Регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Аудиторские правоотношения являются двусторонними, так как в них участвуют две стороны: с одной стороны — аудиторская организация (аудитор), с другой — аудируемое лицо, государственный уполномоченный орган, кредиторы, собственники или учредители, каждая из которых несет права и обязанности. Эти правоотношения относятся к категории относительных, в которых определены обе стороны, и только они могут являться потенциальными нарушителями прав по данному отношению. Аудиторские правоотношения — по сути, регулятивные правоотношения, так как связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией.

Содержание работы

1.Аудиторские правоотношения………………………………………………....2
2.Профессиональная этика аудиторов. Кодексы этики аудиторов…………….6
3.Выводы и заключения по членству в САО…………………………….…….16
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

• использования конфиденциальной информации, полученной им в связи с оказанием профессиональных услуг или решением деловых вопросов, в личных целях или в интересах третьей стороны.

Кроме того, аудитор должен оценивать, каким образом ему  следует соблюдать конфиденциальность внутри аудиторской фирмы, а также  предпринимать все необходимые меры к тому, чтобы лицами, находящимися в его подчинении, и лицами, оказывающими помощь и дающими консультации, не нарушалось предъявляемое к аудитору требование конфиденциальности. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и клиентом. Принцип профессионального поведения обязывает аудиторов соблюдать требования применимых законодательных и иных регулирующих документов и воздерживаться от каких-либо действий, которые могли бы дискредитировать профессию. Например, при осуществлении маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг аудиторы не должны пренебрежительно отзываться о работе других профессиональных бухгалтеров.

Аудитор может сталкиваться с различными ситуациями, представляющими собой угрозу соблюдению фундаментальных этических принципов. Кодекс выделяет несколько видов таких угроз.

Угроза личной заинтересованности возникает при наличии у аудитора или его близкого родственника финансовой или другой заинтересованности в клиенте. Ситуациями, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, являются:

• предоставление кредитов организации-клиенту или любому из членов ее совета директоров или  должностных лиц или получение  от них кредитов;

• существенная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от клиента, обеспокоенность возможной потерей заказа;

• тесные деловые отношения  с клиентом;

• возможность получения  работы в организации-клиенте;

• зависимость размера  гонорара от выводов по результатам  выполнения задания, обеспечивающего уверенность.

Угроза необходимости  самоконтроля появляется, когда аудитору необходимо перепроверить какие-либо результаты или выводы, за которые  он сам несет ответственность. Необходимость  самоконтроля может возникнуть, в  частности, в следующих случаях:

• член группы исполнителей задания является или недавно  являлся членом совета директоров или  должностным лицом организации-клиента;

• член группы исполнителей задания является или недавно  являлся работником организации-клиента  в должности, позволяющей оказывать прямое и существенное влияние на предмет задания;

• оказание клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуг, прямо влияющих на предмет  задания;

• подготовка исходных данных, используемых для составления документов, представляющих собой предмет проверки.

Угроза заступничества возникает, когда аудитор отстаивает такую  позицию или точку зрения, которая  может вызвать сомнения в его  объективности. В качестве примеров Кодекс приводит следующие ситуации:

• участие аудитора в размещении акций зарегистрированной организации-клиента по аудиторскому заданию. (В терминологии Кодекса зарегистрированная организация – организация, чьи ценные бумаги зарегистрированы на фондовой бирже или сделки с которыми осуществляются под контролем фондовой биржи или иного уполномоченного органа);

• участие аудитора в качестве защитника или представителя  интересов клиента на суде или  в спорах с третьими сторонами.

