МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО ДГАУ)
ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
ФГБОУ ВПО
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ЗЕРНОГРАДЕ
Факультет : государственного
контроля и управления бизнесом
Кафедра: Экономики и управления
Дисциплина: Мировая экономика и
международные отношения
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Региональная интеграция
в мировой экономике»
Проверил: Таранов П.М.
Выполнила: студентка ЭК-31
Данилова Н.А.
Зерноград, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1.Сущность , предпосылки и цели
экономической интеграции…………...4
2.Этапы интеграционного
процесса…………………………………………7
3.Западноевропейская интеграция
Европейский Союз как наиболее
развитое интегрированное образование
………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………………………………………16
Введение
Экономическая
интеграция - это процесс экономического
взаимодействия стран, приводящий к сближению
хозяйственных механизмов, принимающий
форму межгосударственных соглашений
и согласованно регулируемый национальными
или межгосударственными органами.
Экономическая
интеграция характеризуется следующими
существенными признаками:
- взаимопроникновением и
переплетением национальных воспроизводственных
процессов;
- широким развитием международной
специализации и кооперации в
производстве, научных и опытно-конструкторских
разработках на основе наиболее
прогрессивных и глубоких их
форм;
-глубокими структурными
изменениями в экономике стран-участниц,
подчиненными стратегическим целям
интеграции;
-целенаправленным регулированием
интеграционного процесса, координацией
экономической стратегии и политики
стран-участниц.
Участие стран
в интеграционных объединениях обеспечивает
им ряд преимуществ в процессе экономического
развития, к наиболее значимым из которых
относятся:
1)более широкий доступ
хозяйствующих субъектов к разного
рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным,
новейшим технологиям;
2) возможность оперировать
на более широком международном
(интеграционном) рыночном пространстве;
3) создание привилегированных
условий для фирм стран-участниц,
защита их в определенной степени
от конкуренции со стороны
фирм третьих стран;
4)совместное решение странами-участницами
сложных социально-экономических, научно-технических,
экологических и иных проблем
.
1.Сущность , предпосылки и цели экономической
интеграции
Экономическая интеграция
- процесс экономического взаимодействия
стран, приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму межгосударственных
соглашений и согласованно регулируемый
межгосударственными органами.
Предпосылками
интеграции являются следующие:
- близость уровней
экономического развития и степени рыночной
зрелости интегрирующихся стран;
- географическая близость,
наличие в большинстве случаев общей границы
и исторически сложившихся экономических
связей;
- общность экономических
и иных проблем, стоящих перед странами
в области развития, финансирования, регулирования
экономики, политического сотрудничества
и т. д.;
-демонстрационный
эффект. В странах, создавших интеграционные
объединения, обычно происходят положительные
экономические сдвиги, что оказывает определенное
психологическое воздействие на другие
страны;
- «Эффект домино».
После того как большинство стран того
или иного региона стали членами интеграционного
объединения, остальные страны, оставшиеся
за его пределами, неизбежно испытывают
трудности, связанные с переориентацией
экономических связей стран, входящих
в группировку, друг на друга. Страны, оставшиеся
за пределами интеграции, хотят подключиться
к интеграционным процессам из-за опасения
остаться за его пределами.
К целям
интеграции относятся следующие:
- использование преимуществ
экономики масштаба. Интеграция способна
обеспечить расширение размеров рынка,
сокращение трансакционных издержек и
извлечение других преимуществ на основе
теории экономики масштаба;
- создание благоприятной
внешнеполитической среды;
- решение задач торговой
политики. Региональная интеграция рассматривается
как способ укрепить переговорные позиции
участвующих стран в рамках многосторонних
торговых переговоров в ВТО;
- содействие структурной
перестройке экономики;
- поддержка молодых
отраслей национальной промышленности.
Наибольшее
развитие интеграционные объединения
различного типа получили во второй половине
XX века. Несмотря на различия в подходах,
идеологии, определениях и названиях тех
или иных интеграционных процессов и группировок,
в них можно выделить некоторые общие
черты и закономерности. Многочисленные
интеграционные объединения, возникающие
и развивающиеся в современной международной
экономике, ставят перед собой в принципе
схожие задачи.
1. Использование преимуществ экономии
на масштабе.
2. Создание благоприятной внешнеполитической
среды.
3. Решение задач торговой политики.
4. Содействие структурной перестройке
экономики.
5. Поддержка молодых отраслей
национальной промышленности.
Три основных вида функций региональной
организации: регулирующие, контрольные,
оперативные.
-Регулирующая функция (наиболее
важная) состоит в принятии решений,
определяющих цели, принципы, правила
поведения государств-членов.
-Контрольные функции
состоят в осуществлении контроля
за соответствием поведения государств
нормам международного права, а также
резолюциям. В этих целях организации
вправе собирать и анализировать соответствующую
информацию, обсуждать ее и выражать своё
мнение в резолюциях.
-Оперативные функции
международных организаций заключаются
в достижении целей собственными
средствами организации. В подавляющем
большинстве случаев организация
воздействует на реальность через
суверенные государства-члены.
2.Этапы интеграционного процесса
Наибольшее развитие
интеграционные объединения различного
типа получили во второй половине ХХ века.
Выделяют пять этапов, для которых характерны
свои особенности.
1 этап – преференциальное
торговое соглашение. Его особенностями
являются:
-снижение тарифных или
иных барьеров во взаимной
торговле;
-сохранение национальных
тарифов в отношении третьих
стран;
-межгосударственные органы
управления не создаются.
