Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 01:02, реферат
Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
Происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИТТ практически во все сферы жизни, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества.
Введение 3
1 Информационные технологии 7
2 Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности 9
3 Роль государства в формировании информационного общества 11
4 Концепция формирования информационного общества в России и регионах РФ 14
5 Развитие социальных технологий информационного общества в России: проблемы и перспективы 17
6 Информационные источники
ФГБОУ ВПО
«КНИТУ-КАИ им. Туполева»
РЕФЕРАТ
на тему
«Регион как подсистема информационного общества»
Работу выполнил
студент группы 1271
Галиуллин М.М.
г. Казань 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Информационные технологии
2 Информационное общество для
всех — информационное общество для каждого
человека в отдельности
3 Роль государства в формировании информационного общества 11
4 Концепция формирования информационного
общества в России и регионах РФ
14
5 Развитие социальных технологий
информационного общества в России: проблемы
и перспективы
6 Информационные источники
Введение
Термин "информационное общество"
занял прочное место в лексиконе зарубежных
политических деятелей разного уровня.
Именно с ним связывают будущее своих
стран многие руководители. Наиболее отчетливо
это проявилось в деятельности администрации
Президента США (национальная информационная
инфраструктура), Совета Европы (информационное
общество), Канады, Великобритании (информационная
магистраль). Не отстают в разработке соответствующих
программ и концепций развития информационных
и телекоммуникационных технологий (ИТТ)
другие государства Европейского сообщества,
азиатские страны.
Происходящие крупномасштабные
преобразования, связанные с внедрением
ИТТ практически во все сферы жизни, должны
контролироваться и направляться в интересах
всего общества. Сделать это может государство
в союзе со всеми заинтересованными сторонами,
прежде всего частным сектором. Россия
в этом процессе значительно отстала,
но это дает возможность на примере других
стран понять роль государственного воздействия
для целенаправленного формирования основ
информационного общества. Информационное общество отличается
от общества, в котором доминируют традиционная
промышленность и сфера услуг тем, что
информация, знания, информационные услуги,
и все отрасли, связанные с их производством
(телекоммуникационная, компьютерная,
телевизионная) растут более быстрыми
темпами, являются источником новых рабочих
мест, становятся доминирующими в экономическом
развитии. Для того, чтобы оценить этот
процесс количественно, необходимо иметь
соответствующие статистические данные.
Однако здесь имеются серьезные трудности,
поскольку статистическая система инерционна,
вводит новые показатели измерений с неизбежным
запаздыванием.
В силу этих причин экономическое
воздействие информационного сектора
трудно измерить. Со статистической точки
зрения основные отрасли, вовлеченные
в процесс обработки и распространения
информации - телекоммуникации, массовое
вещание и компьютинг - традиционно анализировались
раздельно. Это создает трудности для
национальной и международной статистики
по оценке ситуации в этой области. В статистических
отчетах информационному обществу нет
соответствующих показателей. Другая
сложность - в определении того, что собственно
представляет собой информационная индустрия.
Должна ли она включать услуги и производство
оборудования, создание неэлектронной
информации, почтовые услуги?
Есть опыт некоторых стран по
более эффективному статистическому измерению
информационной индустрии. Например, в
Канаде предложена новая классификация
в рубрике "Информационные технологии
и телекоммуникации" (ИТТ), которая объединяет
телекоммуникации, массовое вещание и
компьютерные услуги. Вклад ИТТ отраслей
в экономику Канады в 1993 г. оценен в 4,7%
ВНП. Если добавить производство компьютерного
и телекоммуникационного оборудования,
то цифра вырастает до 6%. Однако общий
вклад "информационной экономики"
выше, поскольку измерения охватывают
только добавленную стоимость и не включают
информационные услуги, оказанные компаниями,
не относящимися к ИТТ.
Оценки мирового информационного
сектора Международным союзом связи дают
основания предположить, что он растет
быстрее, чем экономика в целом. Кроме
того, он не подвержен воздействию экономических
спадов. В него включают производство
телекоммуникационных и компьютерных
услуг и оборудования, программного обеспечения,
радио и телевизионного вещания и оборудования,
аудиовизуальных развлечений.
Информационный сектор - динамичная
и быстро растущая индустрия, являющаяся
источником новых рабочих мест. Воздействие
ИТТ на занятость варьируется в зависимости
от технологии, структуры рынка, специфики
индустрии. С одной стороны, технологический
прогресс часто приводит к сокращению
рабочих мест, поскольку оборудование
становится все более "интеллектуальным"
и требует меньше занятых. Например, в
области традиционной телефонии занятость
снижалась на 6% ежегодно с 1982 г., еще больше
- в Америке (23%). Приватизация телекоммуникационных
операторов также оборачивается сокращением
рабочих мест с целью снижения издержек
производства, свою роль играет и острая
конкуренция между операторами.
