Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель данной работы – изучение технических барьеров в системе международной торговли, и определение роли международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
В работе поставлены следующие задачи:
• Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
• Определить степень соответствия российских стандартов международным.
• Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.
• Выделить принципы регулирования технических барьеров в торговле РФ на современном этапе.
Введение 2
Глава 1. Нетарифные ограничения в международной торговле 4
1.1 Понятие и сущность технических барьеров 4
1.2 Стандартизация: цели, принципы и задачи 9
1.3 Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО 12
Глава 2. Регулирование технических барьеров в торговле РФ 17
на современном этапе 17
2.1 Принципы технического регулирования 17
2.2 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике РФ 20
2.3 Пути совершенствования стандартизации и сертификации в РФ 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В России действует более 20 тыс. стандартов, из них 4 тыс. международных, что создает условия, способствующие устранению технических барьеры в торговле в соответствии с нормами и правилами ВТО. Однако, сложившаяся в России система стандартизации по ряду положений не согласуется с межправительственными соглашениями, и не полностью соответствует требованиям ВТО. Несовершенство законодательной базы, особенно при увеличении объемов импорта, ухудшает положение в области обеспечения безопасности и качества товаров и услуг. В России установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:
- государственные стандарты (ГОС
- отраслевые стандарты (ОСТ);
- стандарты предприятий (СТП);
- стандарты общественных объедин
- технические условия (ТУ);
- международные стандарты (ИСО/М
- национальные стандарты
- региональные стандарты;
Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Россий
Для России особое значение имеет опыт взаимодействия национальных и международных стандартов, накопленный в ЕС.
Общие технические требования в ЕС установлены, как правило, лишь на продукцию, с которой связана повышенная опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды. Однако даже в отношении такой продукции нередко достаточно декларации самого изготовителя о соответствии. Так, в системе ЕС производитель может выбрать метод обеспечения соответствия требованиям, как одну из альтернатив. В российской же системе контроль осуществляется в основном путем сертификации продукции на стадии «внедрения» на рынок и не применяются ограничения, связанные с характеристиками продукции.
В ЕС публикуются проекты стандартов, и процесс их принятия длится год - два. После принятия директивы, как правило, требуется еще 1 - 2 года для вступления ее в силу. Таким образом, изготовители и импортеры располагают достаточным временем для адаптации к новым требованиям. В России проекты нормативных актов публикуются не всегда, и они вступают в силу в течение 6 - 12 месяцев с момента утверждения.
Таким образом, в последние десятилетия междун
1.3 Сертификация как фактор повыше
Одним из условий повышения конкурентосп
Экономические преимущества сертифицированной продукции:
В настоящее время в перечни обяз
Применение предприятиями в Рос
Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Очевидно, что этот шаг позволил нашей стране достигнуть определенных целей и послужил новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Однако, от России потребовалось проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО, в числе которых сертификация производимой продукции.
О практическом значении для национальной и мировой экономики эффективно
Технические барьеры, возникающие в международной то
Национальная сертификация, в частности, в России, во многих случаях (по многим товарам) превратилась в серьезное препятствие для выхода этих товаров на мировые рынки.
При низком международном рейтинге конкурентоспособности российск
С этой целью предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. Соответственно вместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, когда данный контроль становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров7. Сертификатом производителя становится декларация.
Декларирование - специальная форма подтверждени
В 2010 году - в год завершения реформы, 60% продукции, поступившей на внутренний рынок, задекларированы, 30% выпущено без обязательного соответствия требованиям государственной се
Таким образом, система государственной сертиф
Вплоть до недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1 млрд. долл. в год. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано, несмотря на то, что более 90% ее имеет сертификат соответствия. К тому же приобрести сертификат неофициально менее затратно, чем при официальном его оформлении в органах сертификации.
Существующие меры государственного контроля за безопасностью продукции на российском рынке сводились лишь к контролю за наличием и содержанием копий разрешительных документов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарных сертификатов, решений о ввозе продукции. Подобный формальный подход наряду с высокозатратными процедурами получения разрешительной документации создавал предпосылки для возникновения коррупционных отношений между представителями торговых организаций и контролирующих органов. А испытательные лаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб, причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию.
Теперь эту сложную, неэффективную и затратную сист
Прежние законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи нормативов, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов.
Госстандарт и Еврокомиссия договорились согласовать 7 проектов общих технических регламентов, совместимых с директивами ЕС. Эти регламенты касаются безопасности оборудования, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и установок, противопожарной безопасности, безопасности окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, планируется согласовать, проекты специальных технических регламентов - по безопасности низковольтного оборудования, электробезопасности во взрывоопасных средах, тары и упаковки, а также игрушек8.
Однако, дальнейшее движение в этом направлении может принести ожидаемые результаты только при условии достаточной эффект
Глава 2. Регулирование технических барь
на современном этапе
2.1 Принципы технического регулиро
Через деятельность государства в области стандарт
На современном этапе изготовит
Перечисленные выше документы - техническое законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствии - являются результатом деятельности, именуемой техническим регулированием. Иначе говоря, техническое регулирование - это правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия. Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем пути различного рода барьеры, и, прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные).
Информация о работе Регулирование технических барьеров в торговле РФ на современном этапе