Регулирование инфляционных процессов в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам.
Актуальность курсовой работы определяется тем фактом, что в настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы исследования антиинфляционной политики………..5
1.1. Основные концепции инфляции…………………………………………….5
1.2. Сущность, формы и виды инфляционных процессов……………………...9
1.3. Причины инфляции…………………………………………………………13
2. Инфляционные процессы в экономике современной России……………...17
2.1. Динамика инфляционных процессов………………………………………17
2.2. Анализ инфляции за 2009-2012гг…………………………………………..23
2.3. Ожидаемая инфляция и методы государственного регулирования……..25
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая Кристина Белова.docx

— 184.74 Кб (Скачать файл)

 

В капитальном строительстве, после существенного роста цен в  
2010 - 2011 гг., начиная с 2013 года, прогнозируется снижение темпов роста цен. Прежде всего, это будет связано с завершением строительства олимпийских объектов, и увеличением доли машин и оборудования в объемах инвестиций по мере завершения масштабных проектов в инфраструктурных отраслях.

В отраслях, производящих потребительские товары, в целом  рост цен будет умеренным в  связи высоким давлением со стороны  импорта                [1, c.54].

Темпы роста цен в  пищевой промышленности в конце 2012 г. - первой половине 2013 г. будут низкими в связи со стабилизацией (снижением) мировых и внутренних цен на зерно и другие виды продовольствия. Во второй половине 2013 г. рост цен может быть ниже уровня инфляции в связи с высокими переходящими запасами зерна, а в 2013 - 2014 гг. рост цен будет определяться умеренным ростом цен на зерно на мировых и внутреннем рынках. В 2013 - 2014 гг. предполагается опережающий по отношению к инфляции рост цен на животноводческую продукцию, что обусловлено ростом спроса на красное мясо и качественные молокопродукты. В легкой промышленности прогнозируется умеренный рост цен (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Прогноз динамики цен в  основных секторах экономики в 2013 - 2014 годах

 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Индекс цен производителей на внутреннем рынке

-5,1

14,9

18,8

4,6

4,9

9,5-9,7

товары, торгуемые на внешних  рынках

-13,3

23

25,2-25,4

2,5-2,7

1.5-1,7

8,5-9,5

товары, потребляемые преимущественно  внутри страны (кроме энергетики)

2,0

7,2

10,3-10,5

5,7-5,9

7,5-7,7

7,4-7,6

Промышленность (дефлятор)

0,9

14,5

15,6

3,9-4,1

4,8-5,0

8-8,2

Сельское хозяйство (дефлятор)

2,4

10,3

8,3

4,7

6,6

5,9

Капитальное строительство (дефлятор)

7,7

8,2

8,2

7,5

7,3

7,2


 

В целях обеспечения  умеренного роста цен и тарифов  на товары (услуги) естественных монополий в 2012 - 2014 гг. Правительством Российской Федерации принято решение о переносе срока индексации цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, в том числе для населения, с 1 января на 1 июля очередного календарного года (за исключением железнодорожных перевозок).

Индексация в 2013 - 2014 гг. регулируемых оптовых цен на газ природный будет производиться ежегодно 1 июля в размере 15 процентов. В результате, в среднем за год предельный рост цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, в 2013 году в среднем составит 107,1%, а для населения 110,4 процента. В 2013 - 2014 гг. их рост для всех категорий потребителей в среднем за год не превысит 115 процентов.

Средний рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей, исключая население, предполагается в 2013 году на уровне 107-108%, в 2014 году - 109-111% ежегодно [2, c.18].

Повышение тарифов на услуги организаций коммунального  комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в 2013 году будет осуществляться в два этапа. Рост тарифов в 2013 году составит 112,4% (с 1 июля - 6%, с 1 сентября - 6 процентов).

Таким образом, максимально  возможный рост платы граждан  за коммунальные услуги в 2012 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен сложиться на уровне, не превышающем 15 % при сопоставимых условиях, то есть без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг (введения новых услуг).

Рост тарифов на железнодорожные  перевозки в регулируемом секторе  в 2013 - 2014 гг. определяется необходимостью покрытия эксплуатационных издержек ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», обеспечения безубыточного уровня деятельности компаний, объемами инвестиционных программ компаний и изменениями в системе тарифного регулирования.

В проекте федерального бюджета РФ на 2013-2014 год, внесенном в Госдуму, заложен прогноз по инфляции в 2013-м - 5,5%, в 2014-м - 5%.

Счетная палата РФ считает, что реалистичный прогноз инфляции в стране на 2013-2014 год на 0,5-1 процентный пункт выше официального.

Мировой опыт показывает, что при борьбе с инфляцией  используются основные линии антиинфляционной политики [21, с.90]:

1. Дефляционная политика (или регулирование спроса) - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы, через снижение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы т.п. Эта политика, как правило, вызывает замедление экономического роста, и даже кризисные явления.

2. Политика доходов  предполагает параллельный контроль  над ценами и заработной платой. Формами сдерживания роста цен являются: замораживание цен на определенные товары; сдерживание уровня цен в определенных пределах.

3. Политика индексации  означает индексацию потерь экономических  субъектов из-за обесценивания  денег. Правительство РФ периодически  индексирует пенсии, стипендии, пособия,  заработную плату, однако из-за  отсутствия средств это осуществляется  без необходимой увязки с ростом  цен, как по времени, так  и по величине возмещаемых  потерь. Поэтому проводимая индексация  не всегда оказывает существенное  влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования  расширения производства и роста  сбережений населения.

Классические методы борьбы с инфляцией [5, c.14]:

1. Кейнсианский подход.

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы  стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой  войны. Однако к 70-м гг. активная государственная  политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.

2. Монетаризм.

Новое экономическое  течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения. В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится.

Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики - страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

Таким образом, рассмотренные  методы борьбы с инфляцией противоречивы  по своей природе. Поэтому выбор политики зависит  от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что  монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Всемирный банк считает  предпринимаемые российским правительством антиинфляционные меры малоэффективными. Об этом говорится в ежегодном докладе банка об экономике России.

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед властями, экономисты банка называют инфляционное давление, обусловленное повышением мировых  цен на продукты питания и монетарными факторами. Меры правительства по удержанию инфляции (замораживание цен, повышение экспортных пошлин на зерно и снижение импортных на молочные продукты) способствуют ее замедлению в ближайшее время, но они ведут к искажению цен, и поэтому эффективность мер в среднесрочной перспективе ограничена.

Пути совершенствования  антиинфляционных мер в России (таблица 2.5):

Таблица 2.5

Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционных мер

 

Проблема

Пути решения

Результат

Регулирование монополии

регулирование тарифов естественных монополий

принятие закона «О торговле»

повышение инвестиционной привлекательности  отрасли фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней

Повышение инфляции

ужесточение антимонопольного законодательства

введение социальной нормы потребления  коммунальных ресурсов

введение уголовной ответственности  за сговоры, ограничивающие конкуренцию

цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам


 

- снижение ставок таможенных  пошлин;

- изменения в налоговой  политике (снижение страховых взносов  в ПФ);

- регулирование тарифов  естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

- ужесточение контроля  над ценами;

- дотирование и возмещение  расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

- создание финансового  фонда для регулирования ценовой  ситуации на продовольственном  рынке в стране (рост цен на  зерно - существенный фактор риска  повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);

- в планах принятие  закона «О торговле» (фиксирование  цен на продукты, если цены  растут более чем на 30% в течение  30 календарных дней. Закон также  позволит принимать отдельные  законы по установлению цен  или предельных наценок на  любые товары);

- ужесточение антимонопольного  законодательства (введение уголовной  ответственности за сговоры, ограничивающие  конкуренцию, так называемые картели);

- для стабилизации цен  на бензин и ГСМ предлагается  согласование планов нефтяных  компаний по ремонту НПЗ с  профильными ведомствами; сезонное  резервирование топлива; закрепление  нормы по поставкам нефтепродуктов  на внутренний рынок в лицензиях  на месторождения с запасами  от 5 млн. тонн нефти; выравнивание  пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты;

- введение социальной  нормы потребления коммунальных  ресурсов: в пределах этой нормы  цены будут зафиксированы, превышение  же нормы будет тарифицироваться  по более высоким ценам;

- перераспределение большей  части продовольственной продукции  на внутренний рынок. Предлагается  создание новой модели распределения  продовольственной продукции: а)  насыщение внутреннего рынка;  б) создание резерва на предстоящий  период; в) продажа на внешние  рынки. На момент 2011 года действовала  модель, ориентированная в основном  на внешний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В заключение можно сделать  следующие выводы:

- рассмотрены теоретические основы исследования антиинфляционной политики;

- изучены инфляционные процессы в экономике современной России;

- проведен анализ инфляции  за 2009-2012 гг.

В настоящее время  инфляция - один из  самых болезненных и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

Информация о работе Регулирование инфляционных процессов в экономике современной России