Реформа ЖКХ: сущность, основные направления и понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:46, реферат

Описание работы

Цель исследования - изложить взвешенную оценку нынешнего состояния системы ЖКХ, рассмотреть социально-экономические проблемы проводимой реформы.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить сущность системы ЖКХ;
- обосновать необходимость реформирования системы ЖКХ;
- выявить основные социально-экономические проблемы реформы системы ЖКХ;
- обосновать необходимость модернизации системы ЖКХ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы реформы жилищно-коммунального хозяйства……...........4
1.1 Общие сведения о системе жилищно-коммунального хозяйства…………….....4
1.2 Реформа ЖКХ – сущность, основные направления и понятия………………….8
1.3 Опыт проведение реформы ЖКХ в России и за рубежом………………………11
2 Анализ функционирования и оценка реформы жилищно-коммунального
хозяйства на примере города Брянска………………………………………………..18
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта……………………...18
2.2 Показатели и анализ функционирования реформы ЖКХ………………………
2.3 Перспективы повышения развития эффективности реформирования…………
Заключение……………………………………………………………………………..
Список используемых источников……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат РЕФОРМА ЖКХ.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Состояние ЖКХ.

Преобразование ЖКХ осуществляется также в рамках реализации государственной целевой программы «жилище».

Недостатками реформирования ЖКХ являются:

1. Формальное заключение  договоров на коммунальное обслуживание.

2. Не созданы реальные  механизмы ресурсосбережения.

3. Низкое качество оказываемых  ЖКХ-услуг.

4. Инвестиции в коммунальное  хозяйство уменьшились в 2 раза.

5. Снижается надежность  систем инженерного оборудования.

Одним из главных способов преодоления кризиса является изменение системы финансирования, путем перехода от бюджетного датирования к оплате ЖКХ-услуг потребителями, но при условии обеспечения защиты малообеспеченных семей.

Основные цели реформирования:

1. Обеспечение проживания, соответствующего необходимым стандартам качества.

2. Снижение издержек производителей  услуг и тарифов, при сохранении стандартов качества.

3. Смягчение реформирования  оплаты жилья и услуг для  населения.

Способы достижения цели:

1. Совершенствование системы  управления эксплуатационного контроля.

2. Переход на договорные  отношения.

3. Развитие конкурентной  среды путем конкурентного отбора  организаций по управлению жилищным  фондом и его обслуживанию.

4. Совершенствование системы оплаты жилья и услуг, включая повышенные тарифы за сверхнормативную жилую площадь и потребление услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.

Пути реформирования:

1. Формирование органами  местного самоуправления заказа на обслуживание и развитие объектов ЖКХ.

2. Организация расчетов за услуги на основании договоров с применением экономических санкций за их нарушение.

3. Привлечение на равноправной  основе организаций разных форм  собственности для создания ЖКХ-услуг.

4. Демонополизация ЖКХ.

Контроль за реализацией договоров осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной жилищной инспекции.

1.3 Опыт проведение  реформы ЖКХ в России и за  рубежом

Проведенные исследования выявили существенные различия в жилищной политике, проводимой в различных странах. Вместе с тем, были отмечены некоторые общие тенденции в проводимой ими жилищной политике.

Рынок жилищных услуг в различных странах обладает существенными особенностями. Так, в настоящее время в США, Великобритании и ряде других стран правительства поддерживают курс на развитие частного предпринимательства и свободы выбора и практически не вмешиваются в сферу рынка жилищных услуг. В Швеции и других скандинавских странах, для которых характерна социальная ориентация экономической политики, получило широкое распространение государственное регулирование рынком жилищных услуг, особенно в сфере поддержки малообеспеченных слоев населения. Вместе с тем практически для всех индустриально развитых стран характерны высокоэффективные рыночные отношения, обеспечивающие взаимодействие и согласование интересов субъектов рынка жилищных услуг.

Значительное влияние на развитие рынка жилищных услуг оказывают количественные и качественные характеристики жилищного фонда. Обеспеченность жильем в расчете на 1 человека составляет в Великобритании 27 м2, Франции - 36, ФРГ - 45, Швеции - 44, США - 63 м2, а показатели обеспеченности жилого фонда водоснабжением, канализацией и другими видами благоустройства (88-99%) значительно превышают среднероссийские1.

В отличие от российского рынок жилищных услуг в странах Западной Европы и США характеризуется наличием развитой конкурентной среды. Свои услуги предлагают фирмы различных видов собственности, что позволяет потребителям выбирать предприятия, обеспечивающие более высокое качество услуг и более выгодные тарифные схемы и условия платежей. В условиях конкуренции фирмы предлагают различные льготы, комплекс дополнительных услуг и т.д. Исключение составляют рынки таких услуг, как обеспечение бытовой электроэнергией и газом, которые относятся к категории естественно монополизированных рынков, где уровень цен и тарифов регулируется государственными органами.

