Регулирование технических барьеров в торговле РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение технических барьеров в системе международной торговли, и определение роли международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
В работе поставлены следующие задачи:
• Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
• Определить степень соответствия российских стандартов международным.
• Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.
• Выделить принципы регулирования технических барьеров в торговле РФ на современном этапе.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Нетарифные ограничения в международной торговле 4
1.1 Понятие и сущность технических барьеров 4
1.2 Стандартизация: цели, принципы и задачи 9
1.3 Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО 12
Глава 2. Регулирование технических барьеров в торговле РФ 17
на современном этапе 17
2.1 Принципы технического регулирования 17
2.2 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике РФ 20
2.3 Пути совершенствования стандартизации и сертификации в РФ 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Технические барьеры курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

В России действует более 20 тыс. стандартов, из них 4 тыс. международных, что создает условия, способствующие устранению технических барьеры в торговле в соответствии с нормами и правилами ВТО. Однако, сложившаяся в России система стандартизации по ряду положений не согласуется с межправительственными соглашениями, и не полностью соответствует требованиям ВТО. Несовершенство законодательной базы, особенно при увеличении объемов импорта, ухудшает положение в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг. В России установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

- государственные стандарты (ГОСТ);

- отраслевые стандарты (ОСТ);

- стандарты предприятий (СТП);

- стандарты общественных объединений (СТО);

- технические условия (ТУ);

- международные стандарты (ИСО/МЭК)

- национальные стандарты

- региональные стандарты;

Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Ростехрегулирование). Он определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартизации. Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России.

Для России особое значение имеет опыт взаимодействия национальных и международных стандартов, накопленный в ЕС.

Общие технические требования в ЕС установлены, как правило, лишь на продукцию, с которой связана повышенная опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды. Однако даже в отношении такой продукции нередко достаточно декларации самого изготовителя о соответствии. Так, в системе ЕС производитель может выбрать метод обеспечения соответствия требованиям, как одну из альтернатив. В российской же системе контроль осуществляется в основном путем сертификации продукции на стадии «внедрения» на рынок и не применяются ограничения, связанные с характеристиками продукции.

В ЕС публикуются проекты стандартов, и процесс их принятия длится год - два. После принятия директивы, как правило, требуется еще 1 - 2 года для вступления ее в силу. Таким образом, изготовители и импортеры располагают достаточным временем для адаптации к новым требованиям. В России проекты нормативных актов публикуются не всегда, и они вступают в силу в течение 6 - 12 месяцев с момента утверждения.

Таким образом, в последние десятилетия международные стандарты начинают играть ключевую роль в присутствии национальных предприятий на мировом рынке, то есть международная стандартизация становится аспектом государственной политики и стратегии фирм.  А сертификация выступает, как один из факторов повышения конкурентоспособности как предприятия, так и экономики в целом.

 

1.3 Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО

 

Одним из условий повышения конкурентоспособности продукции и реализации товаров на мировом рынке является их соответствие требованиям международных норм, правил и законов, действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием сертификации является система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций и других документов, действующих на мировом рынке или в стране - импортере данной продукции. Таким образом, одним из важнейших путей повышения качества продукции на предприятиях является стандартизация и сертификация. Сертификация, в свою очередь, относится к числу наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом5.

Экономические преимущества сертифицированной продукции:

  • если предприятие обладает сертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающей среды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями как свидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции;
  • если предприятие имеет сертификат на продукцию и (или) систему качества, то это во многих случаях может рассматриваться как необходимое условие заключение сделки и подписания контракта с иностранными партнерами, для которых наличие такого сертификата у партнера является нормой;
  • если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражаться на контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышения уровня цены);
  • если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, то это создает относительно более благоприятные условия для страхования, получения различных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховым компаниям и банкам6.

В настоящее время в перечни обязательно сертифицируемой продукции в развитых странах входят несколько сот изделий. Так, в США номенклатура сертифицируемой продукции включает сельскохозяйственную и пищевую, товары широкого потребления, строительные конструкции, средства связи, медицинские препараты и технику, горнодобывающее, буровое и промышленное оборудование, транспортные средства, продукцию, изготовляемую по государственным заказам. На эти виды продукции разработаны государственные программы сертификации, являющиеся обязательными. В странах ЕС также имеются перечни обязательно сертифицируемой продукции, причем процесс сертификации проводится органами, аккредитованными на базе европейских норм (для определенных видов продукции).

