,2 |
103,7 |
110,4 |
102,9 |
Июнь |
1 234,9 |
121,6 |
106,6 |
113,8 |
106,4 |
Июль |
1 282,8 |
123,9 |
103,9 |
116,0 |
103,6 |
Август |
1 286,9 |
123,2 |
100,3 |
114,4 |
99,7 |
Сентябрь |
1 305,1 |
127,5 |
101,4 |
117,0 |
99,8 |
Октябрь |
1 328,2 |
129,4 |
101,8 |
118,0 |
100,7 |
Ноябрь |
1 428,3 |
141,0 |
107,5 |
127,8 |
106,5 |
Декабрь |
1 595,9 |
146,1 |
111,7 |
132,9 |
110,6 |
Январь-декабрь |
1 217,3 |
124,0 |
х |
115,0 |
х |
2011 г. | |||||
Январь |
1 409,6 |
140,7 |
88,3 |
127,2 |
87,1 |
Февраль |
1 439,3 |
141,4 |
102,1 |
125,1 |
99,4 |
Март |
1 537,2 |
140,1 |
106,8 |
123,0 |
104,8 |
Апрель |
1 563,4 |
139,7 |
101,7 |
118,3 |
97,3 |
Май |
1 648,7 |
142,1 |
105,5 |
107,2 |
93,3 |
Июнь |
1 782,9 |
144,1 |
108,1 |
100,2 |
99,5 |
Июль |
1 854,5 |
144,3 |
104,0 |
97,2 |
100,5 |
Август |
1 992,3 |
154,5 |
107,4 |
96,1 |
98,6 |
Январь-август |
1 654,4 |
143,6 |
х |
110,1 |
х |
Данные о среднемесячной заработной плате по областям и г.Минску приведены в таблице:
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
Изменение реальной заработной платы, в % |
Номинальная начисленная средняя заработная плата в августе 2011 г. в % к среднереспуб-ликанскому уровню | |||||
январь- август 2011 г. к январю-августу 2010 г. |
август 2011 г. к | ||||||
январь- август 2011 г. |
август 2011 г. |
августу 2010 г. |
декабрю 2010 г. |
июлю 2011 г. | |||
Продолжение таблицы | |||||||
Республика Беларусь |
1 654,4 |
1 992,3 |
110,1 |
96,1 |
81,3 |
98,6 |
100 |
Области: |
|||||||
Брестская |
1 457,6 |
1 725,1 |
108,7 |
92,2 |
79,6 |
97,3 |
86,6 |
Витебская |
1 493,8 |
1 817,5 |
112,2 |
98,8 |
81,1 |
99,1 |
91,2 |
Гомельская |
1 554,1 |
1 880,5 |
109,4 |
96,3 |
81,9 |
99,9 |
94,4 |
Гродненская |
1 502,8 |
1 828,0 |
110,4 |
95,0 |
81,1 |
99,8 |
91,8 |
г.Минск |
2 155,0 |
2 552,7 |
108,4 |
95,9 |
79,3 |
97,1 |
128,1 |
Минская |
1 635,8 |
2 021,7 |
111,1 |
97,8 |
86,5 |
101,1 |
101,5 |
Могилевская |
1 501,2 |
1 804,0 |
113,0 |
96,8 |
81,1 |
97,6 |
90,5 |
В бюджетных организациях
номинальная начисленная
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе – августе 2011 г. по сравнению с январем – августом 2010 г. увеличилась на 20,5%, в августе по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 9,6 %. [18]
В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2011 г. на учете состояло 2 470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей.
Реальный размер назначенных
пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом
изменения индекса
Изменение среднего размера назначенных пенсий характеризуется следующими данными:
Средний размер назначенных пенсий |
Средний размер назна- ченных пенсий в % к |
Реальный размер назначенных пенсий в % к | |||
среднему размеру начислен-ной зара- ботной платы |
бюджету прожиточного минимума для пенсионеров | ||||
соответству-ющему периоду предыдущего года |
предыду-щему месяцу | ||||
2010 г. | |||||
Январь |
468,2 |
46,8 |
209,7 |
112,8 |
108,1 |
Февраль |
469,1 |
46,2 |
206,3 |
113,4 |
99,7 |
Март |
469,1 |
42,8 |
206,3 |
112,9 |
98,9 |
Продолжение таблицы | |||||
Апрель |
469,1 |
42,0 |
206,3 |
112,7 |
99,3 |
Май |
469,7 |
40,5 |
197,0 |
112,2 |
99,3 |
Июнь |
469,7 |
38,0 |
197,0 |
112,4 |
99,8 |
Июль |
469,7 |
36,6 |
197,0 |
112,5 |
99,7 |
Август |
530,3 |
41,2 |
216,2 |
125,4 |
112,2 |
Сентябрь |
530,3 |
40,6 |
216,2 |
123,9 |
98,4 |
Октябрь |
530,3 |
39,9 |
216,2 |
123,1 |
98,9 |
Ноябрь |
584,6 |
40,9 |
231,8 |
123,4 |
109,3 |
Декабрь |
584,7 |
36,6 |
231,8 |
123,9 |
99,0 |
2011 г. | |||||
Январь |
584,7 |
41,5 |
231,8 |
112,9 |
98,6 |
Февраль |
586,5 |
40,8 |
223,7 |
110,7 |
97,7 |
Март |
586,5 |
38,2 |
223,7 |
109,8 |
98,1 |
Апрель |
586,5 |
37,5 |
223,7 |
105,9 |
95,7 |
Май |
589,3 |
35,7 |
200,3 |
94,6 |
88,8 |
Июнь |
669,0 |
37,5 |
227,4 |
99,1 |
105,5 |
Июль |
669,0 |
36,1 |
227,4 |
96,0 |
96,6 |
Август |
767,1 |
38,5 |
209,1 |
90,0 |
105,3 |
Сентябрь |
767,1 |
- |
209,1 |
80,5 |
88,0 |
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Исходя из оценки складывающейся
социально-экономической
Для решения проблем, существующий на данный момент, государство предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
Предпринимаются также попытки реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала. [2. с.13]
В перспективе предусмотрен
ряд мер, которые позволят пересмотреть
порядок налогообложения, в том
числе и заработной платы, используя
прогрессивную шкалу
Важным направлением социальной политики государства в нашей стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков. [4, с. 20]
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. [4, с.22]
Информация о работе Реальные доходы населения и их динамика в Республике Беларуси