Решение проблемы занятости на разных этапах экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Теоритические основы занятости и безработицы населения, Сущность занятости, её виды и формы, Сущность безработицы и её классификация, Ситуация на рынке труда в мире, Способы регулирования занятости населения, Роль государства в сокращении безработицы, Воздействие на занятость населения в Российской Федерации

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....................3-4
1.Теоритические основы занятости и безработицы населения……………………
1.1. Сущность занятости, её виды и формы…………………….....................5-9
1.2. Сущность безработицы и её классификация…………………………10-14
2.Ситуация на рынке труда в мире………………………………....................15-17
3. Способы регулирования занятости населения…………………………………
3.1. Роль государства в сокращении безработицы………………....…………….18-22
3.2. Воздействие на занятость населения в Российской Федерации…… 23-25
Заключение…………………………………………………………..………....26-27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

печатать.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)

Абсолютное высвобождение огромного числа рабочей силы в результате спада производства и других причин, возникновение резервной армии труда – безработицы, обусловливает необходимость ее перераспределения между существующими и вновь возникающими отраслями народного хозяйства, что не может не отразиться на структуре занятости. Должны быть активизированы все формы мобильности – между сферами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, предприятиями, территориями, профквалификационной структурой работников. Регулирование процессами перераспределения необходимо для обеспечения занятости населения. Чем меньше времени уходит на перераспределение работников, тем лучше действует система, управляющая этим процессом. Структура занятости и ее прогноз тесно связаны с потребностью в рабочей силе. Погоня за прибылью и конкуренция заставляют предпринимателей и предприятия высвобождать и притягивать рабочую силу. Рыночные отношения способствуют более экономному использованию рабочей силы на производстве по сравнению с государственными предприятиями [10].

Состояние российского рынка  труда вполне объяснимо, ибо этот рынок находится пока еще в  начальной стадии своего становления  и не может быть отнесен в настоящее  время к разряду гибких, а тем  более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка  характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда (равно и других рынков).

Поскольку в России рыночные отношения только разворачиваются, при разработке основ социально-экономической  политики необходимо учесть опыт других стран.

Социальная защита населения  в современных цивилизованных странах  мира складывается из трех элементов: системы социальных гарантий, социального  страхования и социальной помощи. Эти же элементы являются составляющими  системы социальной защиты населения  от безработицы. Правовой базой этой системы является конвенция Международной  Организации Труда «О содействии занятости и защиты от безработицы», которая была принята в 1989 г. Конвенция  и рекомендации МОТ играют в современном  мире существенную роль в регулировании  рынка труда, защиты безработных  и людей наемного труда. Конвенция  рекомендует государствам, являющимся членами МОТ разработать политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. В Конвенции социально выделены такие группы населения как женщины, молодежь, продолжительное время  не работающие, инвалиды и другие люди, сталкивающиеся с трудностями в  поисках занятости. Учитывая основополагающие рекомендации, суверенные государства  разрабатывают и реализуют программы  решения проблем занятости и  социальной защиты безработных.

Социальная политика современных  государств, направленная на регулирование  занятости населения, является достаточно многообразной, основные особенности  которой обусловлены историческими, экономическими, социальными, политическими  факторами. Так, на современном этапе, особенности американской социальной политики определяются задачами, которые сформулированы в их программе обеспечения населения занятостью: формирование в сознании человека установки, что ему выгоднее работать, чем быть зависимым от пособий государства; создании условий и привлечении к труду работающих матерей, являющихся представителями средних и обеспеченных слоев; оформлении новых социальных контрактов, стимулирующих усилия для получения работы вместо государственных пособий.

Обобщение опыта различных  стран наглядно показывает, что составление  и реализация программы повышает эффективность деятельности государства  в решении проблем безработицы  и способствует интенсификации экономического роста, стабилизации политической и  социальной ситуации в обществе.

Основы социальной поддержки  и защиты безработных, обеспечения  занятости заложены в Конституции  нашей страны, которые далее детализированы в Законе РФ «О занятости населения  в Российской Федерации». В этом законе впервые в России безработица  признана как закономерный процесс  формирования и функционирования рынка  рабочей силы.

