Регулирование государством рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Роль государственного вмешательства в экономику страны в условиях рыночной структуры хозяйствования не оставляет сомнений. Рынок сам по себе не способен урегулировать все проблемы связанные с недостатками такого ведения хозяйства. Всегда существует проблема социального неравенства, социально необеспеченные слои населения, проблемы экологии, до которых рынку просто нет дела, монополизм, приводящий в конечном счете к необоснованному росту цен на жизненонеобходимые товары и услуги, и еще много сфер, где без государственного регулирования просто не обойтись, для обеспечения социального и экономического благополучия населения и страны в целом.

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Направления и методы регулирования государством рыночных экономик 7
3 Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 10
Практикум 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

204177Б_гос.рын.эк.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической  теории

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Вариант № 2

 

 

 


Преподаватель: ___________________________________________


Студент  _____     курса:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№ личного  дела, № группы)

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

План работы

 

Введение

 

Роль государственного вмешательства в экономику страны в условиях рыночной структуры хозяйствования не оставляет сомнений. Рынок сам  по себе не способен урегулировать  все проблемы связанные с недостатками такого ведения хозяйства. Всегда существует проблема социального неравенства, социально необеспеченные слои населения, проблемы экологии, до которых рынку просто нет дела, монополизм, приводящий в конечном счете к необоснованному росту цен на жизненонеобходимые товары и услуги, и еще много сфер, где без государственного регулирования просто не обойтись, для обеспечения социального и экономического благополучия населения и страны в целом.

Тему считаю очень  актуальной в современной России, когда рынок заполонен криминальными прослойками, простому предпринимателю, не имеющему «связей» просто не выжить без поддержки государства, населению не получить социальные гарантии, низкий уровень оказания медицинской помощи, коррупция заполонила практически каждую сферу жизни российского гражданина. Правительству просто необходимо влиять на процессы, происходящие в нашей стране.

 

1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику

Современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику.

Классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929—1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. [5]

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946). Теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран. [5]

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит  почти весь национальный доход, то это  чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая  экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных владельцев. [2]

Главными причинами роста государственного сектора в экономике являются:

рост расходов на оборону  и военно-космические исследования;

рост народонаселения;

решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты. [1]

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:

1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение  объемов производства материальных  благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2. Экономическая эффективность.  Эта цель требует получения  наибольших (наилучших) результатов  при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3. Полная занятость  трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4. Стабильный уровень  цен. Значительное повышение или  снижение общего уровня цен  дестабилизирует экономику в  целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

5. Экономическая свобода.  Предприниматели, хозяйствующие  субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение  доходов. С позиции рыночной  экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8. Торговый баланс. Предполагается  поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок. [3]

Этот перечень можно  дополнить и другими направлениями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

Анализ перечисленных  целей позволяет отметить, что некоторые из них могут противоречить другим или взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость могут вызвать повышение цен и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост. Следовательно, государству необходимо разрабатывать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.

2 Направления и методы регулирования государством рыночных экономик

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических  целей общества лежит в основе экономической политики каждого государства. Эти цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции:

1) создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;

2) защиту конкуренции;

3) производство социально  значимых товаров (услуг);

4) защиту населения  от вредных побочных последствий предпринимательства;

5) перераспределение доходов и ресурсов

6) стабилизацию экономики. [4]

Государство выполняет  свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику.

Административные методы регулирования заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

Экономические методы нисколько  не ограничивают свободу выбора, иногда и расширяют ее. Участники экономических процессов оставляют за собой право на свободное принятие рыночного решения.

Когда в России ускорился распад тоталитарного строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Выделяются области, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства. [1]

Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

Вторая область преимущественно  административного регулирования  – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность. Кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п. [6]

Административные приемы оказываются  полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство, на которое  распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования. [8]

Примером либерального косвенного государственного регулирования рынка  могут быть, прежде всего, Германия и Великобритания, исторический период рыночного индустриального развития, которых исчисляется столетиями. Германия и Великобритания не применяют (подобно Японии или Франции) методов и правил многолетнего государственного планирования и используют главным образом экономические рычаги. Большую роль при этом играют такие структуры, как торгово-промышленные палаты (ТПП) — бесприбыльные организации, которые осуществляют функцию связи государственного регулирования с частной инициативой.

3 Стратегия и тактика российской  макроэкономической политики

Обеспечение условий  для цивилизованного и динамично  развивающегося рынка, создание конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

На сегодняшний день Россия придерживается преимущественно стратегии «нижнего пути» конкурентоспособности. При этом такая стратегия выбрана не потому, что в стране нет конкурентных преимуществ «высокого порядка» (человеческий капитал, инновационный потенциал), а в силу отсутствия на протяжении многих лет продуманной и адекватной государственной стратегии в этом направлении. Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям. [11]

Информация о работе Регулирование государством рыночной экономики