Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 01:02, реферат
Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
Происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИТТ практически во все сферы жизни, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества.
Введение 3
1 Информационные технологии 7
2 Информационное общество для всех — информационное общество для каждого человека в отдельности 9
3 Роль государства в формировании информационного общества 11
4 Концепция формирования информационного общества в России и регионах РФ 14
5 Развитие социальных технологий информационного общества в России: проблемы и перспективы 17
6 Информационные источники
3 Роль государства в формировании информационного
общества
Бурное развитие ИТТ, конвергенция компьютерных
систем, коммуникаций различных видов,
индустрии развлечения, производства
бытовой электроники приводят к необходимости
пересмотреть представления об информационной
индустрии, ее роли и месте в обществе.
Многие страны сейчас принимают новые
законы, перестраивают деятельность государственных
органов, ответственных за формирование
и проведение информационной и телекоммуникационной
политики.
Под государственной информационной
политикой имеется ввиду регулирующая
деятельность государственных органов,
направленная на развитие информационной
сферы общества, которая охватывает не
только телекоммуникации, информационные
системы или средства массовой информации,
а всю совокупность производств и отношений,
связанных с созданием, хранением, обработкой,
демонстрацией, передачей информации
во всех ее видах - деловой, развлекательной,
научно-образовательной, новостной и т.п.
Такая расширительная трактовка информационной
политики представляется сегодня обоснованной,
так как цифровизация информации и новейшие
телекоммуникационные и компьютерные
технологии интенсивно размывают барьеры
между различными секторами информационной
индустрии. Комплексное рассмотрение процессов,
происходящих в информационной сфере
общества, современных методов ее государственного
регулирования весьма актуально для России,
так как в этой области государство не
полностью определилось. Имеющиеся попытки
написания концепций информационного
пространства лишь частично решают проблему,
так как само пространство формируется
уже не столько государством, сколько
рынком и новыми коммерческими структурами.
История российского компьютерного рынка
служит этому подтверждением.
Развитие информационной индустрии и
новых информационных отношений в России
во многом стимулировано мировыми процессами
в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций,
приватизацией государственных операторов
связи, созданием новых информационных
конгломератов, включающих как средства
доставки информации (кабельные и телефонные
сети, спутники, компьютерные системы
и т.п.), так и производителей содержания
- теле и киностудии, издательские дома,
информационные агентства.
В российском информационном законодательстве
имеются обширные пробелы - не приняты
законы о праве на информацию, об охране
персональных данных, о телевидении. Требуют
дополнений законы об охране авторских
и смежных правах, о средствах массовой
информации, об участии в международном
информационном обмене. Однако к старым
нерешенным проблемам добавляются новые.
На повестке дня стоит регулирование уже
начавшегося процесса концентрации собственности
отечественных средств массовый информации,
слияния газет, объединения их с телеканалами,
информационными агентствами, финансовыми
группами. Нет документов, регламентирующих
порядок формирования и поддержания ведомственных
информационных ресурсов, доступа к ним
граждан. Не установлены правила приобретения
и эксплуатации информационных и телекоммуникационных
технологий в государственных учреждениях,
что приводит к бесконтрольному и безответственному
расходованию значительных сумм, компьютерные
и информационные системы не вносят ожидаемого
вклада в повышение эффективности деятельности
госорганов. Необходимо развивать свой
"собственный" Интернет на основе
российской информации. Весьма актуальной
является разработка нормативных документов,
регламентирующих продажу информационных
ресурсов, создаваемых государственными
органами. Ресурсы, которые не подлежат
разгосударствлению, типа статистической
информации, должны быть четко перечислены.
Наконец, необходимо определиться, каковы
место и роль России в международных программах,
типа Глобальной информационной инфраструктуры.
Для разработки этих документов
необходим междисциплинарный и межведомственный
подход. В принципе в стране достаточно
специалистов для подготовки документа,
в котором в жанре "белой книги" государство
определило бы свои приоритеты и основные
направления в области информационной
политики, сформировало бы задачи для
построения российской информационной
инфраструктуры на ближайшую перспективу.
4 Концепция формирования информационного
общества в России и регионах РФ
Цель Концепции – определение российского
пути перехода (или построения) информационного
общества, основных условий, положений
и приоритетов государственной информационной
политики, обеспечивающих его реализацию.
В Концепции формулируются политические,
социально-экономические, культурные
и технико-технологические предпосылки
и условия этого перехода и обосновывается
специфика российского пути к информационному
обществу. В России за последние 7-10 лет
сформировались такие факторы социально-экономического,
научно-технического и культурного развития,
которые можно рассматривать как предпосылки
перехода к информационному обществу.
К таким предпосылкам следует отнести:
Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.
