Результаты оценки регулирующего воздействия: преимущества и ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 11:16, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (статья 2), права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов». В Российской Федерации в настоящее время существует достаточно много механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, как судебных, так и внесудебных. Однако, на наш взгляд, основной задачей государства в деле защиты прав и свобод человека и гражданина должно стать не увеличение количества таких механизмов защиты (хотя и это, безусловно, является очень важным), а сведение к минимуму возможности их нарушения вообще

Содержание работы

Введение 3 стр.
1 Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) 5 стр.
2 Роль ОРВ 7 стр.
3 Что дает применение ОРВ? 15 стр.
4 Методы ОРВ 00 стр.
5 Результаты ОРВ: преимущества и ограничения 00 стр.
Заключение 22 стр.
Список использованных источников 26 стр.

Файлы: 1 файл

Экономика права.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Экономика права

по теме: Результаты оценки регулирующего воздействия: преимущества и ограничения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение          3 стр.

1 Оценка регулирующего воздействия (ОРВ)    5 стр.

2 Роль ОРВ          7 стр.

3 Что дает применение ОРВ?       15 стр.

4 Методы ОРВ         00 стр.

5 Результаты ОРВ: преимущества и ограничения   00 стр.

Заключение         22 стр.

Список использованных источников     26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной темы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (статья 2), права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов». В Российской Федерации в настоящее время существует достаточно много механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, как судебных, так и внесудебных. Однако, на наш взгляд, основной задачей государства в деле защиты прав и свобод человека и гражданина должно стать не увеличение количества таких механизмов защиты (хотя и это, безусловно, является очень важным), а сведение к минимуму возможности их нарушения вообще. Данная задача может выполняться в практике государственного нормирования и управления. Эффективное государственное управление, в данном случае становится главной характеристикой состоятельности государства, и выражается в качественном и обдуманном осуществлении правового регулирования.

Для успешного развития инновационной деятельности и инноваций, а, следовательно, и для повышения конкурентоспособности в любой сфере деятельности, нужна понятная, прозрачная и эффективная регулятивная среда, которой сегодня в отечественной экономике пока еще нет. Иными словами во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, субъектов научной сферы, граждан, государства тоже нужны инновации. К таковым относится механизм оценки регулирующего воздействия государства на инновационно- инвестиционную сферу экономики.

Процедура ОРВ заключается в анализе проблем государственного и муниципального регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), муниципального образования, региона или страны в целом), подвергающихся воздействию регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирующего воздействия.

Целью процедуры ОРВ является повышение качества государственного и муниципального регулирования, обеспечение возможности учета мнений заинтересованных представителей социальных групп (далее – социальные группы) и установление баланса интересов на стадии подготовки проекта нормативного правового акта посредством анализа предполагаемых последствий и эффектов введения государственного и муниципального регулирования и определения наилучшего с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности данного варианта государственного и муниципального регулирования на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан (потребителей), государства и общества в целом, а также оценка фактического воздействия действующего нормативного правового акта.

 

1 ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ОРВ)

 

