Ресурсный потенциал развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Важной составной частью потенциала региона является экологический (природно-ресурсный) потенциал, под которым понимаются природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данных технологиях и социально-экономических отношениях, а также максимально допустимой антропогенной нагрузке на территорию.

Файлы: 1 файл

темы контрольных работ по Региональной Экономике.docx

— 33.41 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г. ТАГАНРОГЕ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету:

«Региональная экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент группы 

З-28 Гриценко Е.А,

Проверил: Бечвая М.Р .

                                         Таганрог 2014 г.

 

Ресурсный потенциал развития региона.

Развитие экономики региона  зависит от величины и эффективности  применения ресурсного потенциала. Потенциал (от лат. potencia — сила, мощь) — это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. Под ресурсным потенциалом региона обычно понимается совокупность всех видов ресурсов, формирующихся на данной территории, которые могут быть использованы в процессе общественного производства.

Ресурсный потенциал региона подразделяется на экологический, социальный и экономический. По каждому из них можно выделить несколько уровней потенциала. Кроме того, существует интегральный, или совокупный потенциал региона. При анализе развития экономики региона, определении стратегии дальнейших преобразований и т.д. обычно рассматривают, насколько весом данный потенциал, какова его структура, насколько эффективно используется и какие регулирующие воздействия следует осуществлять с целью наиболее полного расходования.

Важной составной частью потенциала региона является экологический (природно-ресурсный) потенциал, под которым понимаются природные ресурсы, теоретически доступные для использования при данных технологиях и социально-экономических отношениях, а также максимально допустимой антропогенной нагрузке на территорию.

Различаются природные ресурсы  целевого и многоцелевого (всеобщего) назначения. Целевые ресурсы, к примеру, минерально-сырьевые, предназначены  для выполнения определенных функций. Они неравномерно размещены по территории страны, концентрируются в отдельных  районах, что обусловливает неравномерное размещение сырьевых баз, а, следовательно, и производства.

Ресурсы многоцелевого назначения (вода, земля, топливо, энергия) размещены  повсеместно, но их плотность на единицу  территории различна, сочетание неодинаково, что оказывает весьма существенное влияние на развитие регионов. Для  природных ресурсов можно использовать такие характеристики: количество (запасы); качество (содержание полезного элемента, плодородие земель, пригодность воды); доступность (возможность использования  при достигнутом уровне развития техники и технологии).

При оценке экологического потенциала региона необходимо исходить из принципов:

• комплексности оценки окружающей природной среды;

• классификации природных ресурсов по признаку территориальной делимости;

• сопоставимости оценок потенциала различных компонентов. Комплексная  оценка состояния окружающей среды  позволяет учесть

все природные ресурсы, которыми обладает регион. Весьма важно обеспечить сопоставимость оценок потенциалов различных компонентов  окружающей среды. При определении  объектов территориального управления необходимо учитывать территориальную  делимость ресурсов.

К неделимым ресурсам относятся, прежде всего, атмосферный воздух и водные ресурсы, обладающие динамичностью  и способностью трансграничных переносов. Остальные компоненты окружающей природной  среды — земельные ресурсы, растительный мир, недра — относятся к делимым  ресурсам и являются объектом управления на конкретной территории.

Существенной составляющей потенциала регионов является социальный потенциал, который можно охарактеризовать как совокупность возможностей, которыми располагает территориальное образование  для достижения основной цели своего развития — обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности  населения. Понятие социального  потенциала тесно связано с понятием социального комплекса территории, так как именно он формирует условия  жизнедеятельности населения. Социальный комплекс в качестве одного из компонентов  включает социальную инфраструктуру, от развития которой зависит обеспеченность населения региона в основных видах услуг.

К социальной инфраструктуре относятся: жилой фонд; предприятия коммунального  хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания; учреждения образования, здравоохранения, культуры.

В тесной взаимосвязи с социальным и экологическим потенциалом  находится экономический потенциал, который отражает совокупную способность  региона производить продукцию, выполнять работы и услуги. Важными  компонентами экономического потенциала являются производственный, научно-технический, образовательный, экспортный, а также потенциал межрегионального взаимодействия.

Главными структурообразующими элементами региона являются:

• трудовые ресурсы;

• производственные мощности;

• инфраструктура;

• природные ресурсы.

От состояния социального потенциала зависит возможность обеспечения  хозяйственной деятельности региона  трудовыми ресурсами, а экологического — природными ресурсами. Особое место  в социально-экономическом комплексе  региона занимает инфраструктура, которая  включает обслуживающие отрасли  общего пользования и создает  условия для развития структурообразующих  производств (промышленность, сельское хозяйство). В соответствии с функциями  отдельных составных частей инфраструктуры она подразделяется:

• на производственную;

• управленческую;

• рыночную;

• социальную;

• экологическую.

В региональной экономике инфраструктура рассматривается как экономическая  категория, представляющая совокупность систем жизнеобеспечения территориального социально-экономического комплекса. Причем она должна развиваться опережающими по сравнению с другими отраслями  темпами.

Ресурсный потенциал региона предопределяет его специализацию и структуру  хозяйства: отраслевую, ведомственную, по формам собственности. Для экономики  региона характерно наличие предприятий  различных форм собственности —  государственной, частной, иностранной. Многообразие форм собственности является закономерным, так как рыночная экономика  предполагает создание новых экономических  структур, развитие предпринимательства, конкуренцию. В каждом регионе должно быть достаточное количество активных рыночных субъектов хозяйствования.

