Региональное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:51, доклад

Описание работы

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является целенаправленным процессом воздействия субъекта управления на объект управления через соответствующий механизм управления. Региональное управление в самом общем виде— это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.

Файлы: 1 файл

НА ПРЕДЗАЩИТУ.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Секторный подход: отдельные  участки (секторы) территории становятся объектами активного целенаправленного воздействия со стороны региональных органов управления. В качестве таких управляемых секторов обычно выделяются наиболее уязвимые или значительные в социально- экономическом отношении участки. В отличие от других подходов, в данном случае формируется какой- либо специальный вневедомственный орган управления данным сектором (впервые апробирован в Австралии в конце 60-ых годов). Этот подход предполагает широкий диапазон  мер управляющего воздействия, вплоть до неприемлемых за его пределами, например, собственная система налогообложения, штрафов и др..  Все меры при этом подходе нацелены на запрещение или приостановку нежелательного регионального процесса или вида деятельности в данном секторе. При этом одной из важнейших функций местных органов управления является обеспечение комплексного развития местного хозяйства. Одной из разновидностей данного подхода является программно- секторный подход, при котором разрабатываются более или менее обширные программы управления конкретными секторами. Такие секторные программы не являются комплексными, а написаны лишь для решения некоторых, особенно острых и актуальных проблем.

Программно-целевой подход предполагает разработку программы  социально-экономического развития региона, ориентированную на достижение положительных результатов в процессе прохождения нескольких этапов, что позволяет вносить необходимые коррективы в соответствии с динамикой внутренней и внешней среды. Разработка программы базируется на анализе текущей ситуации и предыдущего опыта, что помогает исключить ряд ошибок, допущенных ранее. Однако в данном подходе отсутствует прогнозирование возможных результатов влияния на экономическое развитие региона событий, которые могут произойти в будущем, поэтому данный поход нельзя назвать идеальным. А использование его в регионах страны приводит к невозможности полного использования потенциала и повышения за счет этого уровня социально-экономического развития.

Сущность системного подхода заключается в выделении проблем межотраслевого или межрегионального характера, которые не могут быть решены в традиционных рамках отраслевых и региональных планов и разработке мер по решению данных проблем. Комплексная система мер должна содержать не только систему мероприятий по достижению определенных целей развития  региона, но и организационно-экономическую основу реализации этих целей.

Кластерный подход представляет собой формы территориально-отраслевой организации производства, способствующей реализации инновационных предпринимательских проектов экономического развития, обуславливающих синергетический эффект взаимодействия с научными, проектными институтами при заинтересованном участии государственных и муниципальных органов управления. В отличие от отраслевого подхода управления регионом, кластерный подход позволяет создать эффективную экономику на местах, ориентированную на активизацию и коммерциализацию научных открытий и изобретений, производство конкурентной наукоемкой продукции. Как показывает практика, кластеры значительно отличаются друг от друга. Объясняется это национальными особенностями экономики стран и регионов, поскольку каждый регион уникален по-своему и, следовательно, имеет свою определенную специализацию. Кластерный подход уделяет ключевое внимание анализу региональных рынков на основе создаваемых факторов производства (высококвалифицированные кадры, доступная инфраструктура и т.д.) через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда, позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности предприятий.

 

1.2. Органы регионального  управления в Казахстане

Местные органы управления играют важную роль в экономическом  развитии региона. В условиях демократизации правового государства главным субъектом регионального управления  является  население,  проживающее на  той или иной территории. В пункте 1 статьи 3  Конституции Республики Казахстан говорится, что «единственным источником государственной власти является народ», который «осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам» (статья 3, пункт 2). Из сказанного вытекает, что народ как носитель власти  в стране поручает исполнение функции власти, а значит, и управления,  органам государственной власти и местного самоуправления. Местное государственное управление – деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, её развития в пределах компетенции, определенной Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории. Согласно ст.85 Конституции Республики Казахстан, местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

В законе РК «О местном  государственном управлении в РК»  дано понятие местного представительного  органа. «Местный представительный орган (маслихат) является выборным органом, избираемым населением области (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством РК определяющий меры, необходимые для её реализации, и контролирующий их осуществление».

В ст.86 п.4 Конституции  содержатся общие предметы ведения маслихатов:

  • утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;
  • решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;
  • рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата;
  • образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата;
  • осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Помимо указанных полномочий маслихат также утверждает Регламент  маслихата; досрочно прекращает полномочия депутатов; рассматривает запросы депутатов и принимает по ним решения; утверждает по представлению акима схему управления областью, районом, городом; принимает решения о выпуске, условиях и размещении займов, облигаций и лотерей; утверждает правила, предусматривающие административную ответственность за их нарушение (по вопросам застройки населенных пунктов, охраны и содержание земель, лесов, водных ресурсов, торговли в общественных местах, общественного порядка, пожарной и дорожной безопасности, рекламы, парковки автотранспорта и пр.); решает другие вопросы, установленные законодательством.

Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в областях, городах республиканского и областного значения, столице и районах. На уровне городских районов, городов районного значения, поселков, сельских (аульных) округов, сел и аулов они не создаются. Полномочия Маслихата прекращаются досрочно Сенатом по основаниям и в порядке, установленным законом, а также в случае принятия решения о самороспуске.

К кандидату в депутаты Маслихата предъявляются следующие  требования:

  • наличие гражданства Республики Казахстан;
  • достижение 20-го возраста;
  • обладание активным избирательным правом;
  • обязательность проживания на соответствующей территории.