С другой стороны, новые технологии создают рабочие места. Например, в США в кабельной телеиндустрии занято более 100 тыс. человек. Аналогичные процессы происходят и с сотовой связью, внедрением оптоволоконных коммуникаций, разработкой новых программных продуктов и информационных услуг.
Существует предположение, что низкая цена коммуникаций благоприятно воздействует на другие сферы бизнеса, поскольку расширяет связи, снимает пространственные ограничения на ведения дел и снижает потребность в персонале. Это предположение трудно проверить, поскольку нет свидетельств в пользу прямой связи между стоимостью коммуникаций и занятостью. В то же время развитие новых информационных услуг, таких как закупки товаров с помощью интерактивного ТВ или компьютерных сетей могут приводить к сокращению занятости в традиционных отраслях. Мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает?
Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.
Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающими такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества.
Новые ИТТ:
- расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;
- увеличивают возможности
людей участвовать в процессе
принятия политических решений
и следить за действиями
- предоставляют возможность
активно производить информацию, а не
только ее потреблять;
- обеспечивают средства
защиты частной жизни и
Однако
эти потенциальные возможности и преимущества
ИТТ не станут реальностью сами по себе.
Потенциальная возможность граждан непосредственно
воздействовать на правительства ставит
вопрос о трансформации существующих
демократических структур. Возникает
возможность осуществления "референдной
демократии" с помощью ИТТ. В то же время
имеет место растущее вмешательство государства
в область шифрования, что может угрожать
неприкосновенности личной жизни граждан.
Право людей на шифрование своих посланий
не должно ущемляться государственным
контролем за ключами шифрования.
Цена за удобство, скорость
передачи и получения информации, разнообразные
информационные услуги - потеря анонимности.
Все шаги по информационной магистрали
можно проследить и внести в постоянно
растущие базы данных. Коммерческий сектор
также проявляет большую заинтересованность
в мониторинге онлайновой активности,
поскольку это дает возможность создать
детальные портреты потребительского
поведения. Компиляция коммерческими
или финансовыми организациями сведений
о том, как и когда люди покупают, представляет
серьезную потенциальную угрозу.
1 Информационные технологии
Граждане должны иметь доступ к технологии
и программному обеспечению для защиты
своей личной жизни, посланий и коммуникаций.
Средством достижения этих целей являются
цифровая подпись и шифрование. Методы
шифрования будут совершенствоваться
только в том случае, если их развитие
будет частным делом. Преимущество государственных
органов в этой области обеспечит государству
ключи к каждой базе данных. Необходимо
установить регулирующие нормы, которые
определяют порядок использования средств
шифрования. Право властей на просмотр
и мониторинг информации должно быть строго
ограничено рамками закона, модифицированного
в соответствии с новыми требованиями.
Право на использование средств шифрования
должно быть защищено учреждением независимых
общественных центров доверия, которые
регулируются независимо от коммерческих
структур и не являются частью государственного
аппарата. Центры доверия должны быть
ответственны за проверку программного
обеспечения, управление ключами, содержание
списков ключей и их сертификацию.
Однако необходимо иметь в виду,
что постоянное технологическое совершенствование
систем шифрования, включающее возможность
"спрятать" одно послание в другом,
приведет к созданию практически совершенных
систем шифрования в ближайшем будущем.
В этом случае государственные агентства,
отвечающее за общественную безопасность,
должны найти иные способы обнаружения
коммуникаций между преступниками.
Технологические изменения
могут углубить имеющиеся географические
и социальные различия. С другой стороны,
жизнь людей может быть улучшена с помощью
более удобного доступа к информации и
услугам связи.
Интенсивное внедрение ИТТ
в государственные органы дает возможность:
- приблизить их к гражданам,
улучшить и расширить услуги, населению;
- повысить внутреннюю
эффективность и сократить
- стимулировать создание нового
информационного оборудования, продуктов
и услуг частным сектором путем
адекватной государственной политики.
Внедрение в органы госуправления ИТТ
- сложный процесс, обусловленный рядом
факторов: вертикальной структурой администрации,
которую необходимо заменять на горизонтальную,
недостаточным пониманием со стороны
служащих (требуются интенсивные программы
обучения), нехваткой баз данных, сделанных
в расчет на публичный доступ, неясность
с правовым статусом доступа к общественной
информации.
