Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:11, контрольная работа
Понятие "асимметрия" является малоизученным и неизвестным широкой общественности. Вместе с тем с ее проявлениями мы сталкиваемся достаточно часто в повседневной жизни: сравнивая, к примеру, цены на товары народного потребления, заработную плату, уровень жизни и безработицы внутри, например, Московской области с автономными округами, другими областями Центрального федерального округа. Естественно, что в силу объективных причин данные показатели отличаются, различны и факторы, приводящие к "перекосам" в социальной и экономической сферах регионов.
Введение 3
Региональная асимметрия, ее виды 4
Правовая асимметрия 5
Бюджетная асимметрия6
Социальная асимметрия 9
Экономическая асимметрия 10
Заключение 12
Литература 13
Региональная асимметрия в Российской Федерации
Оглавление
Введение 3
Региональная асимметрия, ее виды 4
Правовая асимметрия 5
Бюджетная асимметрия6
Социальная асимметрия 9
Экономическая асимметрия 10
Заключение 12
Литература 13
Введение
Понятие "асимметрия" является малоизученным и неизвестным широкой общественности. Вместе с тем с ее проявлениями мы сталкиваемся достаточно часто в повседневной жизни: сравнивая, к примеру, цены на товары народного потребления, заработную плату, уровень жизни и безработицы внутри, например, Московской области с автономными округами, другими областями Центрального федерального округа. Естественно, что в силу объективных причин данные показатели отличаются, различны и факторы, приводящие к "перекосам" в социальной и экономической сферах регионов.
Обязательной задачей
любого государства является недопущение
особо острых кризисных социальных,
экономических, экологических и
иных ситуаций в отдельных регионах
как повода к появлению аномально
высокой региональной асимметрии, нежелательной
ни в одном нормально
Региональная асимметрия, ее виды
Единства толкования понятия
"асимметрия" и ее концептуального
выражения среди авторов нет.
Часто определения сводятся к
простому перечислению сопутствующих
явлений асимметрии – неравномерность,
различие, дифференциация, диспропорция.
Мы считаем приведенные понятия
составными частями общего понятия
"асимметрия". Противоположным
процессом выступает "симметрия",
при которой социально-
Асимметрию в формально-
Асимметричным будем называть
такой тип регионального
Работы многих авторов посвящены проблемам смягчения асимметрии социально-экономического развития регионов. Одни авторы (А. Леш, Д. Смит, А. Предель и Т. Паландер) объясняют асимметрию неравномерным размещением предприятий из-за близости к рынкам сбыта, сырья и минимизации налогообложения. Другие авторы (Дж. Бортс, Х. Зиберт, Г. Мюрдаль и Д. Кейнс) указывают в качестве основных причин возникновения асимметрии социально-экономического развития диспропорциональное распределение среди регионов таких факторов производства, как труд, капитал, земля и технологии. Важность подходов данных авторов к объяснению причин асимметрии состоит, на наш взгляд, в осознании ими необходимости государственного регулирования социально-экономического развития регионов. Это впоследствии дало мощный толчок к разработке инструментов региональной экономической политики С.Р. Дениссоном и Э. Гувером.
Снижение асимметрии социально-экономического развития регионов путем оптимального размещения предприятий и использования факторов производства является всего лишь верхушкой айсберга. Необходимость государственного регулирования подтверждена временем и глубокой асимметрией социально-экономического развития регионов в тех странах, где отдавалось предпочтение рыночному саморегулированию. Анализ причин возникновения асимметрии социально-экономического развития регионов показывает, что для ее смягчения требуется комплексное использование подходов перечисленных авторов.
Основные виды асимметрии:
• Правовая;
• Бюджетная;
• Социальная;
• Экономическая.