Известно, что емкость рынка жилищных услуг определяется прежде всего уровнем и структурой денежных доходов населения. Так, в США высокий уровень доходов стимулирует развитие рынка жилищных услуг, влияет на формирование спроса на различные их виды. Однако вследствие дифференциации групп населения по уровню доходов объем и структура спроса на эти услуги для разных групп далеко не одинаковы. Если в среднем американская семья тратит на оплату жилищных услуг около 1000 дол. в месяц (включая выплату ссуды на покупку жилья, страховые и другие платежи), то малообеспеченные семьи расходуют на эти цели 200-300 дол. в зависимости от вида и качества жилья. При этом размеры платежей существенно дифференцируются в крупных и малых городах, пригородных и сельских районах, южных и северных зонах (от 400 до 1600 дол. в месяц).

Государственное регулирование рынком жилья и жилищных услуг в Швеции осуществляется в следующих направлениях: предоставление государственных займов с гарантированными процентами, жилищных субсидий для семей с низкими доходами и пенсионеров, контроль за квартплатой и тарифами на жилищные услуги. Как уже говорилось, государственное регулирование тесно связано с реализацией социальной политики, направленной на предоставление возможности дать всем гражданам равный доступ к жилищным услугам, которые они могут себе позволить. При этом предполагается, что все граждане должны иметь право на современно оборудованное, хорошо спланированное и просторное жилье и доступные цены на жилищные услуги.

Несмотря на все усилия государств разных стран, направленные на поддержку частного домовладения, в самых разных странах мира остается еще очень много арендного жилья. К примеру, в Швеции 40 % всего жилого фонда - арендное жилье, в Дании - 44 %, в Германии - 60%. В некоторых бывших социалистических странах до сих пор распродано еще не все арендное жилье, и его доля составляет в Чехии -27 %, Латвии – 54%, Эстонии 56%, Польше 27%, Словакии – 26%. Доля неприватизированного жилого фонда в России составляет 45 %.

Большинство арендного жилого фонда приходится на города и многоквартирные дома. Например, в Вене арендным является 40% жилого фонда в Гааге - 65%.

Может быть именно поэтому, в Финляндии, традиционно ориентированной на владение жильем – то есть частный дом, все большее число трудоспособного, особенно молодого населения, выбирает не собственность, а аренду жилья, которая позволяет легко перемещаться вслед за рабочими местами. Однако, эта лестница не всегда объективно отражает, к примеру, имущественное положение людей.

В большинстве стран Западной Европы многоквартирные дома это преимущественно арендные дома (муниципальные или частные) или кооперативы. Доля кондоминиумов составляет от 5 до 10 % . Лишь в Финляндии практически все “не частные односемейные дома” по международной статистике относят к кондоминиумам, но на самом деле здесь домовладельцами являются акционерные общества.

Установление уровней квартплаты является одним из важных элементов регулирования рынком жилищных услуг в Швеции. Размеры квартплаты определяются после переговоров между компанией и организацией квартиросъемщиков, при этом она должна покрывать издержки по управлению, эксплуатации и капитальным расходам на обслуживание квартир. Фактические издержки документально проверяются с целью недопущения завышения расходов. Если стороны не могут договориться, то они обращаются в специальный суд.

Реформирование в нашей стране тесно связано с повышением платы за жилье, не с повышением оплаты труда, а с ее дифференциацией. Причем такой подход камуфлируется популистским прикрытием: реформа якобы будет идти за счет изъятия части доходов у богатых.

Но если богатых в стране не более 10% населения, то их денег совершенно недостаточно для преодоления жилищного кризиса. К тому же богатые чаще всего живут в собственном доме, либо уже сейчас полностью оплачивают второе жилье. По данным статистики, граждане с наибольшими доходами в настоящее время тратят на содержание квартир и оплату удобств втрое большую долю своего бюджета, чем в среднем по стране.

На основании вышесказанного объявили платежеспособными в квартирных делах фактически любого, за исключением лиц, доходы которых не дотягивают до прожиточного минимума. В таком случае богатым станет каждый среднезарабатывающий. Но средняя зарплата в России ниже минимального потребительского бюджета, который составляет два с половиной прожиточных минимума, и в нем, конечно, не предусмотрена полная платность жилья на современном уровне. Платить же придется. Причем неизвестно, каков предел повышения: коммунальная сфера (электростанции, газовые сети, водоснабжение) - по существу, естественная монополия, конкуренция и давление потребителя здесь проблематичны.

Прогнозная деятельность правительства, предлагающего сразу несколько важных реформ, сильно опережает аналитическую и не учитывает платежеспособность типичного россиянина и его семьи. Объекты оплаты количественно никак не совпадают с российскими. Судя по зарубежным источникам, в США граждане оплачивают в среднем площадь 65 м2 на человека, в Германии - 40 м2, в Дании - 50 м2, в России же - 19 м2.

