Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:12, контрольная работа
Роль государственного вмешательства в экономику страны в условиях рыночной структуры хозяйствования не оставляет сомнений. Рынок сам по себе не способен урегулировать все проблемы связанные с недостатками такого ведения хозяйства. Всегда существует проблема социального неравенства, социально необеспеченные слои населения, проблемы экологии, до которых рынку просто нет дела, монополизм, приводящий в конечном счете к необоснованному росту цен на жизненонеобходимые товары и услуги, и еще много сфер, где без государственного регулирования просто не обойтись, для обеспечения социального и экономического благополучия населения и страны в целом.
Введение 3
1 Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику 4
2 Направления и методы регулирования государством рыночных экономик 7
3 Стратегия и тактика российской макроэкономической политики 10
Практикум 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
В проблеме обеспечения национальной
конкурентоспособности в
Промышленная политика гибкой специализации поддерживает создание промышленных кластеров, развитие сетей «покупатель-поставщик», разработку программ передачи технологий, создания венчурных инновационных фирм, участие работников в собственности и в управлении фирмами. [2]
Используются как минимум три типа промышленной политики: экспортно-ориентированной, ориентированной на внутренний спрос, направленной на ограничение использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т. п.). В настоящее время государственная промышленная политика существует в России в виде отдельных федеральных целевых программ или отдельных решений по поддержке некоторых секторов промышленности. России в настоящее время необходимо преодолеть чрезмерную зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, а это возможно только в том случае, если государство сумеет четко определить принципы, цели, задачи и приоритеты промышленной политики в контексте повышения международной конкурентоспособности национальной экономики. [8]
Особой сферой предпринимательства и объектом регулирования и поддержки со стороны государства является малый и средний бизнес. Бизнес нуждается в государстве уже в силу того, что только оно способно обеспечить стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать свое эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли.
Государство оказывает помощь бизнесу как непосредственно, так и косвенно, за счет, например, военных расходов и огромных расходов на закупки производимой корпорациями продукции. Именно здесь предпринимательство и государственная бюрократия взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга, они как бы слиты в неразрывное единое целое.
Малое и среднее предпринимательство
представляет собой составную и
неотъемлемую часть рыночного и
социального механизма
Создавая и укрепляя средний класс, малый бизнес обеспечивает расширение поля конкуренции и экономически препятствует монополизации в отраслях и сферах деятельности крупных корпораций; выполняет пионерную функцию в реализации новых технологий, товаров и услуг; выполняет стабилизирующую роль социально-политической жизни общества, расширяя слой собственников-предпринимателей и обеспечивая благоприятные возможности для социальной стабильности.
Поэтому для того, чтобы малые и средние предприятия могли успешно решать эти задачи, государство должно содействовать повышению их конкурентоспособности на рынках путем формирования благоприятных условий финансирования, информационного обеспечения, введения научно-технических новшеств, подготовки персонала, выхода на мировой рынок.
В числе современных тенденций развития рынка следует отметить активизацию сотрудничества государства и частного бизнеса с целью реализации инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики, транспорта и коммунального хозяйства. Актуальность исследования государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется возросшей в условиях мирового финансового кризиса потребностью реального сектора российской экономики в государственной поддержке, необходимостью поиска эффективной альтернативы приватизации объектов государственной собственности и создания дополнительного стимула для привлечения инвестиций в экономику региона. [9]
В настоящее время разрабатываются и внедряются новые инструменты ГЧП, например, инфраструктурные облигации. Они позволяют концессионерам, частным партнерам по концессионным соглашениям привлекать денежные средства на фондовом рынке. Мировая практика свидетельствует о том, что большую часть вложений в инфраструктурные облигации осуществляют институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании и т.п.). Период обращения инфраструктурных облигаций привязан к сроку строительства или реконструкции объекта и периоду его эксплуатации (обычно 15 - 25 лет).
Центральное место во внешнеэкономической политике России занимает экономико-правовое регулирование поведения участников внешнеэкономической деятельности - оно должно отвечать общенациональным интересам. Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе таможенного законодательства России (Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ). Это позволяет стране интегрироваться в торгово-экономическую систему по общепринятым правилам.
Внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах:
1. Преобразующая деятельность
государства, вырабатывающего
2. Изменение внешнеэкономической
деятельности российских фирм
в направлении от
3. Четкое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами. [9]
Рассматривая современную внешнеэкономическую политику России, следует указать на первоочередные её задачи, к которым относятся следующие:
1. Достижение благоприятного
торгово-политического режима
2. Обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищённые протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
3. Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с международными организациями и должниками России;
4. Формирование эффективной
системы защиты внешнеэкономиче
Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф. Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.).
Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала. В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д. Достаточно действенным является и другой вид поддержки экспортёров - их непосредственное кредитование. Кредитование экспортёров может быть внутренним (кредитование осуществляется через государственный банк путём предоставления среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и в свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам) и внешним (кредитование нацелено на выделение кредитов импортёрам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы - поставщика экспортной продукции). [4]
Для расширения внешнеторгового
потенциала и увеличения экспорта Правительством
РФ в Федеральной программе
Важным направлением
во внешнеэкономической
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство, экология.
Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы.
Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2010 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2% . [6]
С 2009 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%). [7]
Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребованного образования, а значит и ответственность, различны.
В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.
В области высшего
образования ответственность
Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки - задача государства.
В сфере здравоохранения
расходы государства должны составлять
от 5% ВВП (минимально допустимый уровень,
рекомендуемый Всемирной органи
Также растут затраты на охрану окружающей среды. Общество осознало, что экология является одним из центральных направлений в экономическом и социальном развитии любого государства. Наблюдается положительная динамика в увеличении расходов направленных на охрану окружающей природы. С каждым годом эта тема становится все актуальней.
Стоит так же отметить,
что в настоящее время
Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы.
Пожалуй, наиболее правильным
принципом здесь будет
Информация о работе Регулирование государством рыночной экономики