Уже сегодня объем продаж в
России только средств вычислительной
техники и информатики (в основном ПЭВМ
и периферии) достигает величины более
одного миллиона штук в год и оценивается,
примерно, в 1,5 млрд. долларов. Как показывает
мировой опыт стоимость продаж программного
продукта, обычно равна или несколько
больше затрат на технику, а затраты на
персональные средства связи, аудио и
видеоаппаратуру обычно соизмеримы с
затратами на средства вычислительной
техники. Можно говорить о том, что в России
сформировался и успешно развивается
отечественный рынок телекоммуникаций,
информационных технологий, продуктов
и услуг. Объем средств, циркулирующих
на российском рынке, достигает 5-7,5 млрд.
долл./год. В целом в стране, несмотря на
экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными
темпами идет развитие систем и средств
телекоммуникации. Растет количество
корпоративных информационных сетей и
непрерывно увеличивается число абонентов
мировых открытых сетей. Количество российских
пользователей Интернета приближается
к миллиону. Интенсивно расширяется национальная
сеть связи, использующая спутниковые
каналы. Успешно осуществляется телефонизация
страны и стремительно растет рынок средств
мобильной связи.
В значительной степени информатизированы
многие отрасли хозяйства, банковская
сфера и сфера государственного управления.
В общественном мнении складывается
понимание актуальности задачи перехода
к информационному обществу с политической
и экономической точек зрения. Об этом
свидетельствует широкий общественный
резонанс Концепции государственной информационной
политики, которая может рассматриваться
как политика обеспечения начального
этапа перехода России к информационному
обществу. Сегодня Россия является частью
мирового политического и экономического
сообщества в такой степени, в какой она
никогда не была в прошлом. В прямом и переносном
смысле Россия подсоединена к остальному
миру кабельными и спутниковыми каналами
связи, активно используемыми сотнями
тысяч сотовых и простых телефонов, факсов,
компьютеров и т.д. Сформирована и функционирует
государственная структура, ответственная
за создание и развитие информационно-технологического
базиса обеспечение процессов перехода.
Из сказанного вытекает, что
возможны два варианта перехода России
к информационному обществу. Первый вариант - повторение
того пути, который уже пройден или проходится
другими странами, в основном, европейскими.
Он требует значительных капиталовложений,
достаточно короткий по времени (не более
7-10 лет до выхода на среднеевропейский
уровень информатизации при условии 2-3%
темпа экономического роста). Скорость
движения по такому варианту будет обеспечиваться
выделенными средствами (не менее 5-7% ВВП).
Кроме того, этот путь будет требовать
существенного изменения российского
менталитета и переориентации общественного
сознания на цели, приоритеты и направления
развития, свойственные американскому
или европейскому образу жизни.
Второй вариант - нахождение
пути, ориентированного на чисто российские
критерии и характеристики качества жизни,
социально-культурные особенности и требующего
в сегодняшних социально-экономических
условиях лишь минимальных капиталовложений
со стороны государства. Этот путь нетрадиционный,
неапробированный. Однако он требует хотя
бы минимальных темпов экономического
роста, политической стабильности в обществе
и политической воли исполнительной и
законодательной власти, поставившей
перед обществом задачу перехода к информационному
обществу как задачу высокого приоритета. Для реализации первого пути
требуется получить основные объемы инвестиций
из зарубежных источников или от отечественных
коммерческих структур и населения. Оба
варианта не реальны - сегодня и в обозримом
будущем никто такие средства не даст,
т.к. уверенности в их возврате у зарубежных
кредиторов нет, да и “выращивать” за
собственные деньги конкурента никто
не будет. Получить средства от собственных
коммерческих структур и населения в ближайшие
годы не представляется возможным - для
этого необходимы существенно более высокий
уровень развития этих структур, заметное
оживление рыночных преобразований и
повышения качества жизни населения.
Следовательно, приемлем только
второй путь. Провинциальный российский
Интернет довольно активно развивается.
За год в небольших и небогатых городах
типа Пскова и Владимира количество пользователей
Сети удвоилось. Между тем богатые природными
ресурсами денежные регионы представлены
в Интернете бедно. Некоторые эксперты
утверждают, что нестоличный Интернет
движим скорее личным энтузиазмом пользователей,
нежели коммерческой оправданностью. В Москве и Петербурге аудитория
Интернета относительно более активна:
приходящийся на две столицы процент недельной
и ядра аудитории превышает процент максимальной
аудитории. В Москве и Петербурге, как
и следовало ожидать, распространённость
Интернета выше средней по России -- на
8,5% населения приходится 36% недельной
аудитории, в Восточной Сибири и на Дальнем
Востоке она близка к средней, в Европейской
части России, на Урале и в Западной Сибири
-- ниже средней. Пользователи в Москве и Петербурге
лучше технически оснащены, чем в регионах.