Правовая асимметрия
Существенную роль в правовой
асимметрии играет специфика государственного
федеративного устройства, основанного
на сочетании административно-
Динамика доли федерального бюджета в расходах субъектов Федерации в 2007-2011 гг., в % от общего объема. Наибольшая доля расходов субъектов, профинансированных из федерального бюджета в 1998-02 гг., пришлась на расходы автономных округов. В этот период более 30% всех бюджетных расходов автономных округов было профинансировано федеральным центром. Однако в 2011 году доля федеральных средств в бюджетах автономных округов снизилась в 3 раза (в сравнении с 2007 годом) и составила 10,8%. Значительно снизилась в этот период доля федеральной помощи и краям. Положительная динамика в финансировании расходов со стороны федерального центра наблюдается лишь у городов федерального значения. Доля федеральных средств в общем объеме расходов бюджетов за увеличилась в 2 раза: с 4,6% в 2007 году до 9,4% в 2011 году, что сопоставимо с финансированием расходов автономных округов и областей. Лидерами по привлекаемым средствам из федерального бюджета являются республики. Несмотря на снижение доли федерального центра в расходах бюджетов республик на 2%, тем не менее, их доля примерно в 2 раза превышает долю федерального центра в расходах городов федерального значения, автономных округов и областей; и в 3 раза превышает долю краев. Приведенные цифры свидетельствуют о привилегированном положении республик при распределении средств из федерального бюджета.
Правовая асимметрия субъектов Российской Федерации является наиболее сложным вопросом, вызывающим много споров и дискуссий, а, следовательно, и различные точки зрения на способы и пути решения этой проблемы. Изначально некоторые Конституции республик и другие правовые акты субъектов Федерации были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ 1993 года в период "парада суверенитетов" и содержали значительное число норм, противоречащих как самой российской Конституции, так и общефедеральному законодательству. Для исправления этой ситуации был принят Указ Президента РФ от 10.08.2000 года по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Только в Уральском федеральном округе за это время было оспорено 379 законов и 278 подзаконных правовых актов, 635 из которых приведены в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательств. Правовая асимметрия служит предпосылкой для существования бюджетной асимметрии.
Бюджетная асимметрия
Бюджетную асимметрию во многом
порождают различия в уровне экономического
развития и состоянии экономики,
которые, естественно, приводят к различиям
(как абсолютным, так и душевым)
в налогооблагаемой базе регионов.
При сложившейся системе
Дифференциация среднедушевых денежных доходов в Российской Федерации значительная: четко выделяется группа сырьевых регионов с высокими среднедушевыми денежными доходами и группа промышленных областей. Еще более разительны дифференциальные отличия по качеству предоставления уровня услуг в области образования, здравоохранения и других сферах. В результате наиболее мобильная часть населения предпочитает мигрировать в регионы с более высоким жизненным уровнем населения.
Существующие десятикратные различия между наиболее обеспеченными и наиболее бедными регионами по показателю ВРП (валовой региональный продукт) свидетельствуют об огромной асимметрии экономического развития. Основные тенденции в экономической асимметрии регионов схожи с ситуацией в социальной асимметрии. Регионом с наибольшим размером ВРП в 2010 году являлся Москва. Это в 2,5 раза больше, чем ВРП тюменской области.