Следовательно, если учесть обеспеченность жилой площадью, россияне явно переплачивают из своих доходов, которые по покупательной способности составляют лишь 1/5 доходов граждан США. Они тем более переплачивают, если учесть качество жилья и коммунальных услуг. Центральным отоплением, горячим водоснабжением, канализацией в России было обеспечено в 2009 г. 65-75% помещений; в США, Финляндии и Дании, по данным за 2008 г., соответственно 85-100, 91-95; и 93-98%. Мы весьма редко слышим об авариях в коммунальных сетях или веерных отключениях электричества за рубежом; во многих же российских регионах они стали поистине постоянной "головной болью".

Наша страна отстает от развитых стран по размерам дохода, остающегося после оплаты жилья, который идет на другие, в основном потребительские нужды семьи. Сравним по этой позиции Россию и США, с которых наши реформаторы калькируют идеи для выстраивания моделей переустройства социальной сферы. Обратимся к расчетам уровня потребления, проведенным Госкомстатом на базе оценки паритета покупательной способности доллара (ППС). В то время как официальный курс доллара уже не отражает истинного соотношения цен на товары и услуги, сложившихся в России и в Соединенных Штатах, при расчетах ППС сопоставление ведется по ценам фиксированной корзины (набору). Подобные расчеты еще в 2006 г. показали, что валютный курс завышен почти в два раза по отношению к рублю. Примерные оценки после 2008 г. не позволяют говорить о том, что это соотношение улучшилось. Поэтому можно воспользоваться исходными данными, которые опубликованы в сборнике Госкомстата "Социальное положение и уровень жизни населения России, 2009".

В соответствии с ППС после оплаты населением развитых стран аренда квартиры и содержания собственного жилья (которое, по данным за 2008 г., составляло в США две трети общего количества жилых помещений) у каждого гражданина остается денег по крайней мере в четыре раза больше, чем в России. Эти средства позволяют людям жить намного лучше, чем населению нашей страны с относительно не высокой, по мнению властей, квартплатой. Тем не менее, потребляя меньше, мы уже сейчас тратим на продукты и товары из своего бюджета значительно больше, чем семьи в лучше живущих странах.

Что касается российского варианта жилищной реформы, то можно предположить, что практическая реализация Концепции столкнется с большими трудностями двоякого рода. В то же время, жилищно-коммунальная реформа Европейских стран показывает наличие тех же проблем, с которыми мы сталкивается в данный период времени. Анализируя ситуацию необходимо отметить основные недостатки, которые переживали они и, соответственно, которые нам предстоит преодолеть.

Во-первых, размах территории России способствует затягиванию донесения информации приминаемых законодательными органами и осведомленности различных районов.

Во-вторых, нет четкой программы пропагандирования реформы. Важно учитывать, что реформа жилищно-коммунального хозяйства страны неизбежно будет носить “региональный” характер. Субъекты Федерации и муниципальные образования заметно отличаются друг от друга по своей финансовой и материальной базе, по уровню денежных доходов населения, состоянию жилищного фонда и степени своей готовности к проведению жилищно-коммунальной реформы, условиям, в которых будут проходить преобразования. Закономерно, что в реформировании ЖКХ в различных регионах используются неодинаковые подходы. Исследования общественного мнения, проведенные в ряде российских городов позволяют выявить неизбежные “региональные” различия в реакции общественного мнения на проведение преобразований.

В ходе реализации реформы не было предпринято никаких целенаправленных действий, чтобы, используя информационно-пропагандистские средства, сформировать “положительный” образ реформы.

Как следствие – в условиях недоверия общества к любым реформистским начинаниям власти – новые планы Правительства были встречены негативно-настороженно. В сознании россиян сложился однозначно- негативный образ реформы – как мероприятий по повышению тарифов, никак не связанных с улучшением качества коммунального обслуживания.

Общественную поддержку преобразованиям может обеспечить более активное вовлечение населения в решение местных проблем, поощрение создания товариществ жильцов, наделение их четкими полномочиями. В связи с этим целесообразно наладить работу своеобразных информационных служб для населения, которые разъясняли бы полномочия товариществ собственников и нанимателей жилья, возможности выбора коммунальных служб в районах и городах, осуществления контроля над их работой и т.д.

Очевидно, что гораздо более серьезная информационная “поддержка” должна быть направлена на детальные разъяснения конкретных направлений реформы. И в самой концепции реформы, и в нормативных актах по ее реализации содержатся многие положения, разъяснение которых позволит усилить практическое участие населения в преобразованиях.

В третьих, уместно поговорить о режиме экономии, который существует в Европейских государствах, где даже в гостиницах температура по ночам снижается до 10-12 градусов. В Америке и Канаде программы сокращения потребления воды и тепла отнесены к разряду приоритетных в деятельности муниципалитетов.

Информация о работе Реформа ЖКХ: сущность, основные направления и понятия