Содержание
Введение
3
- Регулирование материально-технических
потоков в городском хозяйстве 4
- Финансово-экономические основы и тарифная политика в жилищно-коммунальном
хозяйстве 8
- Информационное обеспечение
процесса реформирования городского хозяйства 12
- Регулирование трудовых отношений
16
Заключение
17
Список литературы
18
Введение
Городское хозяйство современного большого
города - это сложный комплекс, включающий
в себя службы, предприятия, объекты, сети
жилищного хозяйства, коммунальной инфраструктуры,
бытового обслуживания населения, торговли
и общественного питания, транспорта,
связи.
Городское хозяйство - хозяйственная
деятельность городского округа, в целях
удовлетворения коллективных, общественных
и духовных потребностей населения.
В состав городского хозяйства
включаются отрасли и виды деятельности,
которые относятся к градообслуживающей
сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической
деятельности на данной территории, имеют
социально-ориентированный характер и
находятся в области прямого регулирования
городских органов власти. Исходя из этого,
городское хозяйство представляет собой
территориально-отраслевой комплекс,
обеспечивающий потребности населения
и территории в услугах, работах и продукции,
имеющих общественную значимость, а также
создающий необходимые условия для развития
города.
Целью контрольной работы является
рассмотрение структур и особенностей
регулирования в экономике городского
хозяйства.
Поставленная цель обуславливает
решение следующих задач:
- рассмотреть материально-технические
потоки в городском хозяйстве;
- выявить финансово-экономические
основы и тарифную политику в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- анализировать регулирование трудовых отношений;
- изучить информационное обеспечение
процесса реформирования городского хозяйства.
Регулирование
материально-технических потоков в городском
хозяйстве
Почти до последнего времени
понятие «материально-техническая база»
было объектом внимания многих ученых.
Это диктовалось стремлением выявить
в производительных силах их основу, опираясь
на которую можно было бы их развивать.
Преобразования в России были связаны
с изменениями в форме собственности.
Их масштабность и неуправляемость, ослабили
внимание к проблемам производительных
сил. По мнению некоторых ученых, общественное
развитие может быть рассмотрено через
призму прогресса в производительных
силах. Говорят об этапах «доиндустриального»,
«индустриального», «постиндустриального»
и «информационного общества». Любая экономическая
система всегда предполагает как нечто
данное существующие и функционирующие
в ней производительные силы. В рамках
существующих производительных сил всегда
находятся такие элементы, которые .определяют
их развитие, ведут к устранению старых
элементов и усилению новых элементов,
которые и придают особую качественную
характеристику системе производительных
сил (доиндустриальное, индустриальное
общество). Вот эта совокупность новых
элементов и будет составлять то, что понимается
под материально-технической базой. Если
говорить более конкретно, то она включает
в себя: средства и предметы труда, технологии,
инфраструктуру, обеспечивающую функционирование
средств труда (транспорт, дорожное хозяйство,
складские помещения).
Экономика города — это индустриальная
экономика, хотя ее качественные характеристики
во многом зависят от того, что представляет
собой город. Существуют различные подходы
к классификации городов. По численности
населения города и поселки подразделяются
на группы.
Таблица 1
Классификация городских поселений
по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном
кодексе РФ
Группы |
Города, тыс. чел. |
Поселки, чел. |
Сверхкрупные |
свыше 3000 |
— |
Крупнейшие |
свыше 1000 до 3000 |
— |
Крупные |
свыше 250 до 1000 |
свыше 5000 |
Большие |
свыше 100 до 250 |
от 1000 до 5000 |
Средние |
свыше 50 до 100 |
свыше 200 до 1000 |
Малые |
менее 50 , . |
менее 200 |
По характеру функций могут
быть выделены населенные пункты, специализирующиеся
на промышленном производстве, строительстве
и транспорте.
По административно-политическому
значению выделяют столичные города, центры
краев и областей, автономных республик,
центры низовых административных районов.
Три указанных признака лежат
в основе функциональной типологии городов.
По совокупности этих признаков можно
выделить:
Многофункциональные
столичные города (Москва, Санкт-Петербург). Такие
города обычно относятся к крупным или
крупнейшим. Наряду с развитием промышленности,
транспорта и других сфер для этих городов
характерна высокая степень развития
административно-политических и культурно-просветительных
функций.
Многофункциональные
центры автономных республик и областные
центры. Как правило, это большие и
средние города.
Индустриальные
центры. Они относятся преимущественно
к большим и средним городам. Индустриальным
центрам присущ наибольший удельный вес
занятых в промышленности, строительстве
и на транспорте (в основном 70—80 %).