Список регионов по валовому региональному продукту
Ранг |
Регион |
ВРП 2010 |
ВРП 2009 |
ВРП 2008 |
ВРП 2007 |
ВРП 2006 |
||
1 |
Москва |
8401858.9 |
7157536.8 |
8248652.0 |
6696259.1 |
5260232.8 |
||
2 |
Тюменская область, |
3292882.9 |
2899567.1 |
3121401.3 |
2758813.1 |
2551355.4 |
||
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
1976223.5 |
1811590.9 |
1937159.1 |
1728340.2 |
1594097.1 |
||
4 |
Московская область |
1796535.6 |
1530623.0 |
1645753.0 |
1295649.9 |
934328.9 |
||
5 |
Санкт-Петербург |
1673684.4 |
1473348.2 |
1431839.6 |
1119660.3 |
825102.3 |
||
6 |
Красноярский край |
1050158.5 |
748512.1 |
737950.5 |
734154.8 |
585881.9 |
||
7 |
Свердловская область |
1033747.7 |
823833.0 |
923550.8 |
820792.5 |
653908.3 |
||
8 |
Краснодарский край |
1008152.5 |
857527.3 |
803834.1 |
648211.3 |
483950.7 |
||
9 |
Татарстан |
1004690.0 |
884232.9 |
926056.7 |
757401.4 |
605911.5 |
||
10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
771769.0 |
651871.4 |
719397.0 |
594678.6 |
546365.8 |
||
11 |
Башкортостан |
757569.6 |
645526.3 |
743133.4 |
590054.1 |
505205.8 |
||
12 |
Самарская область |
692927.6 |
579023.2 |
699295.6 |
584968.6 |
487713.5 |
||
13 |
Нижегородская область |
646676.5 |
545940.1 |
588790.8 |
473307.4 |
376180.3 |
||
14 |
Челябинская область |
645932.0 |
564671.0 |
664492.7 |
575643.7 |
446918.0 |
||
15 |
Ростовская область |
632196.9 |
556194.2 |
576125.7 |
450434.7 |
340012.5 |
||
16 |
Пермский край |
630755.5 |
539831.5 |
607362.7 |
477794.2 |
383770.1 |
||
17 |
Кемеровская область |
622513.0 |
512421.6 |
575901.9 |
437790.2 |
342210.6 |
||
18 |
Иркутская область |
539245.6 |
455529.2 |
438852.4 |
402654.7 |
330834.3 |
||
19 |
Ленинградская область |
502126.1 |
425111.1 |
383255.4 |
309028.6 |
265260.4 |
||
20 |
Сахалинская область |
492730.3 |
392311.7 |
333581.6 |
286273.0 |
166105.4 |
||
21 |
Новосибирская область |
482026.5 |
423945.5 |
453574.6 |
365531.2 |
296064.5 |
||
22 |
Приморский край |
464325.2 |
367698.3 |
316581.9 |
259041.4 |
215934.4 |
||
23 |
Оренбургская область |
454993.1 |
414537.2 |
430023.1 |
370880.9 |
302808.4 |
||
24 |
Волгоградская область |
437414.2 |
377366.3 |
416678.5 |
331766.8 |
252142.7 |
||
25 |
Белгородская область |
397069.9 |
304343.0 |
317656.3 |
237013.3 |
178846.1 |
||
26 |
Республика Саха |
384725.9 |
329679.6 |
309518.3 |
242656.5 |
206845.0 |
||
27 |
Омская область |
371218.1 |
336191.2 |
347760.3 |
296004.7 |
262506.7 |
||
28 |
Саратовская область |
369630.4 |
327181.1 |
321747.2 |
252867.2 |
204291.2 |
||
29 |
Архангельская
область, |
355884.2 |
323026.5 |
289755.9 |
268672.1 |
215932.7 |
||
30 |
Республика Коми |
352334.5 |
301410.0 |
291812.1 |
241150.5 |
218490.7 |
||
31 |
Хабаровский край |
351261.3 |
274983.5 |
269178.6 |
231293.2 |
194259.6 |
||
32 |
Воронежская область |
328770.8 |
302510.1 |
287072.1 |
222811.9 |
166176.5 |
||
33 |
Ставропольский край |
316888.9 |
277466.8 |
274992.0 |
222239.6 |
181675.1 |
||
34 |
Алтайский край |
299715.3 |
267535.0 |
259343.1 |
