Регулирование технических барьеров в торговле РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение технических барьеров в системе международной торговли, и определение роли международной сертификации и стандартизации в решении проблем создания конкурентоспособной экономики.
В работе поставлены следующие задачи:
• Охарактеризовать развитие стандартизации и сертификации в современном мире.
• Определить степень соответствия российских стандартов международным.
• Обосновать направления совершенствования стандартизации и сертификации в РФ.
• Выделить принципы регулирования технических барьеров в торговле РФ на современном этапе.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Нетарифные ограничения в международной торговле 4
1.1 Понятие и сущность технических барьеров 4
1.2 Стандартизация: цели, принципы и задачи 9
1.3 Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО 12
Глава 2. Регулирование технических барьеров в торговле РФ 17
на современном этапе 17
2.1 Принципы технического регулирования 17
2.2 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике РФ 20
2.3 Пути совершенствования стандартизации и сертификации в РФ 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Технические барьеры курсовая.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», т.к. в продуктах был обнаружен сульфонамид - вещество, потенциально способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина заключалась в различии требований международных и национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом более жесткие, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен. Это пример естественного технического барьера9.

 Существование и значимость барьеров определяется политикой государств, в частности устанавливаемой ими системой технического регулирования. Действующий в России Федеральный закон «О техническом регулировании» сыграет решающую роль в реализации нашей страной Соглашения по техническим барьерам в торговле. По мнению специалистов, техническое регулирование позволит обеспечить значительно больший прирост ВВП, чем все тарифное регулирование. Закон «О техническом регулировании», вступил в силу 1 июля 2003 г.

Закон «О техническом регулировании» предполагает реформу технического регулирования в части технического законодательства, стандартизации и оценки соответствия. По мнению специалистов, реформа не только назрела, а явно перезрела. Страна вошла в рынок, но система технического регулирования осталась по инструментарию советской, а по смыслу «заточенной» на окологосударственную коммерцию. С такой системой мы обречены на вечное отставание, на провалы в мировой конкуренции, на инвестиционный голод потерянные проценты ВВП. Цена вопроса - темпы роста и место России на мировом рынке.

Из доклада заместителя Министра промышленности и торговли РФ Владимира Саламатова: «Реформа технического регулирования является необходимым условием конкурентоспособности российской экономики.

Безопасность продукции – это один из важнейших элементов конкурентоспособности продукции, без наличия которого, продукт вообще не может быть выпущен в обращении на территории Российской Федерации. Государству необходимо создать условия и стимулы для активизации отечественных производителей для постоянного повышения качества и конкурентоспособности российской продукции. Создание таких условий невозможно без эффективной системы технического регулирования в Российской Федерации, которая обеспечивает многовариантность выбора технических решений, не создавая при этом необоснованных ограничений и не оказывая на бизнес излишнее административное давление.

Эффективная система технического регулирования предполагает:

Во-первых, установление ясных, однозначных и выполнимых обязательных требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность.

Во-вторых, снижение административных барьеров, связанных с проведением оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности.

Одной из важных задач технического регулирования является поиск сбалансированного подхода между установлением обязательных требований для обеспечения безопасности продукции и при этом создание условий для повышения качества и конкурентоспособности. Существующая законодательная база в области технического регулирования, основанная на Федеральном законе «О техническом регулировании», на сегодняшний день позволяет в полной мере проводить необходимый комплекс мер по реализации реформы технического регулирования.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проблемы стандартизации и сертификации в экономике РФ

 

Стремление к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной стороны, она защищает потребителя от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий иностранного производства, так как требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.

Различия в национальных стандартах и других нормативных документах, а также процедурах проведения сертификации превращают их в так называемые технические барьеры международной торговли. В то же время, сертификация стала необходимым условием экспорта продукции, хотя и требует больших затрат времени и средств на ее осуществление.

Например, для проведения сертификационных испытаний самолета ЯК-40 в Англии, а это было необходимым условием его эксплуатации, Авиарегистру Великобритании были переданы более 300 различных отчетов и документов, стоимость самих испытаний составила 3 млн.долл.США, а процедура переговоров и испытаний составила 5 лет10.

Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами. Это создавало некоторые трудности.

Формирование высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономики предполагает создание гибкого и надежного механизма защиты прав потребителей и поддержки отечественных товаропроизводителей. При этом необходимо решить несколько принципиальных задач:

  • добиться коренного повышения качества и безопасности продукции и услуг;
  • успешно осуществлять интеграцию отечественной экономики в мировую систему;
  • добиться улучшения условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз;
  • принимая условия ВТО нужно не допустить ущемления интересов российских производителей товаров и услуг;
  • разработать гибкую систему безопасности российского потребителя продукции и услуг при усилении ответственности производителей и поставщиков за некачественную продукцию;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках.

На решение этих задач и нацелено подтверждение соответствия продукции или услуг(обязательное – в виде декларации о соответствии или обязательной сертификации, или добровольное – в виде добровольной сертификации).

Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое по требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. Объектом обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирование соответствия) может быть только продукция, выпускаемая в России. Формы и схемы подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов третьей стороной (не зависящей ни от изготовителя или поставщика, ни от потребителя продукции).

