Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:51, доклад
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является целенаправленным процессом воздействия субъекта управления на объект управления через соответствующий механизм управления. Региональное управление в самом общем виде— это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и цели регионального управления
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является целенаправленным процессом воздействия субъекта управления на объект управления через соответствующий механизм управления. Региональное управление в самом общем виде— это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.
Выявление сущности регионального управления и региональной политики предполагает, прежде всего, определение самого понятия «регион». Слово «регион» — латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания), социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев говорит о том, что регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества – места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. В Большом Энциклопедическом словаре Ожегова дано следующее определение региона: «это большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам». «Политическая самобытность, которая может принимать самые различные политические формы» была определяющей при введении понятия «регион» в Декларации о регионализме в Европе, принятой в конце 1996 г. в странах Европейского Союза.
Согласно Гранбергу А.Г, «регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью ее элементов».
Существует множество других определений данного термина, например:
При изучении региона
как управляющей системы
Методы изучения регионального управления могут быть самыми различными: как общенаучными, так и специальными. Среди общенаучных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.). Наибольшее распространение при изучении регионального управления получили следующие методы:
При изучении регионального управления в числе специфических широко используются и другие методы. Так, исторический метод позволяет выявлять тенденции и закономерности регионального управления; конкретно-социологические методы и приемы — анкетирование, интервью, опросы населения и госслужащих; социально-качественные методы исследования используются для выявления социальных предпочтений разных групп государственных служащих; правовые и сравнительно-правовые методы позволяют изучать нормативные акты, регулирующие региональное управление, и сравнивать их с зарубежными аналогами.
В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества. Практика показывает, что стабильность системы регионального управления важное, но не доминирующее ее качество. Главное — это адаптация управленческого механизма к изменению условий управления, динамике общества, региона, потребностей людей. Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.
Основными задачами регионального управления являются:
В научной литературе выделяют следующие основные функции регионального управления: целеполагание, регулирование и стимулирование. Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Основная сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. В реализации данной функции могут использоваться различные методы воздействия. Под методами регионального управления принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона.
Основными методами управления регионом являются:
Региональные методы управления пересекаются с региональными интересами, поэтому они должны быть направлены на обеспечение этих региональных интересов.
К региональным интересам относятся:
Эффективность регионального управления может быть оценена, исходя из вышеперечисленных показателей. Кроме того, эффективность во многом зависит от соблюдения определенных принципов, обусловленных законами рыночной экономики. К основным принципам регионального управления относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции (противоположность принципа разграничения функций).
Суть принципа децентрализации заключается в том, что решения принимаются не центральным правительством, а местными и региональными органами власти. Децентрализация способствует повышению восприимчивости органов власти к местным потребностям и проблемам; повышению эффективности работы правительства и центральных государственных органов, так как освобождает их от решения задач местного характера и позволяет сконцентрироваться на стратегических вопросах развития страны, тщательном планировании и организации различных программ на республиканском уровне.
Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Принцип субсидиарности
заключается в выделении
Современные страны давно отказались от принципа "разграничения функций" в региональном управлении, заменив его принципом выделенной компетенции. Суть этого принципа заключается в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источников.
Существуют следующие основные подходы к организации регионального управления, известные в мировой практике.
Отраслевой подход, суть которого заключается в том, что отдельные участки территории включаются в сферу действия какой- либо системы управления (министерства), причем нередко один и тот же участок становится объектом управления различных таких систем. Роль местных органов власти незначительна, а представители тех фирм или ведомств, которые обеспечивают наибольшее количество рабочих мест, наиболее высокие капиталовложения и т.п., то есть играют особенно значительную роль социально- экономической жизни региона, приобретают значительное влияние. Особенностью этого подхода является то, что он нацелен на решение частных, отраслевых проблем, причем лишь после того, как они возникают. Такая политика неизбежно приводит к экологическим и другим кризисам, наносит прямой или косвенный ущерб всему обществу, всем отраслям, даже тем из них, которые доминируют при отраслевом управлении.