Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования, изучить методы и направления развития региональной экономики.
Задачи исследования:
1. рассмотреть методы функционирования региональной экономики.
2. изучить направления развития региональной экономики.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.2 МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 12
1.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

10 тема региональная экономика.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Среди методов  регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство  осуществляется путем использования  административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (см. табл. 2).

19

Таблица 2

Отличительные особенности административных и  экономических методов регулирования  региональной экономики.

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных  на достижение целей системы путем  формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений

Базируются  на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии

Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления 

Оказывают косвенное  воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые  решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены 

Предполагают  полную самостоятельность хозяйствующих  субъектов при высокой ответственности  за предпринимаемые действия и их последствия


 

Новыми направлениями развития региональной экономики становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктуризуемых и конверсируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структуризованного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия - на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанность людей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-аналитического инструментария.

 

20

Важное регулирующее и определяющее значение для формирования регионально-хозяйственных комплексов имеет региональная экономика территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Он предусматривает повсеместное поступательное развитие производительных сил на базе научно-технического и организационного прогресса и других благоприятных факторов, более равномерное территориальное распределение производства, сближение различных регионов по интенсивности хозяйственного и социального развития, что предполагает ускоренный подъем отсталых и депрессивных регионов, а также имеющих особо выгодные предпосылки развития.

Главная цель России в предстоящее десятилетие - стабилизация производства, возобновление региональной экономики, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций страны в мире.

Экономический рост региональной экономики, составляющий базу расширенного воспроизводства и прогресса общества, источник удовлетворения его многообразных потребностей зависит от различных причин и условий, имеющих, как правило, территориальную «окраску».

Выявляя тенденции региональной экономики в условиях рынка, надо исходить из того, что реальной опорой национальной экономики России может быть лишь крупнотоварное производство, крупнейшие производственно-технологические системы новых поколений и «большой» бизнес, а малое и среднее предпринимательство должно рассматриваться в виде дополнения к ним.

Темпы развития региональной экономики находятся  под влиянием общей экономической  обстановки (степени мобилизации  ресурсов, совершенствования хозяйственной  специализации и интеграции регионов, прогрессивных направлений структурной  перестройки, типа региона и выбора сценария его развития, уточненного на федеральном уровне и т. д.), а также

21

региональных  особенностей научно-технического и  организационного прогресса в стране. Советская промышленность в целом  и почти во всех регионах имела  ежегодные приросты продукции, исчисляемые многими процентами, а в отдельные периоды - десятками процентов (мировая капиталистическая экономика, за редкими исключениями, не выходила за пределы нескольких процентов). Но есть другой аспект устойчивого развития, обусловленный объективной неравномерностью роста многоукладной рыночной экономики во времени и пространстве. Она неизбежна из-за разносрочных колебаний экономической конъюнктуры, общественного спроса и предложения. Макроэкономическую динамику хозяйственной активности, принимающую характер циклического развития, чередования подъемов и спадов объясняют, фазами обновления основного капитала под влиянием научно-технических нововведений. Жизненный цикл технологического уклада охватывает до 100 лет, а более частые циклы воспроизводства основного капитала – 8-10 лет. Они по-разному сказываются на развитии различных регионов.

В условиях неравномерного роста производства по территории важным требованием является выравнивание региональных уровней развития региональной экономики.

Хозяйственный прогресс, как и повышение народного благосостояния, зависит не столько от общих масштабов производства в регионе, сколько от уровня его развития региональной экономики, определяемого сопоставлением как с эквивалентными характеристиками в расчете на душу населения, так и с другими территориями и средними величинами по стране. Отсюда первостепенное значение приобретает обеспечение условий для проявления всех прогрессивных тенденций развития производительных сил регионов - научно-технического роста, интенсификации производства, его специализации и диверсификации, межрегиональной кооперации и интеграции.

Процесс дифференциации социально-экономических параметров контролируется во всех развитых странах. Социально ориентированная 

22

рыночная экономика не допускает чрезмерных различий региональных социальных и экономических уровней, хотя в отличие от планового хозяйства их значительный разрыв здесь неизбежен.

Рациональная  специализация хозяйства экономических районов и других территорий - важная объективная тенденция (закономерность) и руководящий принцип регионального развития. В России крупные экономические районы имеют четко выраженный хозяйственный профиль, в основном отвечающий их экономическим и природным условиям и особенностям.

Обычно чем крупнее регион, тем шире круг его специализирующих отраслей и производств. Тем самым открывается большой простор для вовлечения в хозяйственный оборот наиболее выгодных природных условий и ресурсов, использования накопленных трудовых навыков населения и производственных мощностей предприятий и объединений в различных частях страны, расширения экономических связей между регионами и странами.

Территориальная специализация - непременное условие формирования товарного предложения на региональных (зональных) и общероссийском рынках сырья и готовой продукции. Залогом успешного развития рыночных отношений является их эффективность, постоянное снижение издержек производства и обращения, а специализация регионов, способствуя этому, выступает в качестве важной основы и мощного рычага повышения производительности общественного труда и роста, материальных благ общества.