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

  • обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
  • облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
  • уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;
  • предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
  • способствует повышению организационно-технического уровня производства.

Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Очевидно, что этот шаг позволил нашей стране достигнуть определенных целей и послужил новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Однако, от России потребовалось проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО, в числе которых сертификация производимой продукции.

О практическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системы государственных, международных стандартов, технических регламентов можно судить по уже существующему в этой области мировому опыту. До 80% мировой торговли (на сумму около 4 трлн. долл. США в год) осуществляется на основе международных (и соответствующих им национальных) стандартов и технических регламентов.

Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за различий систем национальной сертификации, обусловили создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции.

Национальная сертификация, в частности, в России, во многих случаях (по многим товарам) превратилась в серьезное препятствие для выхода этих товаров на мировые рынки.

При низком международном рейтинге конкурентоспособности российской экономики возникла настоятельная потребность в реформировании существующей у нас системы стандартизации и сертификации, основы которой сложились еще в советское время в условиях неразвитых рыночных отношений. Реформа системы стандартизации и сертификации в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность произведенного товара с государства, государственных ведомств на производителя и продавца.

С этой целью предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. Соответственно вместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, когда данный контроль становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров7. Сертификатом производителя становится декларация.

Декларирование - специальная форма подтверждения соответствия, при которой производитель подтверждает, что его продукция безопасна и качественна. Оно особенно активно используется при производстве товаров массового спроса в основном известных брендов.

В 2010 году - в год завершения реформы, 60% продукции, поступившей на внутренний рынок, задекларированы, 30% выпущено без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% сертифицированы.

Таким образом, система государственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально.

Вплоть до недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1 млрд. долл. в год. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано, несмотря на то, что более 90% ее имеет сертификат соответствия. К тому же приобрести сертификат неофициально менее затратно, чем при официальном его оформлении в органах сертификации.

Существующие меры государственного контроля за безопасностью продукции на российском рынке сводились лишь к контролю за наличием и содержанием копий разрешительных документов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарных сертификатов, решений о ввозе продукции. Подобный формальный подход наряду с высокозатратными процедурами получения разрешительной документации создавал предпосылки для возникновения коррупционных отношений между представителями торговых организаций и контролирующих органов. А испытательные лаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб, причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию.

Теперь эту сложную, неэффективную и затратную систему поэтапно заменяет система технических регламентов, содержащая перечисленный в законе минимум обязательных требований к продукции (который не может быть произвольно увеличен - существует «закрытый список» требований) в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящих потребителей в заблуждение.

Прежние законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи нормативов, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов.

Госстандарт и Еврокомиссия договорились согласовать 7 проектов общих технических регламентов, совместимых с директивами ЕС. Эти регламенты касаются безопасности оборудования, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и установок, противопожарной безопасности, безопасности окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, планируется согласовать, проекты специальных технических регламентов - по безопасности низковольтного оборудования, электробезопасности во взрывоопасных средах, тары и упаковки, а также игрушек8.

Однако, дальнейшее движение в этом направлении может принести ожидаемые результаты только при условии достаточной эффективности предусматриваемых организационных и структурных изменений в экономике и экономических реформ, одной из которых и является реформа системы государственной стандартизации и сертификации.

Глава 2. Регулирование технических барьеров в торговле РФ

на современном  этапе

2.1 Принципы технического регулирования

 

Через деятельность государства в области стандартизации, и оценки соответствия проявляется его регулирующая роль на рынке. Под регулированием понимается действия государства, с помощью установленных норм и правил, организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов.

На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:

  • обязательных требований к качеству продукции, устанавливаемых в техническом законодательстве;
  • рекомендуемых требований стандартов к качеству продукции;
  • подтверждения соответствия обязательным и рекомендуемым требованиям к качеству продукции и системам качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Перечисленные выше документы - техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствии - являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование - это правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия. Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры, и, прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные).

Информация о работе Регулирование технических барьеров в торговле РФ на современном этапе