Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о рынке труда, обращение внимания на опыт других стран в данной проблеме, анализ нормативно-правовой базы, а также органов государственной власти, ответственных за эту сферу, анализ состояния рынка труда в России на данный период, рассмотрение существующих проблем, на основе которых базируются выводы о путях и перспективах развития нашей страны в данном вопросе.
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы: понятие, типология и структура рынка труда. 4
1.1. Понятие и сущность рынка труда. 4
1.2. Типология и структура рынка труда. 6
1.3. Особенности государственного регулирования в сфере занятости.. 10
1.4. Зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда……………………..12
Глава II. Анализ состояния рынка труда. 14
2.1. Нормативно-правовые положения рынка труда. 14
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие регулирование рынка труда. 15
2.3. Анализ состояния рынка труда в Российской Федерации. 20
Глава III. Проблемы и перспективы развития рынка труда в России. 27
3.1. Проблемы рынка труда в России. 27
3.2. Путь развития рынка труда в России. 30
Заключение. 32
Список использованных источников. 33
Приложения
Рис. 4. Динамика численности безработных, млн. чел.
Безработица по полу и месту проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%. Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта). Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения - 2,2 раза.
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Городское население |
Сельское | |
Тыс.человек |
|||||
Февраль 2008г. |
5308 |
2791 |
2518 |
3269 |
2040 |
Ноябрь 2008г. |
5289 |
2901 |
2388 |
3307 |
1982 |
Февраль 2009г. |
7107 |
3953 |
3154 |
4702 |
2405 |
В процентах |
|||||
Февраль 2008г. |
100 |
52,6 |
47,4 |
61,6 |
38,4 |
Ноябрь 2008г. |
100 |
54,8 |
45,2 |
62,5 |
37,5 |
Февраль 2009г. |
100 |
55,6 |
44,4 |
66,2 |
33,8 |
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения) |
|||||
Февраль 2008г. |
7,1 |
7,3 |
6,9 |
5,8 |
11,0 |
Ноябрь 2008г. |
7,0 |
7,5 |
6,4 |
5,8 |
10,5 |
Февраль 2009г. |
9,5 |
10,4 |
8,6 |
8,4 |
12,9 |
Рис. 5. Численность безработных и уровень безработицы по полу и месту проживания.
Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов. Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.
Рис. 6. Состав безработных по продолжительности поиска работы (в % от общей численности безработных).
Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта. В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.
Безработные |
Имеют |
Из них оставили |
Не имеют
опыта | ||
высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела |
увольнением по собственному желанию | ||||
Тыс.человек | |||||
Февраль 2008г. |
5308 |
3788 |
1044 |
1115 |
1520 |
Ноябрь 2008г. |
5289 |
3862 |
1079 |
1185 |
1427 |
Февраль 2009г. |
7107 |
5453 |
2092 |
1566 |
1654 |
В процентах | |||||
Февраль 2008г. |
100 |
71,4 |
19,7 |
21,0 |
28,6 |
Ноябрь 2008г. |
100 |
73,0 |
20,4 |
22,4 |
27,0 |
Февраль 2009г. |
100 |
76,7 |
38,4 |
28,7 |
23,3 |
Рис. 7. Структура безработных по наличию опыта работы и обстоятельствам незанятости.
Отечественный рынок труда в
значительной степени разбалансирован.
Причем это относится ко всем его
срезам - региональному, профессиональному,
квалификационному, отраслевому, демографическому.
Причины коренятся в несовершенстве законодательства,
которое, несмотря на свою ”разветвленность”,
не образует целостной системы. Следует
выделить главные проблемы: Во-первых, неблагоприятная демографическая
ситуация. Предыдущее десятилетие
отмечено повышением предложения рабочей
силы. Выход на пенсию относительно малочисленного
контингента ”детей войны” и вхождение
в трудоспособный возраст среднего по
численности поколения, родившегося в
80-е годы, иммиграция из ближнего зарубежья
обусловили количественное увеличение
трудоспособного населения. 2005 г. стал
последним годом роста численности населения
трудоспособного возраста. С 2006 г. началось
абсолютное сокращение численности населения
трудоспособного возраста. В предыдущие
годы существенным фактором увеличения
численности населения являлась миграция.
Однако в настоящее время она существенно
сократилась и составляет только 0,1%. Снижение
иммиграции и вступление в трудоспособный
возраст поколения 90-х, которое характеризуется
низкой рождаемостью, предопределяет
количественное сокращение трудоспособного
населения и его качественное ухудшение,
связанное с началом старения экономически
активной части населения. Во-вторых, низкое качество национальной
рабочей силы. Качественная структура
российской рабочей силы в целом уступает
западной. Включение России в мирохозяйственные
процессы сделало очевидными низкую культуру
отечественного труда, недостаточную
профессиональную подготовку (которая
адекватна преобладающему в стране технологически
устаревшему производству), разрыв между
профессиональным образованием, прежде
всего высшим, и требованиями рынка труда.
Крайне негативно на качестве рабочей
силы сказалось разрушение системы начального
профессионального образования (школа,
ПТУ) и внутрифирменной переподготовки.
Ярко выраженная тенденция увеличения
количества лиц с высшим профессиональным
образованием не связана с экономическим
ростом на основе технологической модернизации.
То, что более половины выпускников вузов
работают не по специальности, свидетельствует
о несоответствии предложения спросу
на квалифицированные кадры. Профессиональный
уровень значительной части российских
работников не отвечает международным
стандартам, что делает их неконкурентоспособными
на глобальном рынке труда. Отсутствие
прогнозов потребностей рынка труда в
специалистах определенных профессий
(квалификации) и программ подготовки
необходимых экономике специалистов уже
сегодня порождает дефицит кадров на локальных
рынках труда (судя по всему, он будет расти).
В-третьих, слабая мобильность рабочей
силы. Учитывая масштабы территории,
она порождает существенные региональные
различия - избыток рабочей силы в одних
регионах и нехватку в других. В ряде субъектов
РФ (Республика Марий Эл, Дагестан, Чувашия,
Адыгея, Мордовия, Псковская, Ярославская,
Ивановская области) возможности трудоустройства
на фоне высокой безработицы крайне ограничены
- на одно вакантное место претендуют несколько
десятков человек. Такое положение обусловлено
различными причинами, но в первую очередь
моноспециализацией регионов, зависимостью
от нескольких крупных предприятий, переживающих
трудности в условиях кризиса. Ограниченность
внутренней мобильности рабочей силы,
связанная с отсутствием доступного рынка
жилья и большим количеством поселений
с градообразующими предприятиями, военных
городков, закрытых административно-
Эффективно функционирующий
Россию необходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.
С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:
- формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
- регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
- система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством). Каковы пути повышения эффективности отечественного рынка труда? Помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это прежде всего более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы.
Она должна включать как минимум пять основных подпрограмм: - стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
- создание общественных работ для безработных;
- содействие найму;
- социальная поддержка безработных;
- регулирование международной миграции кадров.
При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.
Информация о работе Регулирование рынка труда в народном хозяйстве