Региональное стимулирование развития экономики как составная часть региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).

Содержание работы

Введение 3
Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики 4-7
Основные направления региональной политики 8-9
Основные цели и задачи региональной политики 10-14
Стимулирование экономического развития региона 15-20
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

региональная политика.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  реализации государственной региональной политики являются:

• формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ;

• систематическая разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ и федеральных целевых программ; методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления; периодическое изменение административно-территориального деления страны — как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическом развитии.

При этом важно подчеркнуть, что непременными условиями реализации государственной региональной политики являются:

• обеспечение единого  экономического пространства РФ, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой систем, единым информационным пространством, скоординированным развитием основных институциональных структур;

• стабилизация производства, возобновление  экономического роста в каждом из регионов России и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения;

• повышение квалификации госслужащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, а также резерва на их замещение; координация научной и учебной работы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций и учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих, и др.

Региональная политика — составная часть общенациональной политики, нацеленная на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии.

Под региональной политикой  понимается система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Принципами государственной региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.

Формами реализации этих принципов выступают:

• размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

• участие государственных органов в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации на пути осуществления федеральных программ регионального развития

с долевым государственным финансированием.

Основной способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении промышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать неполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетенных районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов, следовательно, особое значение в региональной политике придается возрождению районов, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя здесь новые производства.

Основанием для проведения региональной политики является посылка, согласно которой проблемы регионов, находящихся в состоянии депрессии, обусловлены чрезмерной специализацией их на отдельных производствах, которые начинают приходить в упадок. Соответственно для решения этой проблемы требуется диверсификация промышленной базы таких регионов в целях создания условий появления новых рабочих мест, что вызывает рост местных расходов, увеличивающих инвестиции, и через эффект мультипликатора повышает уровень доходов.

Большое влияние на отношения федерального центра с регионами в условиях российской действительности оказывает национальный фактор. Полиэтничность — характерный признак любого российского региона.

Государственная региональная политика должна опираться на инициативу отдельных субъектов Федерации, местных структур самоуправления и учитывать интегрированные интересы всех участников системы управления. Правительство обеспечивает согласованное проведение государственной региональной политики федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти в регионах.

Объектом государственной  региональной политики России являются территория страны, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых административно-территориальные образования, субъекты РФ, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия. Территориальная структура Российской Федерации страдает существенной асимметрией и нуждается в совершенствовании.

Государственная региональная политика Российской Федерации строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления.

Инструментами проведения региональной политики являются:

а) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, мягких займов под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;

б) контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов;

в) инвестирование средств  в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение общих условий жизни.

Во многих развитых странах главным средством, используемым для предоставления помощи фирмам, осуществляющим инвестиции в развивающиеся производства, является избирательная поддержка регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стимулирование экономического развития региона

Опыт работы в период формирования рыночных отношений и  начала возрождения промышленности показал необходимость консолидации усилий государственных институтов и субъектов промышленной деятельности на основе рационального сочетания их взаимных интересов.

Для большинства регионов основная задача на ближайшие годы — сохранить положительную тенденцию  увеличения масштабов производства, объемов продаж и восстановить позиции региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынке.

Сохраняет свою актуальность такая задача промышленной политики региона, как увеличение внутреннего  спроса на продукцию. Данная задача решается на основе повышения качества и надежности и расширения номенклатуры экспорта для предприятий, работающих на внешний рынок. Кроме того, решение задач развития промышленности осуществляется на основе целевых программ поддержки промышленной деятельности и мероприятий по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.

Вопросы оказания поддержки  регулируются специальными законодательными актами субъектов Федерации.

Структурная политика поддержки  промышленности региона заключается в реализации мероприятий по поэтапному выводу проблемных и низко рентабельных производств в режим устойчивого функционирования, по снижению на этой основе доли убыточных предприятий и организаций. Затраты, осуществляемые на реализацию данной политики, во многом окупаются дополнительными налоговыми доходами, которые будет получать региональный бюджет от предприятий, ставших прибыльными.

Государственная поддержка  должна строиться на принципах приоритетности интересов населения региона, гарантий финансовой эффективности, гласности, возвратности предоставляемых средств.