Угроза близкого знакомства имеет  место, когда в силу тесных деловых  отношений аудитор начинает с излишней симпатией относиться к интересам других сторон. В частности, такая угроза может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

• член семьи или близкий родственник  аудитора является членом совета директоров или должностным лицом организации-клиента;

• член семьи или близкий родственник  аудитора является работником организации-клиента, занимающим должность, позволяющую  оказывать прямое и существенное влияние на предмет задания;

• бывший партнер фирмы-исполнителя  является членом совета директоров, должностным лицом или работником организации-клиента, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет задания. (Партнер фирмы – лицо, имеющее полномочия принимать от имени фирмы задания к исполнению);

• существование длительных отношений между руководством фирмы-исполнителя задания и организацией-клиентом;

• получение подарков или знаков гостеприимства существенной стоимости  от организации-клиента.

Угроза шантажа возникает, когда  аудитор в связи с реальной или предполагаемой угрозой не в состоянии быть объективным. К ситуациям, в которых может возникнуть такая угроза, в частности, относятся:

• угроза отказа от услуг аудитора;

• угроза судебного разбирательства;

• давление со стороны организации-клиента  с целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.

Для минимизации указанных угроз  принимаются меры, предусмотренные  нормативными документами и профессиональной практикой (установленные требования к образованию и опыту для  вступления в профессию; требования по поддержанию профессиональной компетентности на должном уровне; проведение уполномоченными органами проверок качества работы аудиторов); а также предусмотренные политикой фирмы и условиями конкретного задания. В частности, назначение определенного должностного лица ответственным за надзор за системой контроля качества в фирме; дисциплинарная ответственность за нарушение политики и процедур, установленных фирмой; получение консультаций профессиональных бухгалтерских организаций; назначение исполнителя обзорной проверки качества выполнения задания.

При выполнении заданий, связанных  с обеспечением уверенности, члены  группы исполнителей, фирма в целом  и, если это уместно, сетевые фирмы  должны быть независимы от клиента. Выполнение требования независимости предполагает:

• независимость мышления – образ  мышления, который позволяет составить  суждение, не зависящее от влияния  факторов, могущих скомпрометировать  профессионализм такого суждения, и  который позволяет лицу действовать  честно, объективно и с необходимой долей профессионального скептицизма;

• независимость поведения –  избежание фактов или обстоятельств, которые настолько значимы, что  информированная третья сторона, получившая информацию, могла бы поставить под  разумное сомнение честность, объективность или профессиональный скептицизм группы исполнителей задания.

Группа исполнителей задания, обеспечивающего  уверенность, в соответствии с Кодексом включает:

1) всех специалистов, непосредственно  участвующих в выполнении задания;

2) всех других лиц в рамках фирмы-исполнителя, имеющих возможность прямо повлиять на результат выполнения задания, включая:

• лиц, определяющих вознаграждение, либо осуществляющих непосредственное управление или контроль деятельности исполнителей в части выполнения задания. При аудите к данной группе относятся все лица, по должности являющиеся руководителями лица, возглавляющего рабочую группу аудиторов, включая директора аудиторской фирмы;

• лиц, проводящих консультации в  отношении технических аспектов, отраслевых особенностей, операций и событий, связанных с выполнением задания;

• лиц, осуществляющих контроль качества выполнения задания;

3) в случае проведения  аудиторской проверки – всех лиц, в том числе сетевые фирмы, которые могут непосредственно влиять на результаты выполнения аудиторского задания.

Совет по международным  стандартам профессиональной этики  бухгалтеров IFAC указывает, что сетевая  фирма – это организация, в  отношении которой выполняется одно или несколько следующих условий:

• вместе с фирмой-исполнителем она контролируется одним и тем  же лицом (группой лиц);

• вместе с фирмой-исполнителем она имеет общих собственников;

• она находится под  общим руководством с фирмой-исполнителем;

• информированная третья сторона будет обоснованно считать  ее частью фирмы-исполнителя.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров IFAC является образцом для  национальных руководств по этике. Советом  по аудиторской деятельности при  Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров 31 мая 2007 года принят и рекомендован для внедрения Кодекс этики аудиторов России. Данный Кодекс подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики профессиональных бухгалтеров IFAC с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов. Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

Усиление роли саморегулируемых аудиторских объединений на современном  этапе развития аудиторской деятельности.

