Региональное стимулирование развития экономики как составная часть региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).

Содержание работы

Введение 3
Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики 4-7
Основные направления региональной политики 8-9
Основные цели и задачи региональной политики 10-14
Стимулирование экономического развития региона 15-20
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

региональная политика.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

АРЗАМАССКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Кафедра «Гуманитарные  и естественно – научные дисциплины»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Региональная экономика»

 

 

 

«РЕГИОНАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность:

«Государственное и  муниципальное 

управление»  080504

 

Выполнил: студентка

Группы ГУ – 701

Заочной ускоренной формы обучения

Калинина Евгения  Александровна 

 

Проверил:

к.ф.н., доцент Мартышо  Е.П.

 

 

 

 

Арзамас, 2010 г.

Оглавление

         Введение 3

  1. Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики 4-7
  2. Основные направления региональной политики 8-9
  3. Основные цели и задачи региональной политики 10-14
  4. Стимулирование экономического развития региона 15-20

Заключение 21

Список используемой литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Нельзя решить стратегические задачи, поставленные перед областью, без развития и укрепления экономики. Это развитие и укрепление возможно только за счёт привлечения инвестиций.

Региональная организация  Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).

 

 

 

1. Общая характеристика  региона, региональной экономики и региональной политики

В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики.

Слово "регион" в  переводе с латинского означает "страна, область, пространство".

Региональная экономика изучает совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе, а главной составной частью региональной экономики является региональное размещение производительных сил данной территории.

Следовательно, под регионом понимается определенная подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.

В настоящее время, в  связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений, а именно емкость рынка какой -либо территории. Регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).

Классифицировать регионы  можно по источникам основной специализации  производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газонефтепромышленные и другие.

Регионы различаются  по уровню насыщенности производительными  силами, социальной структуре, наличию  сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров.   Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение  достаточно высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона.

Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов:

1) тщательный учет  потребностей населения региона,  состояния и динамики формируемых  рынков, интересов государства и  отдельных предприятий;

2) создание условий  для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

3) активная реализация  региональных интересов.

Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит  от возможностей и умения администрации  регионов принимать оптимальные  решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и действенную региональную экономическую политику.

В основе региональной политики лежит учет специфики регионов в  масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.

Для выполнения этой цели в условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:

- сохранение единого  внутреннего рынка страны, единства  инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

- обеспечение достойного  уровня жизни населения в каждом  регионе, его постепенное выравнивание, исключение чрезмерных контрастов  в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

- оздоровление экологической  обстановки, модернизация инфраструктуры  и улучшение жизненной среды  в сельской местности путем  развития разных форм собственности и предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др.;

- обеспечение стабильности  в политическом отношении, недопущение  межэтнической напряженности и  противоречивости.

Реализация этих задач  исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести  от общих территориальных проблем  на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных  районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Основные направления региональной политики

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны  в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития страны. Для России, региональная политика, имеет исключительно важное значение : вследствие огромных различий природно – географических, социально– демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. Характеризуя ситуацию в различных регионах России, можно выделить несколько региональных групп, имеющих специфические черты:

Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные государственные меры регулирования. Это регионы Северного Кавказа для которых характерно: весьма слабая финансовая база – по размеру подушных налогов занимает последнее место в РФ (менее 50%  среднероссийского уровня), наиболее низкий уровень жизни, самая высокая концентрация беженцев, напряженная социально – психологическая обстановка, вызванная межнациональными конфликтами.

Во вторую группу входят регионы повышенного риска в социальной сфере:– центр европейской части России (Севера – Западный, Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный, Уральский районы). Для этих регионов общим является:  недостаточно приспособленная к требованиям рынка структура экономики;  глубокий спад промышленности; быстрое увеличение безработицы; высокие темпы депопуляция населения, чрезмерные техногенные нагрузки на окружающую среду. Несмотря на то, что здесь наблюдается меньшая, чем в первой группе регионов, напряженность, при резком всплеске безработицы она может быть усилена, и привести к негативным последствиям  для всей страны.

Третью группу представляют  регионы: Крайнего Севера и Дальнего  Востока, имеющие чрезвычайно острые специфические проблемы: остановка предприятий, вызванная ликвидаций или резким сокращением государственных дотаций, нарушение поставок сырья и оборудования; хронические неплатежи потребителей топлива, обострение проблем с завозом грузов, сверхвысокие цены на продукты питания и товары; резкое возрастание миграции, вызванное выше указанными обстоятельствами, а отсюда  «вымывание»  наиболее квалифицированных и мобильных кадров.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные направления, сохранить целостность и единство страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные цели и задачи региональной политики

В условиях рыночных отношений  государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В настоящее время главные цели государственной региональной политики следующие:

• создать во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;

• гарантировать получение всеми  гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Реализация данных целей  предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному

разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.

Информация о работе Региональное стимулирование развития экономики как составная часть региональной политики