Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:03, реферат
Природные ресурсы распределены крайне неравномерно между странами. Только 20-25 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального сырья. Лишь не-сколько крупнейших стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. Фактически ни одна страна не располагает запасами всех необходимых для современной экономики видов минерального сырья и не может обойтись без его импорта.
1) В 90-е
годы инвестиционный процесс
в машиностроительном
Интенсификация
процесса технического перевооружения
машиностроения индустриально развитых
стран, существенное повышение уровня
его автоматизации, широкомасштабное
распространение новейших форм организации
и управления производством, интенсификация
использования техники и
Автоматизация в той или иной мере будет охватывать все существующие типы производства в машиностроении, независимо от уровня их серийности. Со второй половины 90-х годов началось ускоренное развитие автоматизированной сборки, что означает новый этап в создании компьютеризированных интегрированных производств.
Численность станочного парка в отраслях машиностроения индустриально развитых стран будет иметь долговременную тенденцию к сокращению при одновременном увеличении его производственной мощности и технико-экономической эффективности. Так, в 1995 г. в США до 30% (около 20% в 1980 г.) механической обработки выполнялось на оборудовании с числовым программным управлением (ЧПУ), причем примерно 3/4 (3/5 в 1980 г.) общего парка этого оборудования к 2000 г. будет использоваться в составе систем непосредственного управления от ЭВМ группами станков с ЧПУ.
Суммарный парк
металлообрабатывающего оборудования
с ЧПУ ФРГ, Великобритании, Франции,
насчитывавший в 1994 г. 160-170 тыс. единиц
и составляющий в среднем 6-7% станочного
парка этих стран, к 2015 г. предположительно
возрастет до 350-400 тыс. единиц и достигнет
25-30% общей численности последнего.
Есть основания полагать, что уже
к 2000 г. примерно треть всей механообработки
в машиностроении Западной Европы будет
выполняться на оборудовании с ЧПУ.
Увеличение производительности оборудования
и удешевление элементной базы современных
средств автоматизации
К 2015 г. на долю
машиностроительного комплекса
США придется около 40–50% общей суммы
ежегодных валовых
В прогнозном
периоде можно ожидать
Фактором, несколько сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности всех рассматриваемых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники и автоматизированного проектирования и управления; проектирование сложных производственных систем и локальных сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационные услуги и т.п. Так, если 15 лет назад машиностроительные фирмы США самостоятельно разрабатывали 90-95% программ для ЭВМ и оборудования с программным управлением, то теперь около 50% программных средств они приобретают на рынке. Масштабы лизинга нередко достигают 20% объема капитальных вложений промышленности в машины и оборудование.
Среди машиностроительных
отраслей в центре современной государственной
промышленной политики в рассматриваемых
странах стоят авиаракетно-
Государственное
регулирование указанных
В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии – 25% (на электротехнику), в Германии – 47 и 29%, во Франции – 50 и 43%, в Великобритании – 45 и 40%, в Италии – 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков.
Последние данные западных исследований показывают, что военно-технический прогресс в этой сфере все больше расходится с гражданским, и эффект «spin-off» оказывает весьма ограниченное влияние на научный потенциал и конкурентоспособность гражданского самолетостроения США. Доминирование этой страны на мировом рынке гражданской авиатехники обусловлено не государственной поддержкой или «spin-off», а многолетним опытом, полным использованием эффекта масштаба производства и обусловленной этим экономией на издержках.
Контрастной по сравнению с США является государственная политика в области гражданского авиастроения в Западной Европе и Японии. В этих странах данная отрасль активно поддерживается государством, что обеспечило западноевропейским странам возможность потеснить США на мировом рынке авиатехники, а Японии – необходимые условия для будущего выхода на этот рынок.
В Японии эта
поддержка осуществляется в рамках
политики «мелких шагов» и стимулирования
интенсивного кооперирования с США.