Государственная собственность подразделяется на республиканскую и коммунальную. Республиканская собственность обычно включает наиболее важные по значимости в народнохозяйственном комплексе предприятия и организации, виды ресурсов. В соответствии с Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" коммунальной собственностью является имущество, которое принадлежит соответствующим административно-территориальным образованиям, служит источни-144 ком получения доходов местных бюджетов, обеспечивает социальные и экономические потребности населения.

В коммунальной собственности может  находиться имущество органов государственной  власти и управления соответствующих  административно-территориальных единиц, средства местных бюджетов, жилой  фонд и жилищно-коммунальное хозяйство  Советов, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия  торговли, бытового обслуживания населения, транспорт и иные предприятия  и организации, учреждения народного  образования, культуры, физкультуры  и спорта, охраны здоровья, социального  обеспечения и другое имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории.

Предприятия, учреждения и организации  коммунальной собственности входят в состав местногохозяйства, то есть местное хозяйство — это часть всего народного хозяйства, отрасли которого имеют преимущественно локальное значение, а предприятия, учреждения и организации находятся в подчинении местных органов власти.

В качестве критериев, определяющих подчиненность  предприятий, учитываются:

• происхождение используемых сырья, материалов, топлива (местные или  привозные);

• назначение готовой продукции (на местные нужды или на вывоз);

• размер производства;

• степень технической оснащенности и др.

Ни один из признаков (географический, технический, организационный) не может  быть применен для отнесения различных  видов ресурсов к категории местных. Решающее значение здесь имеет их экономическая оценка.

Местным сырьем, местным топливом следует считать такие материальные ресурсы, которые в интересах  народного хозяйства экономически целесообразно использовать в пределах данной территории. С этой точки  зрения ресурсы могут быть местными для района, для области, для республики.

Что же касается рабочей силы, то развитие местного хозяйства осуществляется исключительно на базе местных трудовых ресурсов. Широко используется труд надомников, пенсионеров, инвалидов, лиц, занятых  в домашнем хозяйстве, то есть одновременно решаются проблемы социального значения.

Особенностью местного хозяйства  является широкое использование  отходов производства продукции  машиностроения, текстильной, деревообрабатывающей, полиграфической и других отраслей промышленности, а также отходов  сельскохозяйственного производства.

Решающее значение для определения  подчиненности предприятий имеет  назначение готовой продукции, экономическая  целесообразность ее использования  в основном в пределах низового района, области, то есть удовлетворение местных  нужд.

Номенклатура выпускаемой продукции, оказываемых услуг на предприятиях местного хозяйства в первую очередь  должна быть рассчитана на удовлетворение местных национальных запросов и  вкусов потребителей, учитывать сложившиеся  традиции, климатические условия  и другие факторы.

Как правило, предприятия местного хозяйства являются небольшими по размерам, для них характерен более низкий уровень технической оснащенности и организации производства по сравнению  с предприятиями республиканской  собственности. Однако укрупнение предприятия  не может служить основой для  передачи его в республиканское  подчинение, если сохраняется основной признак — удовлетворение нужд района, города, области. Подчинение должно меняться, когда изменяется характер производства, предприятие переходит в группу ведущих, определяющих специализацию  района, удовлетворяющих в основном государственные потребности.

Таким образом, при распределении  хозяйственных объектов по подчиненности  учитываются, прежде всего, их экономическое  значение, характер выпускаемой продукции  и предоставляемых услуг, их назначение, наличие местной сырьевой базы, степень  развития хозяйственных связей и  кооперирования, возможность эффективно решать проблемы технического прогресса, количество обслуживаемого населения.

Однако полное совпадение между  административным и экономическим  делением предприятий труднодостижимо. Поэтому различная административная подчиненность предприятий усиливает  необходимость координации их деятельности.

Нужно отметить, что предприятия  местного хозяйства, как правило, находятся  в двойном подчинении. Через министерства обеспечивается проведение единой технической  политики в отрасли. Руководство  же со стороны местных Советов  народных депутатов позволяет в  наибольшей степени выявить и  мобилизовать местные сырьевые и  трудовые ресурсы, определить потребность  в той или иной продукции, услугах. Такой подход обеспечивает соблюдение местных и общегосударственных  интересов и достижение большей  эффективности местного хозяйства.

Одной из отраслей местного хозяйства  является местная промышленность, продукция  которой предназначается прежде всего для удовлетворения нужд местного населения в потребительских товарах.

Особенностью местной промышленности, в отличие от специализированной республиканской, является ее многоотраслевой характер.

Нередко на предприятиях сосредоточено  производство (в небольших размерах) продукции нескольких отраслей: металлообрабатывающей, деревообрабатывающей, строительных материалов, швейной и др.

Так, на предприятиях местной промышленности Минской области производятся мыло, синтетические моющие средства, ткани, резиновая обувь, игрушки, изделия  культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, пластмассовые изделия, мебель, а также стеновые материалы, пиломатериалы, технологическое оборудование и сельскохозяйственные машины. ,

При очень широкой номенклатуре, включающей несколько тысяч наименований изделий, в местной промышленности можно выделить основные отрасли, а  в каждой отрасли—основные виды продукции, определяющие профиль и объемы производства.

Основной удельный вес в производимой продукции занимают товары народного  потребления, что обусловливает  необходимость постоянного изменения  ассортимента выпускаемых товаров  массового спроса. Освоение новых  видов товаров, их выпуск небольшими сериями с большей оперативностью могут осуществлять малые предприятия  и отдельные цеха местной промышленности.

Предприятия же республиканской промышленности в части производства товаров  культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода должны сосредоточивать  усилия на выпуске технически сложных  изделий. В связи с этим возникает  задача по устранению параллелизма в  производстве отдельных видов изделий  между предприятиями легкой и  местной промышленности.

Информация о работе Ресурсный потенциал развития региона