2-й этап – зона свободной
торговли. Особенностями являются:
-отмена тарифных и
нетарифных барьеров во взаимной
торговле;
-свобода межстранового движения
товаров и услуг;
-организуется небольшой
государственный секретариат.
На втором уровне интеграции
страны переходят к созданию зоны свободной
торговли, предусматривают полную отмену
таможенных тарифов во взаимной торговле
товарами и услугами при сохранении национальных
таможенных тарифов в отношении с третьими
странами.
3-й этап – таможенный
союз. Особенностями являются:
-единое тарифное и
нетарифное регулирование в отношении
третьих стран;
-межгосударственный Совет
на уровне министерств и секретариат.
Третий уровень интеграции
связан с образованием таможенного союза
– согласованной отменой национальных
таможенных тарифов и введением общего
таможенного тарифа и единой системой
нетарифного регулирования торговли в
отношении третьих государств. Таможенный
союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную
торговлю товарами и услугами и полную
свободу их перемещения внутри региона.
4-й этап – общий
рынок. Особенностями его являются:
-свобода движения всех
факторов производства;
-встречи глав государств,
Совет министров, секретариат.
На четвёртом этапе создаётся
общий рынок. Интегрирующиеся страны договариваются
о свободе движения не только товаров
и услуг, но и факторов производства –
капиталов, рабочей силы и технологии.
5-й этап – полная
интеграция, включая экономический,
валютный и политический союз.
Особенностями этого этапа являются:
-гармонизация экономической
политики;
-межгосударственный орган
с функцией наднационального
регулирования.
На пятом, самом высоком, уровне
происходит полная интеграция, предполагающая
проведение единой экономической, валютной,
бюджетной, денежной политики, введение
единой валюты, учреждение органов наднационального
регулирования внутри интеграционной
группировки. Правительства согласованно
отказываются от части своих функций в
пользу надгосударственных органов, которые
наделяются правом принимать решения
по вопросам, касающимся организации,
без согласования с правительствами стран-членов
(например, в ЕС – Комиссия ЕС).
3.Западноевропейская
интеграция Европейский Союз
как наиболее развитое интегрированное
образование
Европейский союз (European Union – EU) (ЕС; именуется
так официально с 1 ноября 1993 г.) – крупнейшее
интеграционное объединение 27 государств:
Германии, Франции, Италии, Великобритании,
Ирландии, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурга,
Нидерландов, Испании, Португалии, Финляндии,
Швеции, Греции, Литвы, Латвии, Эстонии,
Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении,
Кипра, Мальты, Болгарии и Румынии. Объединяет
страны с населением почти 500 млн. чел.
Превосходит по совокупному валовому
продукту и объему внешней торговли США
и Японию.
ЕС представляет
собой высшую ступень экономической и
политической интеграции. История образования
и развития ЕС начинается с апреля 1951 г.,
когда был подписан договор о Европейском
объединении угля и стали (ЕОУС), в который
вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия,
Нидерланды, Люксембург. Это была своего
рода предыстория западноевропейской
интеграции. Реальный отсчет ее возникновения
и развития начинается с 1957 г., когда те
же страны подписали договоры о создании
Европейского экономического сообщества
(ЕЭС) и Европейского сообщества (объединения)
по атомной энергии (ЕВРАТОМ).
ЕС строится на основе Европейских
сообществ:
1) Европейского объединения
угля и стали (ЕОУС, основано в
1951 г. на основе Парижского договора),
2) Европейского экономического
сообщества (ЕЭС, иногда называлось
«Общим рынком», создано в 1957 г. в
соответствии с Римским договором)
3) Европейского сообщества
(объединения) по атомной энергии
(ЕВРАТОМ, основано в 1957 г. в соответствии
с Римским договором).
С 1967 г. эти три объединения
были подведены под юрисдикцию одной комиссии
и все вместе стали именоваться Европейским
сообществом (ЕС).
Главные цели и порядок создания
ЕС определены Единым европейским актом
(1987 г.) и Маастрихтским договором (1992 г.).
В рамках ЕС функционируют таможенный
союз и единый внутренний рынок, обеспечивающий
свободное движение товаров, лиц, услуг
и капиталов. Осуществляется совместная
политика сближения экономик и формирования
экономического и валютного союза, включая
введение единой валюты евро (в безналичной
форме с 1.01.1999 г., в наличной – с 1.01.2002 г.).
Учреждено гражданство
ЕС, определены права граждан Союза. Гражданство
ЕС дополняет и не отменяет национальное
гражданство (Амстердамский договор 1997
г.). Ниццкий договор (2000 г.) конкретизирует
основы правового статуса граждан ЕС.
Они включают не только гражданство как
устойчивую правовую связь, но и как принципы
правового статуса, основные права человека
и гражданина и их гарантии. Ниццкий договор
одобрил Хартию ЕС об основных правах
и свободах.
С марта 1995 г. вступило в силу Шенгенское
соглашение, упраздняющее пограничный
контроль на общих границах.В соответствии
с Маастрихтским договором ЕС и его государства-члены
начали формировать и проводить общую
внешнюю политику и общую политику в области
безопасности.
Целью ЕС в области
экономического сотрудничества является
содействие сбалансированному и устойчивому
экономическому и социальному прогрессу,
в особенности путем создания пространства
без внутренних границ, усиления экономического
и социального взаимодействия, создания
экономического и валютного союза и введения
единой валюты.