Этот закон гарантирует  обеспечение всем гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживают  на ее территории, равные возможности  в реализации права на труд, свободный  выбор занятости, обеспечения социальной защиты.

 

3.2. Воздействие на занятость  населения в Российской Федерации

 

Регулирующее воздействие  на занятость населения оказывают  в России три основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. К сожалению, в стране роль профсоюзов в решении проблем занятости  близка к нулю.

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят  от национальных особенностей каждого государства.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы".

Государственная политика занятости  населения — система мер прямого  государственного и косвенного воздействия  на трудовую сферу (рынок труда) для  достижения поставленных целей.

Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости; компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице; возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др. [1].

Государственная политика занятости  представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной  и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

Согласование целей и  приоритетов политики занятости  с экономической, социальной, демографической  и миграционной политикой.

Согласование системы  целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической  политикой.

Выработка политики трудоустройства  и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются  перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая  политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в  интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного  и производственного строительства  и другие.

На региональном уровне более  эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства  на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.

На местном уровне ведется  вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Программы переобучения и  повышения квалификации, а также  повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют  увеличить уровень трудоустройства  и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата  пособий по безработице снижает  стимулы к поиску работы, что проявляется  в "ловушке безработицы". Чтобы  ее избежать, государство устанавливает  дифференцированные ставки пособия, которые  снижаются с течением времени.

 

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных  вопросов.

Итак, можно утверждать, что  проблема безработицы и занятости, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив  их, невозможно наладить эффективную  экономическую деятельность.

Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением.

Безработица, по определению  Международной организации труда (МОТ), это наличие в стране контингента  лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в  настоящее время к работе и  ищущих работу в рассматриваемый  период.

Негативные последствия  безработицы вызывают необходимость  ее регулирования на государственном  и региональном уровне. При этом выделяют два основных направления  управления безработицей – во-первых, воздействие на снижение ее естественного  уровня и, во-вторых, смягчение (устранение) циклической безработицы. В этой связи особое внимание должно уделяться  эффективному функционированию системы  трудоустройства и своевременной  переподготовке сельских кадров по линии  государственной службы занятости  населения. Это предполагает предоставление доступной информации о наличии  вакантных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса, создание гибкой системы материальной поддержки  безработных, разработку целевой программы  профессиональной ориентации молодежи, реализацию программы по выполнению общественных работ.

Одновременно должны использоваться методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики государства.

Однако, проводя ее, не следует  забывать о взаимозависимости между  уровнем безработицы и темпами  инфляции. Практика показывает, что  жесткая бюджетная и кредитная  политика позволяет снизить темп инфляции, поскольку повышение налогообложения  уменьшает размеры дотаций убыточным  предприятиям, снижает доступность  кредитных ресурсов, способствует банкротству  ряда фирм, падению производства и  как следствие - высвобождению рабочей  силы и росту вынужденной безработицы. И, наоборот, стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика сдерживает рост безработицы, но приводит к повышению инфляции. Иными словами, инфляция всегда выступает платой за низкую безработицу и высокую  занятость.

Указанные моменты предопределяют более детальное изучение проблем, связанных с повышением занятости  населения, формированием регионального  рынка труда, смягчением и предупреждением  массовой безработицы.

 

 

Список литературы

1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009.

3. Челюбеева Ю.В. Безработица как фактор экономической нестабильности глазами Адама Смита // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 10. - С. 363.

4. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005. – с. 23.

5. Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2. - .

6. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009. – с. 125.

7. Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009.

8. Перова И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 1.

9. Липсиц, И.В. Экономика / И.В. Липсиц. – М.: КНОРУС, 2011. – 312 с.

10. Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4.

11. Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009.

12.  Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [электронный ресурс] http://www.gks.ru.

13.  РБК ежедневная деловая газета в сотрудничестве [электроный ресурс] http://www.rbc.ru

14.  Газета подробности [электронный ресурс] http://podrobnosti.ua/


Информация о работе Решение проблемы занятости на разных этапах экономического развития