Режимы валютного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

В случае выбора режима плавающего валютного курса валютный рынок самостоятельно уравновешивается механизмом взаимодействия спроса и предложения валюты. Когда делается выбор в пользу фиксированного валютного курса, речь идет означает привязку курса национальной валюты к валюте какой-то страны или корзине валют нескольких государств. Таким образом, в случае фиксированного валютного курса равновесие на валютном рынке устанавливается с помощью мер косвенной экономической политики.

Файлы: 1 файл

rezimi val k.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режимы валютного  курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Режимы валютного курса

Оптимальный выбор режима валютного курса  для национальной экономики один из главных вопросов международной политики. Существуют два полярных режима: плавающий и фиксированный. Остальные виды режимов, определяются соотношением этих двух.

В случае выбора режима плавающего валютного курса валютный рынок самостоятельно уравновешивается механизмом взаимодействия спроса и предложения валюты. Когда делается выбор в пользу фиксированного валютного курса, речь идет означает привязку курса национальной валюты к валюте какой-то страны или корзине валют нескольких государств. Таким образом, в случае фиксированного валютного курса равновесие на валютном рынке устанавливается с помощью мер косвенной экономической политики.

С 1974 года и в текущем  десятилетии наблюдается тенденция  постепенного перехода стран от режима фиксированного валютного курса  к более гибким валютным режимам.

Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, колебания валютных курсов основных мировых валют (доллара США, фунта стерлингов) заставляли страны периодически пересматривать установленные курсы по отношению к другим валютам. Во-вторых, во многих странах в последние десятилетия XX века резко возросли темпы инфляции, что не позволяло странам достаточно долго удерживать неизменными валютные курсы. Эти страны в такой ситуации были вынуждены резко девальвировать курс национальной валюты, чтобы не допустить падение конкурентоспособности национальных экономик.

В-третьих, появляется все больше стран, которые закончили переходный период реформирования своих экономик и активно интегрируются в международные финансовые рынки. С этой точки зрения применение плавающего режима валютного курса является

более предпочтительным. Кроме того, большая часть развивающихся государств и стран с переходной экономикой испытывает нехватку валютных резервов, необходимых для поддержания фиксированного валютного курса при высоком уровне инфляции.

  Однако при всем этом, несмотря на постепенное снижение количества стран, придерживающихся фиксированного валютного курса, он остается преобладающим режимом.

Причина фиксирования валюты связана со стремлением  к стабильности. В наши дни некоторые  страны решают зафиксировать свою валюту, чтобы создать благоприятную атмосферу для притока иностранных инвестиций. Благодаря фиксированному курсу валюты определенной страны инвестор всегда будет уверен в конкретной стоимости его инвестиций и не станет волноваться из-за ежедневных курсовых колебаний по причине их отсутствия. Однако фиксированная модель может привести к довольно сильному финансовому кризису, поскольку удерживать фиксированный курс на одном уровне в течение долгого времени довольно сложно. Это можно было увидеть на примере мексиканского (1995), азиатского (1997) и российского (1997) финансовых кризисов: попытка сохранить высокую стоимость национальной валюты с помощью фиксирования привело к тому, что валюта стала переоцененной. Это означало, что правительства стран больше не могли соблюдать соответствующие требования при конвертации национальной валюты в иностранную при фиксированном курсе. В результате инвесторы начали выводить свои денежные средства и конвертировать их в иностранную валюту перед тем как национальная валюта была обесценена по отношению к существовавшему фиксированному курсу. В конечном итоге иностранные резервы истощились. В Мексике правительство было вынуждено девальвировать песо на 30%. В Таиланде властям пришлось ввести плавающий курс валюты, и к концу 1997 тайский бхат потерял 50%, поскольку рыночный закон спроса и предложения по-своему отрегулировал все, что касалось стоимости национальной валюты страны.

По данным МВФ, из 140 стран (для корректного сравнения из статистики исключены 34 страны с населением менее 1 млн человек ,29 из которых имеют фиксированные курсы, и 14 государств Западноафриканского и Центральноафриканского валютных союзов). в 1996 г. де-факто фиксированный курс имели 26, а в 2010 г. – уже 45. Число стран со свободным плаванием возросло за указанное время с 53 до 66. Количество государств, практикующих смешанные режимы (валютные коридоры и управляемое плавание), сократилось в два с лишним раза – с 55 до 25.