223563.4 |
173810.5 |
||
35 |
Дагестан |
285278.9 |
265092.1 |
216277.2 |
156928.8 |
124153.5 |
||
36 |
Томская область |
284292.0 |
242481.2 |
248906.2 |
214487.0 |
188800.7 |
||
37 |
Удмуртия |
264464.1 |
229369.1 |
243135.5 |
205647.4 |
164848.5 |
||
38 |
Липецкая область |
254738.1 |
226464.0 |
259532.2 |
209821.5 |
179057.3 |
||
39 |
Вологодская область |
252063.2 |
212833.1 |
294926.2 |
243336.3 |
201939.2 |
||
40 |
Тульская область |
237208.1 |
213621.7 |
231730.8 |
174110.9 |
142240.1 |
||
41 |
Мурманская область |
234649.1 |
201785.4 |
213733.5 |
191584.6 |
158127.0 |
||
42 |
Ярославская область |
234246.3 |
212801.7 |
214946.3 |
186577.5 |
153251.5 |
||
43 |
Владимирская область |
218712.3 |
188466.3 |
175395.7 |
146663.0 |
112841.7 |
||
44 |
Тверская область |
218643.6 |
197892.0 |
192283.0 |
156034.6 |
127363.8 |
||
45 |
Калининградская область |
195063.2 |
169863.5 |
179266.7 |
143927.7 |
103138.7 |
||
46 |
Курская область |
192442.2 |
161473.3 |
167865.8 |
128799.0 |
104035.7 |
||
47 |
Калужская область |
184580.5 |
156646.2 |
150394.4 |
111869.0 |
86150.5 |
||
48 |
Амурская область |
179508.7 |
151750.4 |
131563.7 |
111761.2 |
95090.9 |
||
49 |
Ульяновская область |
174747.9 |
152627.4 |
150680.3 |
124676.2 |
101950.3 |
||
50 |
Рязанская область |
173526.0 |
152805.8 |
150151.2 |
121305.2 |
105491.9 |
||
51 |
Кировская область |
166218.6 |
144989.1 |
151116.7 |
118154.9 |
97047.1 |
||
52 |
Забайкальский край |
162100.2 |
148381.8 |
140302.0 |
110822.4 |
90732.1 |
||
53 |
Пензенская область |
158213.8 |
150851.0 |
147853.2 |
119104.0 |
88805.0 |
||
54 |
Чувашия |
152489.6 |
139481.8 |
155032.3 |
123453.3 |
93172.0 |
||
55 |
Тамбовская область |
149091.4 |
125237.3 |
121601.3 |
95703.4 |
79043.4 |
||
56 |
Ненецкий автономный округ |
145750.1 |
130169.6 |
91476.4 |
97838.3 |
67248.4 |
||
57 |
Астраханская область |
145430.0 |
132211.8 |
147549.1 |
100359.2 |
85112.1 |
||
58 |
Брянская область |
144264.0 |
126199.3 |
125834.4 |
102706.2 |
82100.4 |
||
59 |
Смоленская область |
139017.4 |
133587.0 |
120836.0 |
106039.6 |
79766.2 |
||
60 |
Бурятия |
136374.0 |
124610.3 |
124738.5 |
107442.0 |
91712.4 |
||
61 |
Карелия |
127733.8 |
106228.5 |
115208.2 |
104603.3 |
84228.3 |
||
62 |
Новгородская область |
127270.8 |
117497.1 |
115141.3 |
86664.9 |
74923.8 |
||
63 |
Курганская область |
115222.8 |
108489.2 |
106223.2 |
81076.0 |
68434.5 |
||
64 |
Мордовия |
104327.3 |
92855.1 |
94058.3 |
77048.8 |
57974.2 |
||
65 |
Орловская область |
102450.1 |
89733.5 |
96669.9 |
77101.2 |
64801.6 |
||
66 |
Ивановская область |
98209.0 |
86572.8 |
86980.3 |
74752.0 |
55090.0 |
||
67 |
Камчатский край |
98120.7 |
77854.3 |
66076.8 |
56119.8 |
43974.3 |
||
68 |
Хакасия |
93709.0 |
83839.0 |
72308.8 |
63722.0 |
53689.3 |
||
69 |
Костромская область |
92291.4 |
78700.7 |
81040.7 |
65700.4 |
54351.1 |
||
70 |
Псковская область |
84344.7 |
74550.1 |
73283.2 |
61561.9 |
51464.9 |
||
71 |
Марий Эл |
82425.9 |
68768.0 |
65765.3 |
55069.2 |
43663.7 |
||
72 |
Кабардино-Балкария |