Как и территориальное  разделение труда в целом, региональная специализация, особенно в общих  направлениях развития регионов, обладает большой инертностью, длительной устойчивостью, на ней мало сказываются общественные перемены и модели хозяйствования, она хотя и видоизменяется, но постепенно, длительно. Существенные сдвиги происходят при коренных структурных преобразованиях (индустриализация страны, освоение новых районов и т. п.). Урал еще в петровские времена обрел специализацию на металлургическом производстве и сохранил ее до наших дней. Речь идет об

23

основных особенностях профиля, а не о конкретной номенклатуре продукции, которая весьма подвижна, чувствительна к рынку.

Региональные  товарные рынки на перспективу выявляются схемами производственно-сбытового  зонирования и отраслевыми схемами  размещения производства и характеризуются  по важнейшим видам продукции  на основе выделения агрегированных групп товаров. Емкость рынка обусловлена размещением потребительского платежеспособного спроса на продукцию, а возможные объемы ее предложения - производственными мощностями отраслей-поставщиков, конкурентоспособностью их продукции и уровнем рыночных цен.

С экономическими отношениями специализации и межрайонных связей сопряжен закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства регионов. Отражая закономерные явления и процессы территориального разделения труда, он предполагает необходимую пропорциональность хозяйства разных территориальных образований и их систем, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям, гармоничное развитие отраслей специализации и инфраструктуры, городов разного масштаба, городских и сельских населенных пунктов.

Важны региональные пропорции между капитальным  строительством и мощностями строительной базы, потребностями в ресурсах многоцелевого  назначения (трудовые, земля, вода и  т. п.) и их наличием, потребностью в финансовых ресурсах (прежде всего для инвестиций и социальных нужд) и потенциалом региональных доходов.

С государственной  помощью необходимо предусматривать  специальные меры по диверсификации региональной экономики, обеспечивающие ее маневренность, устойчивость, выживание и рост в условиях рынка. Активную роль должны играть оба направления структурной перестройки в регионах: производственно-технологическое (формирование наукоемких производств и др.) и производственно-отраслевое (конверсия военно-промышленного

24

комплекса, реконструкция  аграрного сектора, подъем производства товаров народного потребления  и т. п.). Причем, приоритетными для  этих мероприятий являются ведущие  регионы и центры размещения соответствующих отраслей.

Прогрессивная отраслевая структура регионов и страны должна отвечать их долговременным интересам, отличаться высокой народнохозяйственной эффективностью (иногда меньшей коммерческой). Наращивание несвойственных производств в ресурсонедостаточных районах (энергоемких отраслей - в энергодефицитных), несмотря на возможную благоприятную текущую конъюнктуру рынка, в долгосрочной перспективе наносит большой ущерб национальной экономике и самим регионам, заставляя производить указанную продукцию с повышенными затратами и меньшей прибылью.

Формированию  тесных экономических связей регионов внутри страны противодействует гипертрофия  внешнеэкономических связей, что  может привести к опасным социально-экономическим  деформациям, разрушению единого экономического пространства. Как показывают специальные исследования, в России при режиме свободной внешней торговли вклад ее в конечное потребление в среднем составляет 71%, а межрегиональных связей - только 15%, т. е. уровень межрегиональной интеграции крайне низок. Благодаря умеренному тарифному регулированию внешней торговли ее вклад снижается до 36%, а межрегиональной - возрастает до 49%.

Из-за различного развития разных регионов не совсем правильным является усиленное развитие отдельных  более развитых регионов и «загнивание» отсталых субъектов федерации, не имеющих достаточных средств для развития предприятий своей экономики.

Рост региональной экономики, производства, развития предприятий  экономики в отдельных регионах, реализуемый без учета требований территориального развития в его  основных характеристиках (социальной ориентации, устойчивости, сбалансированности) часто сопровождается деградацией социально-демографического, природоресурсного, экологического, этнокультурного компонентов региональных систем.

25

В этой связи  обязательной задачей любого государства является недопущение или снятие остроты кризисных социальных, экономических, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах как поводов к появлению аномально высокой территориальной дифференциации, нежелательной ни в одном государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ  РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ

 

Функционирование региональной экономики в значительной мере осуществляется благодаря связям экономических субъектов, находящихся в различных регионах. Основными формами межрегиональных связей, являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен.

Формами межрегиональных  связей являются обмен товарами и  услугами, миграция населения, финансовые потоки, информационный обмен. Их оценка осуществляется путем выделение внутрирегионального потребления, межрегионального вывоза и ввоза, экспорта и импорта. По каждой из вышеназванных форм внутрирегиональных связей проводятся подобные расчеты.

Степень интеграции региона в систему внешних связей можно оценить следующим образом. Обозначим v вывоз продукции, w - ввоз продукции, q - объем производства. Тогда коэффициент вывоза или коэффициент товарности регионального производства будет иметь следующий вид:

Информация о работе Региональная экономика