Для продвижения процесса становления саморегулируемых аудиторских объединений в России, в рамках проекта «ТАСИС» разработана «Белая книга» с целью донести до российского аудиторского сообщества Европейский опыт, который можно учесть при создании такой российской системы саморегулирования аудиторской деятельности, которая бы учитывала текущие обстоятельства и оставалась эффективной в среднесрочной перспективе.

В соответствии с «Белой книгой», разработан проект изменений  Федерального закона «Об аудиторской  деятельности». В результате их принятия будут созданы саморегулируемые организации, членство в которых будет обязательным для всех индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. В каждом саморегулируемом объединении должна быть создана система внешнего контроля качества.

В законопроекте «О внесении изменений в Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривается осуществление надзора за деятельностью саморегулируемой организации уполномоченным федеральным органом (т.е. Минфином России). Открывается возможность создания системы общественного надзора.

Существующие аккредитованные  профессиональные аудиторские объединения  не имеют достаточного количества членов, что обусловлено добровольным членством  в АПАО, и как следствие они  не имеют достаточных объемов  финансирования.

России нужны высококачественные и надлежащим образом финансируемые профессиональные объединения, членство в которых должно быть престижным и желанным, так как оно будет свидетельствовать о высоком уровне квалификации и надежности профессионала, то есть служить определенным «ориентиром» качества.

Обязательно наличие  в объединении хорошо отлаженной системы контроля качества, для чего потребуются высококачественные профессионалы  для поведения инспекторских  проверок. На данном этапе АПАО не имеют возможности нанять на работу достаточного количества высоко квалифицированных контроллеров качества, поэтому сейчас целесообразно рассмотреть возможность привлечения контроллеров качества по совместительству для проверки членов своей организации в объеме, скажем, 100 часов в год. Работа контроллеров качества должна быть оплачиваемой.

 

3.Выводы и заключения по членству в САО

 

Предположения

1. В России вероятнее всего будет существовать несколько САО

2. Вероятно, что по  крайней мере одно САО, кроме  аудиторов будет иметь членов, не являющихся аудиторами.

Рекомендации

1 Членство с САО  должно ограничиваться аудиторами, аудиторскими организациями, аудиторами  – профессионалами и членами  других профессий, связанных с  аудитом в соответствии с уставом  САО при условии, что это  не противоречит российскому  законодательству (к другим профессиям можно отнести бухгалтеров, не занимающихся аудиторской практикой или работающих в реальном секторе экономики).

2 Аудиторы и аудиторские  организации должны быть членами  особого аудиторского отделения,  которое должно состоять только из индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

3 Выбор в управляющие  органы САО должен быть организован  в соответствии с организационной  структурой. Члены САО, являющиеся  аудиторами, имеют право быть  членами лишь органа по работе  с аудиторами, при этом данный орган может состоять исключительно из аудиторов

 

Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности

 

При административном механизме  регулирования аудита основное значение - как это было выяснено в предыдущем разделе - имеет долговременный канал, а в нем - система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система в нашей стране должна иметь (и по существу уже имеет, хотя зачастую не в лучшем виде) восемь уровней: законодательный, правительственный, уровень федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, ведомственный, региональный, муниципальный, уровень общественных объединений аудиторов внутрифирменный (см. рис.).

Уровни

 

1

Законодательные акты

   

2

Постановление Правительства РФ, в т.ч.

утверждение федеральных  ПСАД

3

Акты Федерального органа регулирования

4

Акты Минфина России

 

Акты Центрального банка  РФ

 

Акты других ведомств, затрагивающие аудит

   

5

Акты региональных органов  власти

6

Акты муниципальных  властей

7

Документация общественным объединений аудиторов

 

Международная документация

   

8

Внутрифирменная документация

Информация о работе Регулирование аудиторской деятельности