Если в общем законе «О технических регламентах» имеется не так много белых пятен, то в части технического регулирования различных отраслей в разрабатываемом законе остается немало вопросов, ответов на которые сегодня в документе нет. Например, в нем очень подробно разработана глава, касающаяся токсикологических, микробиологических, клинико-лабораторных показателей безопасности парфюмерно-косметической продукции. Но при этом в законе не говорится об экологической безопасности, в то время когда этот вопрос требует подробнейшей и тщательной разработки. В законопроекте также нет упоминания ни о надзоре, ни о санкциях за причинение ущерба окружающей среде. Не меньше вопросов вызывает ситуация с импортом. Сейчас вся продукция, которая поступает из-за рубежа, должна подтверждаться сертификатами в России. Закон не дает разъяснений по этому поводу, открывая тем самым путь для некачественной, фальсифицированной продукции на российский рынок. В то же время неизвестно, какая участь ожидает нашу продукцию за рубежом. Вряд ли появление новых игроков из России будет встречено Западом с энтузиазмом, потому что повлечет за собой передел рынка. Один из способов защититься от конкурента - поставить барьер в виде дополнительной проверки российской продукции на предмет ее соответствия международным стандартам. Во всяком случае, отечественные производители предвидят и такой вариант развития событий. В связи с принятием технических регламентов существенные изменения коснутся ассортимента: часть продукции  снимется с производства, другая поменяет состав из-за того, что уже не будет соответствовать требованиям качества. Соответственно компаниям придется разрабатывать новую маркетинговую программу, искать дополнительные средства на рекламу и продвижение товаров на рынке. А такими ресурсами обладают только крупные предприятия.

 

В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, а в схемах сертификации - выдача заявительного сертификата соответствия.

После получения соответствующих документов заявитель получает право маркировать продукцию знаком соответствия. Здесь же заявитель, в настоящее время, сталкивается со следующей проблемой – маркировка.

На упаковку сейчас наносится знак, принятый для обязательной сертификации, а для декларирования соответствия используется иной знак. Чтобы изменить этикетки, крупным компаниям потребуются месяцы времени и миллионы рублей, что в свою очередь скажется на себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути совершенствования стандартизации и сертификации в РФ

 

Международные и национальные стандарты используются при разработке проектов технических регламентов. С появлением технического регламента статус стандарта изменяется. Обязательные требования содержатся только в технических регламентах. Стандарты переходят в разряд добровольных документов. Различия технических регламентов и стандартов могут быть сведены к следующим основным характеристикам: технические регламенты содержат существенные требования и регламентируют уровень безопасности продукции и производства, эксплуатации и утилизации. Стандарты являются доказательной базой для реализации требований технических регламентов и оценки соответствия продукции этим требованиям.

Для оценки соответствия техническим регламентам, нужно пройти три важные процедуры:

    • Декларирование соответствия  -  процедура, посредством которой производитель дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям;
    • Испытание - техническую операция, которая включает определение одной или нескольких характеристик продукта, процесса или услуги;
    • Сертификацию  -  процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукт, процесс или услуга соответствует установленным требованиям11.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - процесс сложный. Существующая ныне система технического регулирования и действующее законодательство не вполне соответствуют международным нормам и правилам, закрепленным в документах ВТО. В данный момент в Министерстве экономического развития и торговли и Ростехрегулировании действует ФЗ «О техническом регулирования в РФ». Авторы проекта изучали директивы ЕС, законодательство США, Японии и многих других стран в области обеспечения безопасности продукции. Была учтена позиция переговорной команды России по вступлению в ВТО, особенности международной практики. При подготовке проекта использовались положения законодательства Чешской республики об ответственности изготовителей за выпуск некачественной продукции, а также рекомендации Федеральной торговой комиссии США об отзыве товаров.

Все это попытки приведения российского законодательства в соответствие с общеевропейскими нормами.

На смену тотальной обязательной сертификации пришла более гибкая система подтверждения соответствия требованиям безопасности. С большинства производителей будут спрашивать не сертификат, а декларацию. Это сэкономит предпринимателям до 1 млрд. рублей в год, упростит их коммерческую деятельность и устранит излишние административные барьеры12.

После введения закона «Об основах технического регулирования» необходимо было пересмотреть и привести в соответствие с международной практикой и процедуру подтверждения соответствия продукции. В условиях рынка соответствие стандартам должно стимулироваться экономически, а не директивно в виде государственного надзора и контроля. В связи с этим должны претерпеть изменения и сами стандарты. Действующие в настоящее время санкции на продукцию - это в какой-то мере прообразы технических регламентов. Соответствие регламенту должно стать гарантией безопасности продукции, а соответствие стандарту, в свою очередь, гарантией ее качества со всеми вытекающими преимуществами на рынке.

С 15 февраля 2010 года в России отменена обязательная сертификация пищевой и парфюмерно-косметической продукции, действовавшая почти 20 лет. Теперь производитель может сертифицировать товары добровольно. А может и не делать этого. Обязательную сертификацию ввели в начале 90-х. Тогда просто необходимо было защититься от хлынувшего в страну потока некачественных товаров. За прошедшие годы ситуация изменилась. Однако сертификация в том виде, в котором она существует, мало защищает потребителя.

Из-за большого количества фиктивных органов и фиктивных лабораторий сертификация и потеряла доверие населения и предпринимателей. Это и послужило одним из поводов того, что правительство приняло решение об отмене обязательной сертификации.

Еще одним поводом для этого стало желание правительства ликвидировать излишние административные барьеры для бизнеса, ввести более современный механизм регулирования - добровольную декларацию качества. Как во многих странах мира, с сегодняшнего дня и в России производителям продуктов и косметики достаточно будет заявить о качестве и безопасности своих товаров13.

Если для производителей выгода от упрощенной системы декларирования очевидна, то для потребителей - это еще большой вопрос. Можно ли будет доверять тому, что товар действительно соответствует всем нормам безопасности? Особенно учитывая, что в России нет ни жесткой системы контроля соответствия качеству, ни адекватного наказания за его отсутствие, как, скажем, в европейских странах.

Информация о работе Регулирование технических барьеров в торговле РФ на современном этапе