Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:07, реферат
Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).
Введение 3
Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики 4-7
Основные направления региональной политики 8-9
Основные цели и задачи региональной политики 10-14
Стимулирование экономического развития региона 15-20
Заключение 21
Список используемой литературы 22
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
АРЗАМАССКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра «Гуманитарные
и естественно – научные
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Региональная экономика»
«РЕГИОНАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»
Специальность:
«Государственное и муниципальное
управление» 080504
Выполнил: студентка
Группы ГУ – 701
Заочной ускоренной формы обучения
Калинина Евгения Александровна
Проверил:
к.ф.н., доцент Мартышо Е.П.
Арзамас, 2010 г.
Список используемой литературы 22
Ведение
Нельзя решить стратегические задачи, поставленные перед областью, без развития и укрепления экономики. Это развитие и укрепление возможно только за счёт привлечения инвестиций.
Региональная организация
Российской Федерации во многом сформировалась
в эпоху плановой индустриализации.
В советский период регионы рассматривались как совокупность
географически сопряженных производственно-
1. Общая характеристика
региона, региональной экономик
В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики.
Слово "регион" в переводе с латинского означает "страна, область, пространство".
Региональная экономика изучает совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе, а главной составной частью региональной экономики является региональное размещение производительных сил данной территории.
Следовательно, под регионом понимается определенная подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.
В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений, а именно емкость рынка какой -либо территории. Регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).
Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газонефтепромышленные и другие.
Регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
Целью функционирования
региональной экономики является обеспечение
достаточно высокого уровня и качества
жизни населения
Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов:
1) тщательный учет
потребностей населения
2) создание условий
для максимального приспособлен
3) активная реализация региональных интересов.
Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и действенную региональную экономическую политику.
В основе региональной политики лежит учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.
Для выполнения этой цели в условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:
- сохранение единого
внутреннего рынка страны, единства
инфраструктуры систем энергети
- обеспечение достойного
уровня жизни населения в
- оздоровление экологической
обстановки, модернизация инфраструктуры
и улучшение жизненной среды
в сельской местности путем
развития разных форм
- обеспечение стабильности
в политическом отношении,
Реализация этих задач
исключает унифицированный
Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.
2. Основные направления региональной политики
Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития страны. Для России, региональная политика, имеет исключительно важное значение : вследствие огромных различий природно – географических, социально– демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. Характеризуя ситуацию в различных регионах России, можно выделить несколько региональных групп, имеющих специфические черты:
Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные государственные меры регулирования. Это регионы Северного Кавказа для которых характерно: весьма слабая финансовая база – по размеру подушных налогов занимает последнее место в РФ (менее 50% среднероссийского уровня), наиболее низкий уровень жизни, самая высокая концентрация беженцев, напряженная социально – психологическая обстановка, вызванная межнациональными конфликтами.
Во вторую группу входят регионы повышенного риска в социальной сфере:– центр европейской части России (Севера – Западный, Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный, Уральский районы). Для этих регионов общим является: недостаточно приспособленная к требованиям рынка структура экономики; глубокий спад промышленности; быстрое увеличение безработицы; высокие темпы депопуляция населения, чрезмерные техногенные нагрузки на окружающую среду. Несмотря на то, что здесь наблюдается меньшая, чем в первой группе регионов, напряженность, при резком всплеске безработицы она может быть усилена, и привести к негативным последствиям для всей страны.
Третью группу представляют регионы: Крайнего Севера и Дальнего Востока, имеющие чрезвычайно острые специфические проблемы: остановка предприятий, вызванная ликвидаций или резким сокращением государственных дотаций, нарушение поставок сырья и оборудования; хронические неплатежи потребителей топлива, обострение проблем с завозом грузов, сверхвысокие цены на продукты питания и товары; резкое возрастание миграции, вызванное выше указанными обстоятельствами, а отсюда «вымывание» наиболее квалифицированных и мобильных кадров.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные направления, сохранить целостность и единство страны.
3. Основные цели и задачи региональной политики
В условиях рыночных отношений
государственная региональная политика
должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной
самостоятельности политических и административно-
В настоящее время главные цели государственной региональной политики следующие:
• создать во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;
• гарантировать получение всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.
Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности; формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному
разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.