Уже в 50-х годах японские фирмы
выступали в качестве субпоставщиков
фирмы «Боинг», которая была заинтересована
в создании в Японии мощностей
по обслуживанию и ремонту своих
самолетов. Министерство промышленности
и внешней торговли поддерживало
отечественные фирмы двояко: путем
исключения возможности конкуренции
между ними и стимулированием
кооперирования. В 1986 г. в стране был
принят специальный «Акт содействия
развитию авиации», предусматривающий
предоставление фирмам льготных кредитов
через вновь созданный фонд. Эти
кредиты использовались для разработки
и производства реактивных пассажирских
самолетов средней
В отличие
от Японии, которая только готовится
к выходу на мировой рынок авиатехники,
успех проекта «Аэробус»
Общий объем государственного финансирования в рамках созданного для реализации проекта консорциума (ФРГ, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия и Испания) оценивается в 20 млрд. марок ФРГ. Стратегия консорциума включала тесное кооперирование с США, наступательную ценовую политику, первоначальный выход на рынок в 1972 г. с моделью (А-300, 250 мест), прямо не конкурирующей с американским аналогом (В-737-200, 120 мест), обеспечение достаточно высокой серийности производства и превосходства в топливной экономичности. В рамках продолжающейся в настоящее время разработки модели А-300 (750 мест, дальность свыше 10 000 км) особое внимание уделяется правильному выбору перспективного рынка – в качестве такового рассматривается азиатский, а не трансатлантический.
Государственное
регулирование микроэлектронной отрасли
осуществляется в развитых странах
в основном в рамках федеральных
инновационных программ. Так, в США
реализуется программа «
Японские
программы в данной области ведут
свое начало с 1962 г. Все программы
проводились под эгидой Министерства
промышленности и торговли путем
кооперирования ведущих японских электронных
концернов. По существу, явно выраженный
технический и коммерческий успех
имели лишь первые программы, целью
которых было копирование опыта
США в области вычислительной
техники, главным образом в создании
компьютеров серии IBM-360/67 и 370. Формирование
приоритетных программ в этот период
облегчалось самим фактом отставания
Японии от США в данной области. Доля
государственного финансирования в
общих расходах на НИОКР электротехнической
промышленности достигала 25%, значительная
часть из которых была реализована
путем специальных
По оценкам
западных специалистов, эффект всех последующих
программ весьма сомнителен либо отсутствует
вовсе. К началу 80-х годов японские
фирмы уже не отставали в технологическом
соревновании от США, и министерству
было все труднее правильно
В последнее время странами ЕС принят целый ряд крупных программ, призванных ускорить разработку и распространение в производстве новейших видов микроэлектронной техники и технологии с целью преодоления отставания в этой сфере от Японии и США. Крупнейшей из них является осуществляемая с 1989 г. в рамках «Эврики» программы «JESSI» с объемом финансирования в 3,8 млрд. экю. Половина средств предоставляется государствами-участниками проекта и КЕС, половина – частными фирмами в области микроэлектроники и из других сфер экономики. В рамках европейской программы исследований в области современных средств связи «RACE» (1985-1995 гг.) разрабатывались широкополосные системы связи для интегрированной передачи звука, изображения и цифровых данных.
В то же время
в последние годы в рассматриваемых
странах отмечается процесс коренного
пересмотра концепции государственного
стимулирования машиностроительных отраслей,
включая и переосмысление роли крупных
государственных инновационных
программ, осуществляемых с целью
достижения национальных (региональных)
преимуществ в тех или иных
приоритетных технологиях. В условиях
прогрессирующей
В качестве
альтернативы узконациональному подходу
к государственной политике в
области машиностроения практически
повсеместно рассматривается
Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулирование осуществляется практически во всех странах двояко – как путем внешнеторговой защиты, так и принятием мер по непосредственному стимулированию национальных фирм (в АРКП США – за счет государственных заказов на вооружения), поддержка автомобилестроению во всех странах главным образом оказывается через внешнеэкономический инструментарий. Само становление автопромышленности Японии было во многом обеспечено поддержкой правительства, вплоть до 1988 г. практически полным закрытием внутреннего рынка страны от американских и западноевропейских конкурентов, включая запрет иностранных инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.
Развитие
машиностроительного комплекса
органически связано с
В группе традиционных
отраслей в Японии (общее, транспортное
машиностроение) главными направлениями
качественного