Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:51, доклад
Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является целенаправленным процессом воздействия субъекта управления на объект управления через соответствующий механизм управления. Региональное управление в самом общем виде— это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.
Секторный подход: отдельные участки (секторы) территории становятся объектами активного целенаправленного воздействия со стороны региональных органов управления. В качестве таких управляемых секторов обычно выделяются наиболее уязвимые или значительные в социально- экономическом отношении участки. В отличие от других подходов, в данном случае формируется какой- либо специальный вневедомственный орган управления данным сектором (впервые апробирован в Австралии в конце 60-ых годов). Этот подход предполагает широкий диапазон мер управляющего воздействия, вплоть до неприемлемых за его пределами, например, собственная система налогообложения, штрафов и др.. Все меры при этом подходе нацелены на запрещение или приостановку нежелательного регионального процесса или вида деятельности в данном секторе. При этом одной из важнейших функций местных органов управления является обеспечение комплексного развития местного хозяйства. Одной из разновидностей данного подхода является программно- секторный подход, при котором разрабатываются более или менее обширные программы управления конкретными секторами. Такие секторные программы не являются комплексными, а написаны лишь для решения некоторых, особенно острых и актуальных проблем.
Программно-целевой подход предполагает разработку программы социально-экономического развития региона, ориентированную на достижение положительных результатов в процессе прохождения нескольких этапов, что позволяет вносить необходимые коррективы в соответствии с динамикой внутренней и внешней среды. Разработка программы базируется на анализе текущей ситуации и предыдущего опыта, что помогает исключить ряд ошибок, допущенных ранее. Однако в данном подходе отсутствует прогнозирование возможных результатов влияния на экономическое развитие региона событий, которые могут произойти в будущем, поэтому данный поход нельзя назвать идеальным. А использование его в регионах страны приводит к невозможности полного использования потенциала и повышения за счет этого уровня социально-экономического развития.
Сущность системного подхода заключается в выделении проблем межотраслевого или межрегионального характера, которые не могут быть решены в традиционных рамках отраслевых и региональных планов и разработке мер по решению данных проблем. Комплексная система мер должна содержать не только систему мероприятий по достижению определенных целей развития региона, но и организационно-экономическую основу реализации этих целей.
Кластерный подход представляет
собой формы территориально-
1.2. Органы регионального управления в Казахстане
Местные органы управления играют важную роль в экономическом развитии региона. В условиях демократизации правового государства главным субъектом регионального управления является население, проживающее на той или иной территории. В пункте 1 статьи 3 Конституции Республики Казахстан говорится, что «единственным источником государственной власти является народ», который «осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам» (статья 3, пункт 2). Из сказанного вытекает, что народ как носитель власти в стране поручает исполнение функции власти, а значит, и управления, органам государственной власти и местного самоуправления. Местное государственное управление – деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, её развития в пределах компетенции, определенной Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории. Согласно ст.85 Конституции Республики Казахстан, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.
В законе РК «О местном государственном управлении в РК» дано понятие местного представительного органа. «Местный представительный орган (маслихат) является выборным органом, избираемым населением области (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством РК определяющий меры, необходимые для её реализации, и контролирующий их осуществление».
В ст.86 п.4 Конституции содержатся общие предметы ведения маслихатов:
Помимо указанных полномочий маслихат также утверждает Регламент маслихата; досрочно прекращает полномочия депутатов; рассматривает запросы депутатов и принимает по ним решения; утверждает по представлению акима схему управления областью, районом, городом; принимает решения о выпуске, условиях и размещении займов, облигаций и лотерей; утверждает правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушение (по вопросам застройки населенных пунктов, охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, торговли в общественных местах, общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, рекламы, парковки автотранспорта и пр.); решает другие вопросы, установленные законодательством.
Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в областях, городах республиканского и областного значения, столице и районах. На уровне городских районов, городов районного значения, поселков, сельских (аульных) округов, сел и аулов они не создаются. Полномочия Маслихата прекращаются досрочно Сенатом по основаниям и в порядке, установленным законом, а также в случае принятия решения о самороспуске.
К кандидату в депутаты
Маслихата предъявляются
Гражданин может быть
депутатом только одного представительного
органа.
Депутат Маслихата связан императивным
мандатом и может быть отозван избирателями,
он не является представителем всего народа,
в отличие от депутата Парламента, а выражает волю населения своего избирательного
округа.
Полномочия депутата маслихата начинаются
с момента его регистрации в качестве
депутата маслихата соответствующей территориальной
избирательной комиссией. Его полномочия могут быть досрочно прекращены
в случаях:
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается соответствующим маслихатом.
В организации государственного
управления на территории административно
– территориальных единиц, наряду
с местными представительными органами, большая роль принадлежит исполнительным
органам. Местные исполнительные органы
входят в единую систему исполнительных
органов РК и в соответствии с п.1 ст. 87
Конституции РК обеспечивают проведение
общегосударственной политики исполнительной
власти в сочетании с интересами и потребностями
развития соответствующей территории.
В систему государственного управления
на местах, в административно-
Акимы областей, городов
республиканского значения и столицы
назначаются на должность и освобождаются
от должности Президентом Республики
по представлению Премьер-министра. Акимы
иных административно-
Областные, районные, городские маслихаты вправе тайным голосованием большинством в две трети от общего числа депутатов выразить недоверие руководителю органа местной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей администрации, который принимает по данному вопросу мотивированное решение и извещает о нем соответствующий маслихат. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся акиму аппарат. Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной администрации. Для рассмотрения основных вопросов деятельности местного исполнительного органа при акиме создается консультативно-совещательный орган — коллегия. Ее состав утверждается акимом. Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.
Акимат области (города республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан: