Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в России на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы: понятие, типология и структура рынка труда. 4
1.1. Понятие и сущность рынка труда. 4
1.2. Типология и структура рынка труда. 6
1.3. Особенности государственного регулирования в сфере занятости.. 10
1.4. Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……………………..12
Глава II. Анализ состояния рынка труда. 14
2.1. Нормативно-правовые положения рынка труда. 14
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие регулирование рынка труда. 15
2.3. Анализ состояния рынка труда в Российской Федерации. 20
Глава III. Проблемы и перспективы развития рынка труда в России. 27
3.1. Проблемы рынка труда в России. 27
3.2. Путь развития рынка труда в России. 30
Заключение. 32
Список использованных источников. 33
Приложения
Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:
- высокопрофессиональные
- работники, конкурирующие
- работники, занятые физическим
трудом, преимущественно в
- работники тех профессий,
- контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.
Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.
Образование международного рынка труда осуществляется двояко:
- через миграцию труда и
- путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.
Таким образом, рынок труда как
социально-экономическая
Разумеется рынок труда имеет свою специфику, особенности:
- специфика товара «труд»
- спрос на труд является
- рынок труда несовершенен по
степени симметрии информации, работники
пытаются завысить рентную
1.3. Особенности государственного
регулирования в сфере
Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
-развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защита
-обеспечение равных
-создание условий,
-поддержка трудовой и
-осуществление мероприятий,
-предупреждение массовой и
-поощрение работодателей,
-объединение усилий
-координация деятельности
-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.
В зависимости от содержания основных
направлений государственной
1) активную государственную
2) пассивную государственную поли
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.
В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда. (Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда. - М.,2005г.- с.505)
Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.
Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. (Буянов М.О. Трудовое право в вопросах и ответах. - М., 2005г. - с.41)
Государственная политика занятости
как отражение стратегии
Все страны сталкиваются с проблемой регулирования рынка труда, и каждая из них находит свои пути решения этого вопроса. Как пример можно рассмотреть США и Швецию. В 70-80-е годы в этих странах всё большее развитие получили гибкие формы использования рабочего времени. Они предоставляют трудоспособному населению возможности наиболее приемлемых форм занятости и режимов труда с учётом индивидуальных потребностей работников; помогают предпринимателям манипулировать количеством и качеством рабочей силы, применяемой на предприятиях, исходя из потребностей развития производства и сложившейся экономической ситуации. Гибкие формы занятости дают возможность: во-первых, сократить общую численность незанятого населения, предоставляя работу на условиях, приемлемых для определённых категорий населения – женщин, молодёжи, пожилых людей; во-вторых, увеличить (или сохранить при сокращении объёмов производства) число занятых, не увеличивая при этом число рабочих мест, за счёт деления рабочих мест между работниками и сокращения рабочего времени; в-третьих, расширить возможности трудоустройства для лиц, высвобожденных из производства. На уровне работника гибкие формы занятости дают возможность удовлетворять их потребности в гибкой организации труда, в совмещении работы с выполнением других социальных обязанностей или состоянием здоровья. На уровне предприятия гибкие формы занятости создают возможность манипулировать количеством применяемой рабочей силы, не создавая социальную напряжённость, как при увольнении работника. Для общества это даёт возможность снизить остроту проблемы занятости, дать наиболее уязвимым категориям населения возможность получения дохода, поддерживать уровень своей квалификации. Развитие гибких форм занятости осуществляется в двух направлениях: количественном и функциональном. Количественное развитие гибкости означает варьирование численности работников или продолжительности рабочего времени. К данной форме относятся частичная, временная занятость, использование гибких графиков рабочего времени в течение рабочего дня, недели, месяца. Функциональная гибкость означает способность к изменению содержания трудовой деятельности в соответствии с меняющимися условиями производства. Это достигается путём расширения объёма функций работника, смены профессий, овладение многопрофильными профессиями. Процесс создания гибкого рынка труда подкрепляется государственными мерами по сокращению сферы стандартных условий найма и режимов рабочего времени за счёт стимулирования более гибких форм. К таким мерам относятся: законодательное уменьшение объёма разрешаемых сверхурочных работ; сокращение продолжительности рабочей недели; увеличение оплачиваемого отпуска; снижение возраста выхода на пенсию; субсидии предприятиям, использующим новые формы занятости. Важное значение для совмещения спроса и предложения рабочей силы имеет информационная служба по трудоустройству. Они изучают спрос и предложение рабочей силы, обеспечивают составление программ занятости, являются посредником между работником, предпринимателем и органами, выплачивающими пособия по безработице. При помощи тестов проверяется степень подготовки рабочих к работе и их пригодность к выполнению тех или иных функций с учётом способностей. На Министерство труда США и Национальный комитет по вопросам рынка труда в Швеции возложена обязанность определять потребность экономики в квалифицированных кадрах, прогнозировать спрос, ежегодно публиковать информацию о спросе и предложении рабочей силы в стране. Швеция поддерживается государственного подхода в решении проблем занятости. США ориентируется на более широкий круг организаций по трудоустройству. В частности, наряду с государственными организациями по оказанию помощи в найме рабочей силы имеются частные фирмы. Они выполняют посреднические функции и готовят кадры для предложения рабочих по временному контракту различным компаниям. Практика регулирования рынка труда в США и Швеции свидетельствует, что при определённом единстве подходов к решению проблем занятости, существуют различия и прежде всего в степени допустимого уровня вмешательства государства, а также конкретных форм реализации концепции гибкого рынка труда. Она свидетельствует о том, что не может быть общих для всех стран рецептов решения проблем рынка труда.
Как и любая другая сфера, рынок
труда требует правого регулирования,
которое закреплено в соответствующих
этому вопросу нормативно-правовых актах.
В РФ основным законодательным актом в
этой сфере является ТК РФ. Трудовой кодекс
был принят 30.12.2001 г. и введен в действие
с 01.02.2002 г. Он состоит из 6 частей. В 1 части
закреплены основные начала трудового
законодательства, трудовые отношения,
стороны трудовых отношений. Вторая часть
содержит нормы о социальном партнерстве,
в третьей части – трудовой договор, заключение
трудового договора, изменение, прекращение
трудового договора, защита персональных
данных работников, режим рабочего времени,
время отдыха, заработная плата, гарантии
и компенсации, в четвертой части закреплены
особенности регулирования труда отдельных
работников, в пятой части – защита трудовых
прав работников и шестая – заключительные
положения. Данный ТК впервые легально
закрепил принципы трудового права, основной
упор сделал в регулировании труда на
коллективные переговоры и социально-партнерские
отношения. В кодексе существуют и недостатки,
например, сокращение ряда прав профсоюзного
органа организации по участию в правоприменении
работодателем трудового законодательства,
превратив этот орган из органа согласительного
характера при увольнении и принятии локальных
актов в совещательный, т.е. лишь с запросом
работодателем мнения профсоюзного органа,
которое он может и не учитывать. Новый
кодекс позволяет при поступлении на работу
сторонам трудового договора договариваться
о любых условиях труда, лишь бы они не
ухудшали положение работника по сравнению
с действующим законодательством.
Информация о работе Регулирование рынка труда в народном хозяйстве