Сегодня мировая практика не дает однозначного ответа в пользу свободного плавания. Да, его применяют все промышленно развитые страны и многие государства с формирующимися рынками, в том числе Мексика, Аргентина, Колумбия, Чили, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Турция, Венгрия и Польша. Тем не менее, число стран, считающих необходимым избавить свой бизнес и население от валютных колебаний, неуклонно растет. Кроме Китая, к этой группе в 2010 г. относились, например, Гонконг, Бангладеш, Ирак, Шри-Ланка, Вьетнам, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Ливия, Марокко, Намибия, Сирия, Тунис, Боливия, Венесуэла, Дания, Болгария, Латвия, Литва и Эстония. В списке мы видим не только крупный финансовый центр – Гонконг – но и богатых нефтеэкспортеров, а также членов Европейского союза.

Подобно тому, как происходит смешивание рыночной и командной экономики, микшируются режимы фиксированного валютного курса и плавающего. Причем разные страны по-своему определяют меру соотношения данных валютных режимов.

В рамках Ямайской системы сформировался целый ряд валютных режимов от жесткой фиксации до свободного плавания.

 

Классификация режимов валютного  курса МВФ от 1999 года

  • Отсутствие национального платежного средства
  • В качестве законного платежного средства страна использует валюту другого государства. Власти, решившиеся на официальную долларизацию, полностью отказываются от внутренней денежно-кредитной политики, что может рассматриваться как самая жесткая форма фиксированного валютного курса.
  • Отсутствие раздельного платежного средства (валютный союз)

Страна становится членом валютного  или денежного союза, где все участники объединения используют одно законное платежное средство. Как и в случае с официальной долларизацией, власти теряют денежно-кредитный суверенитет.

  • Валютное правление

Денежные власти принимают на себя обязательство обмена национальной валюты на иностранную валюту по фиксированному курсу, которое закрепляется на законодательном уровне. Денежная база полностью обеспечивается золотовалютными резервами, а центральный банк теряет функции денежно-кредитного регулятора и кредитора последней инстанции.

  • Традиционная фиксация к якорной валюте или к валютному композиту

Страна формально или неофициально привязывает свою валюту к валюте другой страны или к корзине валют. Корзина состоит из валют главных  внешнеторговых или финансовых партнеров, веса в ней задаются исходя из географического распределения торговли товарами и услугами, а также движения капитала. Валютный композит может быть стандартизирован, если якорем выступает SDR. Валютный курс колеблется в рамках узкого диапазона в ±1% от центрального паритета, или же разница между максимальным и минимальным значениями курса не должна превышать 2% в течение двух месяцев.

  • Ползущая привязка

Валютный курс периодически корректируется на заданную величину по отношению  к якорной валюте или корзине валют. Размер девальвации может быть фиксированным либо обуславливаться количественными индикаторами (инфляционным дифференциалом с главным внешнеторговым партнером, разницей между целевой и прогнозной инфляцией, спрэдом между валютными курсами официального и параллельного рынков). Ползущая привязка определяется как запаздывающая (backward looking), если девальвация компенсирует накопленный дифференциал количественного индикатора, или как опережающая (forward looking), если девальвация соответствует прогнозному дифференциалу.

  • Фиксация в рамках горизонтального коридора

Валютный курс свободно колеблется в заданном диапазоне значений, который  определяется в ±1% от формального  или неофициального центрального паритета. В любой момент времени власти готовы с помощью прямых или косвенных интервенций защитить горизонтальный коридор.

  • Фиксация в рамках наклонного (ползущего) коридора

Валютный курс осуществляет свободное  плавание в пределах ±1% от формального  или неофициального центрального паритета, который периодически корректируется. Как и в случае с ползущей привязкой, наклонный коридор может иметь запаздывающий или опережающий характер. Гибкость валютного курса рассматривается как функция от ширины валютного коридора. Границы диапазона колебаний могут быть симметричными относительно центрального паритета или постепенно асимметрично расширяться во времени.

  • Жестко управляемое плавание без предопределенного диапазона колебаний

Денежные власти с помощью прямых или косвенных интервенций удерживают валютный курс возле долгосрочного тренда без предустановленного диапазона колебаний или без заданного целевого валютного курса. Направление и частота коррекции валютного курса определяются позицией платежного баланса страны, объемом золотовалютных резервов, конъюнктурой валютного рынка и т. д. Интенсивность и эффективность валютных интервенций характеризуют степень жесткости управления валютным курсом.

  • Независимое плавание

Валютный курс определяется рынком самостоятельно, исходя из соотношения  спроса и предложения. Если валютные интервенции проводятся, то они направлены на сглаживание и предотвращение колебаний валютного курса, не соответствующих фундаментальным макроэкономическим факторам.

 

На мой  взгляд, привязка к валютам и валютным композитам не очень хорошая идея.