Для формирования и развития информационного
общества в России нельзя ждать, когда
будет преодолен социально-экономический
кризис и наступит стабилизация. Наоборот,
Россия войдет ускоренными темпами в число
экономически развитых стран и создаст
высокие стандарты качества жизни для
своих граждан только при условии, если
выход из затянувшегося кризиса будет
базироваться на повсеместном распространении
и массовом использовании информационных
технологий, средств вычислительной техники
и телекоммуникаций. Это первое. Второе.
Данному технологическому укладу должны
соответствовать адекватные социально-экономические,
политические структуры и институты. Третье.
Требуемая адекватность может быть обеспечена
при наличии в обществе соответствующего
механизма согласования интересов хозяйствующих
субъектов, экономических, политических,
социальных структур, других институтов
и государства в целом. И четвертое. Необходимое
и самое важное условие — учет интересов
каждого конкретного человека. А этого
можно достигнуть только тогда, если осуществляется
переход не просто к рыночным отношениям,
а к рыночным отношениям самого высокого
уровня развития. Это означает, что отношения
между всеми хозяйствующими субъектами
строятся на договорной основе и личные
потребности (спрос) удовлетворяются через
индивидуальный заказ и адресное производство,
а товаром становится особый продукт —
информация. В этом случае механизм взаимосвязи
производства и потребления выступает
как инструмент согласования интересов
хозяйствующего субъекта и интересов
каждого конкретного человека. Иными словами,
конкретный человек во всем многообразии
потребностей и их удовлетворение становятся
целью развития социально-экономической
системы, а равно и целью построения информационного
общества, а критерий эффективности достижения
цели — это динамичное сокращение времени
между возникновением потребности конкретного
человека и общества в целом и ее удовлетворением.
На какой методологической базе построены
такие предложения? Теоретически обоснованный
выбор цели развития социально-экономической
системы является фундаментальной задачей
в преодолении кризисов, в адекватном
выборе форм и методов государственного
регулирования, в реформировании экономической,
социокультурной, политической, научно-технической
и технологической сфер общества. С позиции
системного подхода это должна быть конечная
цель, то есть такая цель, которая не может
стать средством достижения цели более
высокого порядка и которая в то же время
является началом (обратной связью) качественно
нового витка развития как социально-экономической
системы в целом, так и каждой ее подсистемы.
Если социально-экономическую систему
и все ее подсистемы рассматривать с позиции
единой конечной цели, то в этом случае
сопоставление прошлой, наличной и прогнозируемой
ситуации с этой целью позволяет получить
представление о состоянии развития, о
содержании прямых и обратных связей и
о их влиянии на развитие системы как целое.
Более того, если социально-экономическая
система может быть рассмотрена с позиции
реализации конечной цели, то она (цель)
имеет общепланетарный, глобальный характер.
Отсюда вытекает, что если сопоставить
существующую практику социально-экономического
развития как в России, так и любой другой
стране мирового сообщества с теоретически
обозначенной конечной целью, то можно
выявить лишние или недостающие звенья
в механизме ее (цели) реализации и определить
наиболее короткий и эффективный путь
достижения. С позиции такого теоретического
подхода под конечной целью развития социально-экономической
системы должен быть только конкретный
Человек во всем многообразии материальных
и духовных потребностей, создание условий
равного доступа к благам при их бесконечном
разнообразии и их удовлетворение.
Что будет, если целью развития общественной
системы, а равно и целью построения информационного
общества будет не конкретный Человек?
Самый важный вывод проведенных теоретических
изысканий заключается в том, что если
целью развития социально-экономической
системы будет не Человек, то неизбежен,
по крайней мере тупиковый вариант — это
в лучшем случае, а скорее всего глобальный
кризис с катастрофическими последствиями.
Если же целью развития общественной системы
будет Человек, то ей (цели) адекватна собственность
общественная и в то же время индивидуальная
(частная), неадекватна — корпоративная
и государственная; избранной цели адекватны
свободные договорные отношения, переходящие
в семейные, неадекватны — принудительные;
избранной цели адекватны свободные демократические
отношения и неадекватны тоталитарные.
Избранной цели адекватен такой технологический
уклад, который позволяет устанавливать
взаимосвязь между людьми в реальном масштабе
времени — "on-line", по принципу "здесь
и сейчас". Такую взаимосвязь могут
обеспечить Интернет-технологии. Таким
образом, только в данной форме человеческих
отношений адекватны друг другу собственность
общественная и в то же время индивидуальная,
свободные договорные отношения, демократический
выбор и технологический уклад, обеспечивающий
взаимосвязь между людьми по поводу производства,
распределения, обмена и потребления в
реальном масштабе времени.
Информация о работе Регион как подсистема информационного общества