Гражданин может быть депутатом только одного представительного  органа. 
Депутат Маслихата связан императивным мандатом и может быть отозван избирателями, он не является представителем всего народа, в отличие от депутата Парламента, а выражает волю населения своего избирательного округа. 
Полномочия депутата маслихата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата маслихата соответствующей территориальной избирательной комиссией. Его полномочия могут быть досрочно прекращены в случаях:

  • избрания или назначения депутата на должность, занятие которой несовместимо с выполнением депутатских обязанностей;
  • отзыва его избирателями;
  • признание депутата судом недееспособным;
  • досрочно прекращаются полномочия маслихата Сенатом Парламента;
  • самороспуска соответствующего маслихата;
  • в связи с вступившим в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
  • выезда депутата на постоянное место жительства за пределы территории маслихата;
  • в связи с личным заявлением депутата об отставке.

Решение о досрочном  прекращении полномочий депутата принимается соответствующим маслихатом.

В организации государственного управления на территории административно  – территориальных единиц, наряду с местными представительными органами, большая роль принадлежит исполнительным органам. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов РК и в соответствии с п.1 ст. 87 Конституции РК обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. В систему государственного управления на местах, в административно-территориальных единицах входят представители местных исполнительных органов: акимы областей, районов, городов, аулов, сел, поселков.

Акимы областей, городов  республиканского значения и столицы  назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются и освобождаются вышестоящими по отношению к ним акимами. В 2013 году в Казахстане  принимаются конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилению местных исполнительных органов. Это проявляется в подкреплении финансовыми и кадровыми ресурсами полномочий органов власти на местах и вовлечении  в процесс принятия государственных решений и их реализацию путем введения выборности акимов сельских округов и аулов. Начиная с 2013 года 91,7 % от общего числа акимов всех уровней будут избираться, в том числе акимы сельских округов, поселков, а также 50 акимов городов районного значения.  Выборы пройдут летом-осенью 2013 года. Акимы будут избираться маслихатами на 4 года на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Выдвижение кандидатов будет осуществляться акимами городов и районов на альтернативной основе (по 2 кандидата), после консультаций с местными сообществами. Акимы являются представителями Президента и Правительства. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать от должности акимов. Полномочия акимов областей, городов республиканского значения и столицы прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента Республики.

Областные, районные, городские  маслихаты вправе тайным голосованием большинством в две трети от общего числа депутатов выразить недоверие руководителю органа местной администрации и поставить вопрос о его освобождении от должности перед акимом соответствующей администрации, который принимает по данному вопросу мотивированное решение и извещает о нем соответствующий маслихат. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности местной администрации осуществляет подчиняющийся акиму аппарат. Структура служебного аппарата зависит от объема и характера задач соответствующей местной администрации. Для рассмотрения основных вопросов деятельности местного исполнительного органа при акиме создается консультативно-совещательный орган — коллегия. Ее состав утверждается акимом. Решения коллегии проводятся в жизнь актами акима.

Акимат  области (города республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

  • представляет проект областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы и отчет об его исполнении в  соответствующий маслихат;
  • принимает постановление о реализации решения областного маслихата и маслихатов города республиканского значения, столицы о соответствующих бюджетах на соответствующий финансовый год;
  • утверждает стратегический план исполнительного органа, финансируемого из областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы;
  • образует бюджетную комиссию области, города республиканского значения, столицы, утверждает положение о ней, определяет ее состав;
  • утверждает областной финансовый план и финансовый план города республиканского значения, столицы на первый квартал соответствующего финансового года в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Республики Казахстан; 
  • управляет областной (города республиканского значения, столицы) коммунальной собственностью, осуществляет меры по ее защите;
  • содействует исполнению гражданами и организациями норм Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов;
  • создает условия для развития предпринимательской деятельности и инвестиционного климата на соответствующей территории;
  • обеспечивает рациональное и эффективное функционирование аграрного сектора;
  • в соответствии со схемой размещения производительных сил Республики Казахстан разрабатывает схему районной планировки области, генеральные планы застройки областного центра, города республиканского значения и столицы;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, надзор за реализацией проектов строительства в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, соблюдением градостроительной дисциплины, территориальных правил застройки, осуществляет мониторинг строящихся (намечаемых к строительству) объектов и государственный контроль за ходом и качеством строящихся (реконструируемых, расширяемых, модернизируемых, капитально ремонтируемых) на подведомственной территории объектов и комплексов;
  • организует строительство и эксплуатацию объектов транспортной и инженерной инфраструктуры;
  • осуществляет регулирование земельных и водных отношений в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан;
  • обеспечивает соблюдение государственных стандартов;
  • организует деятельность центров обслуживания населения по предоставлению государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу "одного окна";
  • организует обеспечение охраны общественного порядка и безопасности на территории области (города республиканского значения, столицы);
  • обеспечивает реализацию гражданами права на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи с соблюдением установленных государственных стандартов;
  • обеспечивает реализацию гражданами права на бесплатное образование;
  • разрабатывает, представляет на утверждение маслихата программы содействия занятости населения и снижения бедности;
  • координирует оказание социальной помощи социально уязвимым слоям населения;
  • организует работу по охране и использованию историко-культурного наследия, содействует развитию исторических, национальных и культурных традиций и обычаев населения, развитию физической культуры и спорта;
  • координирует работу районных (городов областного значения) акиматов, акимов районов в городе по вопросам, входящим в их компетенцию, в том числе по созданию правовых, организационных условий для становления и развития местного самоуправления;
  • в пределах своей компетенции оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации;
  • создает государственные учреждения и предприятия, устанавливает лимит штатной численности исполнительных органов, финансируемых из областного (города республиканского значения, столицы) бюджета в пределах лимита и нормативов штатной численности, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. Штатная численность органов внутренних дел, финансируемых из местных бюджетов, определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • разрабатывает и представляет на утверждение маслихата проект правил присвоения звания "Почетный гражданин области (города, района);
  • осуществляет сбор, анализ и предоставляет в уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и инду

Информация о работе Региональное управление