76056.5 |
66427.1 |
58093.4 |
48908.7 |
43309.7 |
||
73 |
Северная Осетия |
74844.8 |
65140.7 |
57707.4 |
52804.8 |
43341.2 |
||
74 |
Чечня |
69675.7 |
64089.7 |
66273.8 |
48056.1 |
32344.4 |
||
75 |
Магаданская область |
58174.3 |
48128.4 |
42053.8 |
35314.4 |
31203.2 |
||
76 |
Адыгея |
46149.0 |
41439.2 |
36134.4 |
29085.1 |
21132.4 |
||
77 |
Карачаево-Черкесия |
43324.1 |
38582.7 |
35714.2 |
27469.7 |
23260.1 |
||
78 |
Чукотский автономный округ |
41974.2 |
45397.0 |
30558.7 |
20984.1 |
15538.0 |
||
79 |
Еврейская автономная область |
32537.5 |
25345.1 |
23977.0 |
23726.1 |
17976.8 |
||
80 |
Тыва |
30601.0 |
26918.9 |
23870.5 |
19384.2 |
15146.8 |
||
81 |
Калмыкия |
24343.5 |
23898.8 |
20789.7 |
17225.8 |
12844.1 |
||
82 |
Республика Алтай |
21635.8 |
19858.5 |
18701.0 |
15108.5 |
11609.4 |
||
83 |
Ингушетия |
21536.7 |
18654.1 |
19172.9 |
16812.4 |
9033.5 |
В целом можно отметить, что все виды асимметрий негативно влияют на функционирование регионов. Правовая асимметрия на законодательном уровне создает предпосылки для неравномерного распределения региональных полномочий и ресурсов: это вызывает бюджетную асимметрию, которая усиливает асимметрию экономического развития регионов и асимметрию социальную.
Социальная асимметрия
Проанализируем характер регионального социального развития. Сгруппируем важнейшие социальные показатели (достаточно условно) в три группы: показатели, тяготеющие к недвижимости, и предметы длительного пользования; важнейшие продукты питания; денежные показатели уровня жизни и продолжительность жизни.
В первую группу включены показатели обеспеченности жильем, стационарными телефонами, легковыми автомобилями. Применительно к показателю обеспеченности жильем наблюдается тенденция к сокращению дифференциации в 90-х гг и ее рост в последующие годы. Этот результат допускает ясную географическую иллюстрацию. Сгруппируем все экономические районы в три зоны по следующему правилу. В первую зону отнесем районы с наиболее высокими показателями обеспеченности в 2000г. Это Северо-Западный (18,2 кв.м/чел), Центрально-Черноземный (18,3), Центральный (17,5). В третью - районы с минимальными показателями: Западно-Сибирский (15,3), Восточно-Сибирский (14,6), Дальневосточный (14,3). Во вторую зону - все остальные районы с промежуточными показателями. Обеспеченность населения жильем по зонам в рассматриваемом периоде 2001-2008 гг. представлена в табл.:
Зоны |
2000 г. (м²/чел) |
2005 г. (м²/чел) |
2008 г. (м²/чел) |
2005/2000 гг. % |
2008/2005 гг. % |
Зона I |
17,8 |
19,4 |
20,4 |
109,0 |
105,1 |
Зона II |
16.1 |
17,6 |
18,2 |
109,3 |
103,4 |
Зона III |
14,8 |
17,0 |
17,55 |
114,9 |
103,2 |
Отчетливо видно, что в 2001-2005 гг. максимальным темпом растут показатели обеспеченности в зоне III (самой обделенной в 2000 г), минимальным - в зоне I (самой обеспеченной в 2000 г). При таком соотношении параметров происходит, естественно, сближение рассматриваемого показателя по зонам в динамике.
Информация о работе Региональная асимметрия в Российской Федерации