Регулирование рынка труда в народном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в России на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.

Содержание работы

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы: понятие, типология и структура рынка труда. 4
1.1. Понятие и сущность рынка труда. 4
1.2. Типология и структура рынка труда. 6
1.3. Особенности государственного регулирования в сфере занятости.. 10
1.4. Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……………………..12
Глава II. Анализ состояния рынка труда. 14
2.1. Нормативно-правовые положения рынка труда. 14
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие регулирование рынка труда. 15
2.3. Анализ состояния рынка труда в Российской Федерации. 20
Глава III. Проблемы и перспективы развития рынка труда в России. 27
3.1. Проблемы рынка труда в России. 27
3.2. Путь развития рынка труда в России. 30
Заключение. 32
Список использованных источников. 33
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовик 1.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Рис.  4. Динамика численности безработных, млн. чел.

Безработица по полу и месту проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.  Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.          Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).        Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское 
население

Тыс.человек

         

Февраль 2008г.

5308

2791

2518

3269

2040

Ноябрь 2008г.

5289

2901

2388

3307

1982

Февраль 2009г.

7107

3953

3154

4702

2405

В процентах

         

Февраль 2008г.

100

52,6

47,4

61,6

38,4

Ноябрь 2008г.

100

54,8

45,2

62,5

37,5

Февраль 2009г.

100

55,6

44,4

66,2

33,8

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

         

Февраль 2008г.

7,1

7,3

6,9

5,8

11,0

Ноябрь 2008г.

7,0

7,5

6,4

5,8

10,5

Февраль 2009г.

9,5

10,4

8,6

8,4

12,9


 

 Рис.  5. Численность безработных и уровень безработицы по полу и месту проживания.

Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта.  Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.  Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.    

Рис.  6. Состав безработных по продолжительности поиска работы (в % от общей численности безработных).

Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.            В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.

 

 

 

 

 

Безработные

Имеют 
опыт 
работы

Из них оставили 
прежнее место работы в связи с

Не имеют  опыта 
работы 

высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией  организации, собственного дела

увольнением по собственному желанию

Тыс.человек

Февраль 2008г.

5308

3788

1044

1115

1520

Ноябрь 2008г.

5289

3862

1079

1185

1427

Февраль 2009г.

7107

5453

2092

1566

1654

В процентах

Февраль 2008г.

100

71,4

19,7

21,0

28,6

Ноябрь 2008г.

100

73,0

20,4

22,4

27,0

Февраль 2009г.

100

76,7

38,4

28,7

23,3


 

Рис.  7. Структура безработных по наличию опыта работы и обстоятельствам незанятости.

 

 

ГЛАВА III.  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

3.1. Проблемы рынка труда в  России

 

Отечественный рынок труда в  значительной степени разбалансирован. Причем это относится ко всем его  срезам - региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою ”разветвленность”, не образует целостной системы.    Следует выделить главные проблемы:        Во-первых, неблагоприятная демографическая ситуация. Предыдущее десятилетие отмечено повышением предложения рабочей силы. Выход на пенсию относительно малочисленного контингента ”детей войны” и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, иммиграция из ближнего зарубежья обусловили количественное увеличение трудоспособного населения. 2005 г. стал последним годом роста численности населения трудоспособного возраста. С 2006 г. началось абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста.    В предыдущие годы существенным фактором увеличения численности населения являлась миграция. Однако в настоящее время она существенно сократилась и составляет только 0,1%.            Снижение иммиграции и вступление в трудоспособный возраст поколения 90-х, которое характеризуется низкой рождаемостью, предопределяет количественное сокращение трудоспособного населения и его качественное ухудшение, связанное с началом старения экономически активной части населения.         Во-вторых, низкое качество национальной рабочей силы. Качественная структура российской рабочей силы в целом уступает западной. Включение России в мирохозяйственные процессы сделало очевидными низкую культуру отечественного труда, недостаточную профессиональную подготовку (которая адекватна преобладающему в стране технологически устаревшему производству), разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда. Крайне негативно на качестве рабочей силы сказалось разрушение системы начального профессионального образования (школа, ПТУ) и внутрифирменной переподготовки. Ярко выраженная тенденция увеличения количества лиц с высшим профессиональным образованием не связана с экономическим ростом на основе технологической модернизации. То, что более половины выпускников вузов работают не по специальности, свидетельствует о несоответствии предложения спросу на квалифицированные кадры. Профессиональный уровень значительной части российских работников не отвечает международным стандартам, что делает их неконкурентоспособными на глобальном рынке труда. Отсутствие прогнозов потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий (квалификации) и программ подготовки необходимых экономике специалистов уже сегодня порождает дефицит кадров на локальных рынках труда (судя по всему, он будет расти).   В-третьих, слабая мобильность рабочей силы. Учитывая масштабы территории, она порождает существенные региональные различия - избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку в других. В ряде субъектов РФ (Республика Марий Эл, Дагестан, Чувашия, Адыгея, Мордовия, Псковская, Ярославская, Ивановская области) возможности трудоустройства на фоне высокой безработицы крайне ограничены - на одно вакантное место претендуют несколько десятков человек. Такое положение обусловлено различными причинами, но в первую очередь моноспециализацией регионов, зависимостью от нескольких крупных предприятий, переживающих трудности в условиях кризиса.    Ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с отсутствием доступного рынка жилья и большим количеством поселений с градообразующими предприятиями, военных городков, закрытых административно-территориальных образований (в таких населенных пунктах в настоящее время проживает свыше 24 млн. человек), приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов, высокому уровню неэффективной занятости, усилению напряженности на региональных рынках труда, росту общей и регистрируемой безработицы, увеличению нелегальной миграции (по официальным данным - 1,5 млн. человек, по экспертным оценкам - более 4 млн.).      В-четвертых, неэффективная занятость населения. Показателем неэффективной занятости является неполная занятость (работающие в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации или находившиеся в вынужденных отпусках). Одним из факторов сохранения уровня занятости при серьезном спаде производства является ”эластичность заработной платы”, что характерно для российского рынка труда.   Прямым следствием неэффективной занятости является низкая производительность труда (которая в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в экономически развитых странах), скрытая безработица и фактическое снижение численности работающего населения. Неэффективная занятость самым непосредственным образом влияет на снижение оплаты труда.             В-пятых, существование значительного неформального сектора экономики. Речь идет о так называемых челноках, лицах, занятых мелкорозничной торговлей, сотрудниках незарегистрированных охранных структур, людях, вовлеченных в нелегальный бизнес (проституция и т.д.). Кроме того, существует немало видов деятельности (консультативные услуги, репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и садовых домиков и т.п.), которые нередко осуществляются без какой-либо регистрации и уплаты налогов.   В-шестых, незначительная долей занятых в малом бизнесе. Мировой опыт свидетельствует, что именно он является главным резервом создания новых рабочих мест и важным источником повышения жизненного уровня населения. В нашей стране только 11% ВВП производится предприятиями малого бизнеса (на Западе этот показатель - не менее 60%).               В-седьмых, ситуация в сельской местности. Сравнительно более высокие темпы роста численности трудоспособного населения, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика труда и условий жизни формируют ряд особенностей сельской занятости. Наряду с относительно более высокой смертностью и ростом заболеваемости на селе миграция молодежи из деревень (около 5% выбывшего сельского населения) обостряет проблему восполнения трудовых ресурсов.    