Предоставление налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов  может осуществляться по следующим  дополнительным основаниям:

— направление средств  в сроки, совпадающие с платой налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ;

— аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и  материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений;

— принятие мотивированных решений органов исполнительной власти региона в отношении поддержки  предприятий и организаций отдельных  отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для региона.

Предоставление льгот  оформляется договором, заключаемым между администрацией края (или соответствующим органом местного самоуправления) и товаропроизводителем. Невыполнение последним своих обязательств повлечет взимание всех налогов в полном объеме с начислением пени и штрафа с момента нарушения условий договора.

Довольно распространенной формой экономического стимулирования хозяйственной деятельности в регионах является создание специальных фондов.

Под продукцией машиностроения понимается любое технологическое  оборудование и механизмы, все виды транспорта, необходимые для производства, переработки и транспортировки древесины, других лесных ресурсов и продуктов их переработки. К предприятиям лесопромышленного комплекса законом отнесены лесозаготовительные, деревообрабатывающие, лесосплавные, лесохимические, лесоперевалочные, целлюлозно-бумажные предприятия региона.

Источниками формирования лизингового фонда установлены:

— средства краевого бюджета, направляемые на эти цели в соответствующем  году, в том числе поступившие  в виде натуральной и вексельной формы оплаты;

— средства, получаемые от передачи продукции машиностроения по лизингу;

— иные источники, не запрещенные  действующим законодательством.

Объем финансирования из регионального бюджета, а также  смета лизингового фонда по доходам  и расходам утверждаются Законодательным Собранием края. Средства фонда аккумулируются Главным финансовым управлением администрации края на отдельном счете.

Государственные органы субъектов Федерации часто выступают  посредником между хозяйствующими субъектами, расположенными на их территории, и иными юридическими лицами и федеральными структурами. Например, содействуют получению предприятиями федерального заказа, финансирования и инвестиций, их участию в целевых программах. Региональные органы способствуют получению инвестиционного или налогового федерального кредита на льготных условиях, полному или частичному освобождению от уплаты федеральных налогов, их отсрочке или рассрочке, получению гарантии Правительства РФ под кредиты иностранных инвесторов.

Важным инструментом регионального регулирования деловой активности является лицензирование, которое заключается в установлении порядка, при котором выполнение отдельных видов деятельности в регионе возможно только при наличии специального разрешения (лицензии).

В субъектах Федерации принимаются как общие законы о лицензировании, так и специальные, предметом которых является лицензирование конкретных видов деятельности, например, риэлтерской. Многие регионы приняли отдельные законы о лицензировании.

Решение задач социально-экономического развития требует привлечения значительных инвестиций. Реализация крупных инвестиционных проектов и программ в субъектах Федерации возможна лишь в рамках программ социально-экономического развития регионов. Это связано с тем, что любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической инфраструктуры.

Крупные инвестиционные проекты обычно не могут быть разрешены  без поддержки региональных властей (финансовой, законодательной, предоставления гарантий).

Работа по социально-экономическому развитию региона должна обеспечиваться соответствующим информационным и  организационным сопровождением. Такое  сопровождение представляет собой взаимосвязанную систему информационно-аналитических проектов, информирующих об экономической и инвестиционной ситуации в регионах, о наиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовых институтов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, а также об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическом и социальном положении.

Важным направлением информационного сопровождения  программ социально-экономического развития регионов, являются региональные сайты в сети Internet. Сеть Internet позволяет создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ. Представляемая информация должна включать информационно-рекламные материалы о регионе, отраслях хозяйства, крупных компаниях.

Решение задач развития региона может потребовать создания региональных информационных центров, обеспечивающих органы управления регионом, предприятия и организации оперативным обменом информацией в интересующих сферах деятельности.

Основным инструментальным средством региональных информационных центров могут являться современные  геоинформационные системы, позволяющие  создавать единое информационное пространство, обеспечивающее согласованную, оперативную работу различных пользователей информации, каждый из которых имеет возможность использования всех ресурсов формируемого информационного пространства. Информационная база геоинформационной системы включает картографическую и фактографическую информацию. Основу картографической информации составляет географическая карта региона.

Информация о работе Региональное стимулирование развития экономики как составная часть региональной политики