При этом в Восточной Сибири и на Дальней
Востоке, например, хуже, чем в среднем
по стране, оснащённость телефонами среди
пользователей, но зато по наличию домашнего
выхода в Интернет эти регионы вплотную
приближаются к столицам. Лидерами в использовании Интернета
в регионах являются региональные центры.
Именно города, насчитывающие от 300.000 до
1.000.000 жителей, дают более 60% всей сетевой
аудитории. Интересны и сведения, касающиеся
распределения максимальной аудитории
Интернета по федеральным округам. Согласно
данным Monitoring.ru, наиболее отсталым здесь
является Уральский округ -- максимальная
аудитория здесь насчитывает менее 5% от
общего населения, затем следуют Северо-Западный,
Приволжский и Южный округи (в них максимальная
аудитория колеблется в пределах от 6%
до 9%). Лидируют Центральный, Сибирский
и Дальневосточный округи (10% и более).
5 Развитие социальных технологий информационного
общества в России: проблемы и перспективы
Технологии информационного
общества в России развиваются не как
результат последовательной трансформации
индустриального общества в постиндустриальное
(информационное) общество, а как ответы
на вызовы современного социально-экономического
развития России.
Интернет начал развиваться
в России в 1993-94 гг. как компьютерная сеть
образования, науки и культуры. Это было
ответом на проблему, возникшую в начале
1990-х гг. в связи с развалом системы обеспечения
российской науки и образования оперативной
научно-технической информацией. С 1994
года начала создаваться сеть российских
университетов RUNNet, а с 1995 года реализуется
Государственная программа построения
Национальной сети компьютерных телекоммуникаций
для науки и высшей школы (сеть RBNet). В это
же время начали развиваться и региональные
научно-образовательные компьютерные
сети. Региональная объединенная компьютерная
сеть образования, науки и культуры Санкт-Петербурга
(РОКСОН) создается с 1995 г. при поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
и Министерства науки Российской Федерации.
Развитие научно-образовательных телекоммуникационных
компьютерных сетей в России стимулировало
рост интереса в российском обществе к
возможностям глобальных телекоммуникаций
и тем самым инициировало развитие коммерческих
провайдеров Интернета.
В настоящее время развитие
интернет-технологий активно обсуждается
в прессе, ресурсы Интернета фигурируют
в рекламных объявлениях, выходят специальные
телевизионные программы, посвященные
сетевым информационным технологиям.
Это существенно расширяет поле влияния
Интернета и в этой связи становится актуальным
вопрос - в какой мере российское общество
знакомо с Интернетом. Для получения ответа
на этот вопрос обратимся к данным социологических
исследований. Результаты опросов, осуществленных
Фондом "Общественное мнение" (ФОМ)
в мае 1999 г. и апреле 2000 г. [1] позволяют получить
сравнительные данные о распространении
информации об Интернете в России. По результатам
этих исследований видно, что доля тех,
кто в той или иной степени знаком с тем,
что такое Интернет, за год ощутимо увеличилась
(с 53% до 67%). Тем не менее, по данным опроса
ФОМ, каждый третий опрошенный пока ничего
не знает о всемирной компьютерной сети. Говоря о распространении Интернета,
необходимо проанализировать как оцениваются
населением возможности использования
интернет-технологий в жизни современного
российского общества. Следует обратить
внимание на особенности позиции населения
Москвы - города в котором в настоящее
время наблюдается максимальная концентрация
граждан использующих интернет-технологии.
Все москвичи знают что такое Интернет
(в отличие от всероссийской выборки, никто
из них не затруднился с ответом на вопрос
"Знаете ли вы, что такое Интернет?),
однако 7% жителей Москвы отрицательно
относятся к Интернету [2], что является
довольно существенным показателем по
сравнению с 2% негативной оценки жителями
России. Таким образом, данные ФОМ иллюстрируют
тот факт, что в Москве, как одной из точек
концентрации российского Интернета,
уже начинают проявляться некоторые негативные
последствия его воздействия на население
и общество.
6 Информационные источники
1. Н.В. Борисов, А.В. Чугунов
Развитие социальных
2. В.М. Бондаренко Информационное общество для
всех — информационное общество для каждого
человека в отдельности , доклад с Всероссийской
объединенной конференции «Интернет и
современное общество», http://ims2000.nw.ru/thes_set.
3. А.О. Грудзинский, А.А. Ежевский,
О.А. Пекушкина Региональный Центр по Международному
Научному и Технологическому Сотрудничеству
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского г. Нижний
Новгород , доклад с Всероссийской объединенной
конференции «Интернет и современное
общество», http://ims2000.nw.ru/thes_set.
4. Мелехин И.С. Информационное
общество и государство.
http://www.relcom.ru/koi/
Информация о работе Регион как подсистема информационного общества