Вообще идея привязки валюты той или иной страны к более «твердым» валютам довольно активно пропагандировалась некоторыми экономистами еще в 90-ые годы 20 века – на фоне, как тогда казалось, удачного опыта Аргентины. Идея обсуждалась тогда и в России, а ключевые аргентинские министры побывали с визитами в Москве.

Но к 2002 году финансовый кризис в Аргентине  достиг таких масштабов, что от привязки местной валюты к американскому  доллару пришлось отказаться. И, кстати, экономический рост в Аргентине  через 1,5-2 года восстановился...

 Самый  успешный пример – это Гонконг.  С 1935 года гонконгский доллар  привязан к британскому фунту  стерлингов, и в общем-то эта  система работает. С 1928 по 1979 год  ирландский фунт в течение  полувека был привязан к британскому  фунту, и эта система работала. Но в принципе все остальные эксперименты оказались неудачными. Опыт показывает, что в принципе фиксированный курс валют шатается при внутренних кризисах и при внешних кризисах. То есть любой шок: падение ли цен на природные ресурсы, которые повлияли на Аргентину и на Россию, как ресурсопроизводящие страны, или нынешний глобальный финансовый кризис , в общем любой шок, который ведет к оттоку капитала из-за того, что страна должна выплачивать долги или инвесторы уходят с внутренних рынков, сразу подрывает фиксированный курс валюты. Страна не может его поддерживать.

Теория  Манделла-Флеминга показывает, что  невозможно иметь одновременно фиксированный  обменный курс, свободный поток капиталов  и независимую денежную политику. Потому что при независимой денежной политике центральный банк может печатать деньги, из-за этого возникает угроза инфляции, тогда люди стараются вывести капитал, свободный поток капитала позволяет это сделать или, наоборот, инвесторы приходят на внутренний рынок, потом уходят из него. И тогда невозможно поддерживать фиксированный курс валюты, потому что у центрального банка просто не окажется достаточно резервов.

Режим валютного управления

   Режим валютного управления (Currency Board Arrangement) является особым типом денежно-кредитной политики, которая базируется на жестких правилах и предусматривает добровольный отказ от активного монетарного воздействия на экономику. Режим валютного регулирования включает определенное ограничение функций Центрального банка, если ЦБ продолжает свою деятельность при переходе к РВУ.

В последнее  время идея введения режима валютного  управления активно обсуждается экономистами, специализирующимися на развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Практически все страны, относящиеся к указанным категориям, испытали или продолжают испытывать серьезное давление на национальные валюты, приведшее к неблагоприятным финансово-экономическим последствиям. Одной из основных причин развития кризиса на развивающихся рынках признается ошибочная кредитная и валютная политика денежных властей, которые не смогли объективно оценить усиливающееся воздействие кризиса и/или испытывали мощное противодействие введению радикальных мер.

Основные  цели режима валютного регулирования  включают в себя:

  • стабилизацию курса национальной валюты и возвращение доверия к ней со стороны населения. РВУ может применяться в качестве основного орудия борьбы с долларизацией экономики, что было объявлено в Гонконге и Аргентине;
  • подавление или предотвращение инфляции. Ограничение возможности необеспеченной эмиссии как одного из основных стимуляторов роста цен приводит к снижению инфляции при условии поддержки РВУ стабильной политикой рыночных преобразований;
  • реформирование/создание структуры государственных органов регулирования. Это может оказаться необходимым для тех стран, в которых политика государства, в частности Центрального банка, дискредитировала себя в период кризиса;
  • облегчение либерализации торговли и внутреннего финансового рынка. РВУ формально упрощает процесс открытия и интернационализации экономики.

В общем, к положительным результатам введения РВУ можно отнести существенное замедление темпа роста цен, стабилизацию курса национальной валюты, формирование ожиданий, основанных на предсказуемости денежной политики. Повышение доверия может привести к возврату капитала из-за границы и заложить основы экономического роста. Модель валютного управления основана на одном фундаментальном критерии – равенстве денежной массы объему валютных резервов. Его максимальная упрощенность облегчает создание централизованного механизма управления экономикой и ограничивает возможность принятия неверных решений в области денежного регулирования.

Для достижения поставленных целей при введении валютного управления требуется  достаточно длительный период его деятельности (3-5 лет). Это увеличивает вероятность  проявления негативных последствий  РВУ. Введение РВУ требует строгой координации фискальной и денежной политики, что может выражаться в повышении налогового бремени. Жесткая бюджетная дисциплина на практике означает свертывание государственных социальных программ, предопределяя всплеск безработицы при отсутствии социальной защиты населения. Индексация бюджетных расходов крайне затруднена, и в период его введения РВУ приводит к сокращению реальных доходов госслужащих и пенсионеров.

Информация о работе Режимы валютного курса