Малые города. Для них характерно преимущественное
развитие организационно-хозяйственных,
торгово-распределительных, административно-культурных
функций. Промышленность и транспорт здесь,
как правило, имеют местное значение.
Транспортные города. Это преимущественно малые
и средние города.
Города — оздоровительные
центры, где высокий удельный вес занятых
в здравоохранении (свыше 10 %).
Города — научно-экспериментальные
центры. Ведущей функцией является
научное обслуживание. По численности
населения они относятся к группе средних
и малых.
Наряду с перечисленными функциональными
типами городов возможно выделение и других,
промежуточных, типов по отношению к перечисленным,
и новых (например, города-спутники, выполняющие
функции «жилых филиалов» близлежащего
крупного города, агрогорода, города —
центры туризма). Приведенная классификация
городов не является единственной. Так,
например, известны попытки классификации
малых городов.
Таблица 2
Распределение малых городов
России по регионам, %
Экономический район |
Доля городов с населением,
тыс. чел. |
Доля молодых городов в общем
числе городов |
• До 20 |
20-50 |
Северный |
38,3 |
35,0 |
73,3 |
Северо-Западный |
41,6 |
33,3 |
75,0 |
Центральный |
38,3 |
31,7 |
70,0 |
Волго-Вятский |
49,2 |
25,4 |
74,6 |
Черноземный |
26,5 |
46,9 |
73,5 |
Поволжский |
43,7 |
40,8 |
84,5 |
Северо-Кавказский |
9,9 / |
48,5 |
58,4 |
Уральский |
19,1 |
• 56,7 |
75,8 |
Западно-Сибирский - |
13,9 |
48,1 |
62,0 |
Восточно-Сибирский |
36,1 |
30,6 |
66,7 |
Дальневосточный |
48,9 |
25,0 |
73,9 |
ВСЕГО: |
46,1 |
53,9 |
71,0 |
Экономика города представляет
собой единство градообразующих и градообслуживающих
предприятий.
Градообразующие
объекты являются первоосновой города,
его возникновения и развития. Градообразующая
база представляет собой совокупность
отраслей, предприятий, учреждений и организаций,
результаты деятельности которых в основном
направлены на выполнение функций, выходящих
за пределы данного города, а также функций
по обеспечению занятости, производства
товаров для населения.
Градообслуживающие
объекты в основной своей, части относятся
к непроизводственной сфере. Составной
частью является городское хозяйство.
Оно включает предприятия жилищно-коммунального
и бытового обслуживания населения, пассажирский
транспорт, учреждения здравоохранения
и социально обеспечения, просвещения,
культуры и искусства. Градообслуживающие
объекты выполняют внутренние функции,
связанные с производством продукции
(услуг) для удовлетворения потребностей
населения.
Город развивается в процессе
взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих
отраслей. Градообразующие и градообслуживающие
предприятия должны дополнять друг друга,
так как конечные результаты их деятельности
зависят друг от друга. В противном случае
город будет страдать в экономическом
и социальном отношении.
Финансово-экономические
основы
и тарифная
политика в жилищно-коммунальном хозяйстве
Финансовый
поток - это совокупность
распределенных во времени поступлений
и выплат фондов денежных средств и приравниваемых
к ним денежных эквивалентов. Финансовые
потоки представляются как постоянная
смена форм вложений капитала.
Совершенствование
системы оплаты за жилищно-коммунальные
услуги предусматривает постепенный переход
к экономически обоснованным тарифам для всех
групп потребителей; сокращение бюджетных дотаций
жилищно-коммунальному сектору по мере
роста платежей потребителей; активное
внедрение мер по энергоресурсосбережению,
снижению себестоимости производства
жилищно-коммунальных услуг; Предусматривается
включение в оплату населения расходов
на капитальный ремонт жилых зданий и
платы за найм жилых помещений (для
неприватизированных квартир).
Основной идеей
программы жилищно-коммунальной реформы,
принятой в ноябре 2001 г., является передача
бюджетных ресурсов, выделяемых в настоящее
время на дотирование отрасли непосредственно
гражданам, которые в наибольшей степени
заинтересованы в эффективном расходовании
этих средств. Для этого предусматривается
создание системы персонифицированных
социальных счетов граждан, на которые
будут направляться все виды финансовой
помощи государства, включая оплату жилья
и коммунальных услуг. В результате расходование
бюджетных средств станет прозрачным
и адресным. Необходимо последовательно
реализовать законодательный принцип
дифференциации оплаты жилищно-коммунальных
услуг в государственном и муниципальном
жилищном фонде на основе установления
платы за найм в зависимости от качества
и местоположения жилья.