Эффективно функционирующий рынок  рабочей силы требует соблюдения ряда условий, в частности: продолжения  приватизации и равенства форм собственности; реальной, а не формальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы; создания рынка жилья; организации эффективной системы содействия найму, переквалификации и материальной помощи безработным.       В условиях, когда экономика не создает новых рабочих мест, мобильность рабочей силы отражает существенную ”хаотичность” рынка труда. Рабочая сила не переходит с менее производительных рабочих мест на более производительные. Наличие крупных нереструктуризированных производственных предприятий продолжает сдерживать рост новых небольших и средних предприятий, препятствует созданию рабочих мест.    По большому счету, применение к России термина ”гибкий рынок труда” неправомерно. Отечественный рынок труда качественно не соответствует параметрам рынков труда развитых стран, отличающихся высокой эффективностью распределения ресурсов в целях их оптимального использования. Эластичность заработной платы в нашей стране является отражением падения доходов от заработной платы и снижения возможностей для производительной занятости в реальном секторе, а также расширения системы неформальной самостоятельной занятости. Современное положение на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста.           Система социальной защиты, существующая в ограниченных масштабах, направлена либо на стимулирование увольнений и уменьшение страха перед безработицей, либо на защиту работников от увольнений в долгосрочной перспективе. В основном она ограничивается мерами в области самозанятости в сельском хозяйстве и торговле, т.е. охватывает те виды деятельности, которые помогают населению справиться с проблемами низкой заработной платы, неплатежей или безработицы.

3.2. Путь развития рынка труда  в России.

 

Россию необходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.   

С точки зрения развития рынка труда  особое значение имеют три сегмента этой политики:           

- формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;

- регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);

- система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством).   Каковы пути повышения эффективности отечественного рынка труда? Помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это прежде всего более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.     Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы.

 Она должна включать как минимум пять основных подпрограмм:     - стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;

- создание общественных работ для безработных;

- содействие найму;

- социальная поддержка безработных;

- регулирование международной миграции кадров.

При этом важно, чтобы государственное  вмешательство осуществлялось в  основном с помощью экономических  и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги сделанным в данной работе исследованиям, хотелось бы еще раз  подчеркнуть то, что проблема рынка труда является очень важной и сложной в связи с его специфичностью.              Проблемы, которые существуют на данном этапе развития нашей страны вполне решаемы, если над ними осуществляется контроль и ведется работа по усовершенствованию рынка труда. Этому должен способствовать государственный сектор, ведь несмотря на теорию классиков о саморегулировании рынка, в период кризиса становится более актуальна концепция  Кейнса, который считал государственное вмешательство неотъемлемой частью функционирования «здоровой» экономики.        Также следует учитывать специфику становления и развития экономики России. Конечно, опыт зарубежных стран подсказывает некоторые варианты развития рынка труда, но при этом не стоит забывать о том, что все проблемы в стране нужно решать с учетом национальных особенностей.          Не стоит забывать и том, что должно осуществлять проведение мер по регулированию в расчете не только на ближайшее время, но и на дальнейшие перспективы, ведь без взгляда в будущее проведение каких-либо преобразований бессмысленно.     В качестве дополнения к вышесказанному, следует отметить тот факт, что проведение всех мероприятий должно осуществляться комплексно, так как улучшение отдельных частей не способствует стабилизации состояния в целом.   

Информация о работе Регулирование рынка труда в народном хозяйстве