Суть оценки состоит в том, что формируется обратная связь государственных структур-разработчиков инновационных программ, политик с обществом, бизнесом, инновационным предпринимательством, происходит проверка и анализ принимаемых и принятых ранее государственными структурами требований. Это, по нашему мнению, и есть настоящая инновация. Действительно, у российской экономики на уровне предпринимателей есть огромный инновационный потенциал, но он до сих пор не использован и пока не может быть использован, потому что очень многие из предпринимателей-инноваторов не могут реализовать возможности и внедрить свои идеи. Факторами, во многом определяющими сложившуюся ситуацию, являются невысокое качество нормативно-правовых актов, недостаточная согласованность между различными частями государственных программ и политик, низкая достоверность прогнозирования возможных побочных и латентных эффектов программ и политик, то есть регулятивных действий. Поэтому одним из новейших инструментов формирования благоприятной инновационной среды является оценка регулирующего воздействия (ОРВ) 12 разрабатываемых проектов нормативных актов и государства в целом, которая должна быть задействована как на федеральном уровне, так и в регионах. При этом акцент должен быть сделан на необходимость коллективного взаимодействия для конкретизации представления об организационных и социальных механизмах взаимодействия бизнеса, власти и общества на этапах принятия и контроля исполнения управляющих воздействий, в процессе реализации механизмов регулирования инновационной сферы. Государственное регулирование экономики и ее отдельных сфер можно трактовать в широком и узком смыслах. В широком смысле регулирование отождествляется с государственным вмешательством в экономику в случае рыночных неудач и необходимости решения социальных задач, в узком смысле ассоциируется с административно правовой регламентацией предпринимательской деятельности. При этом необходимо выделить такую особенность государственного регулирующего воздействия, которая обусловлена исключительным правом государства, правом принуждения субъектов соблюдать нормы, правила поведения, закрепленные законодательно, а в инновационной сфере еще и правом «принуждения к инновациям». В целом государственное регулирование экономики предполагает: - нормативно-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности на основе создания нормативно-правовой базы функционирования хозяйствующих субъектов, которая определяет их права и обязанности, взаимную ответственность, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рыночных отношений; - формирование организационно-экономических структур, институтов, которые обеспечивают контроль соблюдения норм поведения хозяйствующих субъектов на рынке и обслуживающих рыночные отношения; - зависимость от целей государственной политики, государственных программ и стратегии долгосрочного развития государства, предполагает 13 разработку и результативное применение механизмов ее реализации, что является мощным инструментом «принуждения к инновациям» субъектов инновационной сферы. Эффективность этого инструмента зависит от качества регулирующих воздействий государства, в повышении которого использование системы оценки регулирующего воздействия занимает, как показала практика, одно из ведущих мест.

Под влиянием концепции Нового государственного управления возникла идея оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) как инструмента, призванного повысить качество управленческих решений. В целом, ОРВ - это продукт последних десятилетий и коллективных усилий юристов, экономистов по разработке комплексного подхода к оценке влияния законодательства на различные сферы общественной жизни: экономику, предпринимательство, социальную сферу, уровень бедности, окружающую природную среду и проч.

Практика последних лет показывает, что процедуры обоснования и оценки регулирующих мер и законодательных актов оказывают положительное влияние на качество законов и степень принятия их населением и заинтересованными группами. Так, например, в Российской Федерации степень проработки последствий принятия т.н. закона о монетизации льгот и внесенных изменений в закон о лицензируемых видах деятельности (в части создания саморегулируемых организаций в строительстве) очень низка. Однако это не означает, что сами по себе законы плохи, но одним из последствий неприятия регулирующих актов может стать снижение эффективности их реализации. Оценки нормативных правовых актов (далее - НПА), в частности ОРВ, результаты которых доведены до сведения граждан и заинтересованных лиц, способны, в том числе, повысить степень принятия правового регулирования.

Мировыми лидерами в вопросе внедрения ОРВ в государственное управление являются страны ОЭСР, в том числе страны Европейского Союза, поэтому опыт этих стран представляется наиболее ценным и всесторонним. Однако успешная практика применения ОРВ в государственном управлении есть и у других стран, например, США, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Канада и Мексика.

Оценка регулирующего воздействия или анализ регуляторного воздействия (влияния), представляет собой «…процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив…».

Другими словами, под ОРВ понимается набор определённых средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определённому государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить её. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и представляет собой разновидность оценки программ и политик. В свою очередь, в ОРВ встроены более локальные процедуры, такие как оценка воздействия на конкуренцию. С недавних пор дисциплины по ОРВ преподаются в ведущих западных вузах.

 

2 РОЛЬ ОРВ

 

Основная роль ОРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путём монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов.

В настоящее время ОРВ понимается как часть института «умного регулирования»

В самом общем виде процесс ОРВ предполагает наличие последовательности следующих стадий достижения целей ОРВ: - выявление и описание основных проблем развития инновационной сферы, которые необходимо решить с помощью государственного вмешательства и мер регулирующего воздействия, определение основных целей данного воздействия, контекста, в котором приходится достигать указанных целей; - определение оправданности использования регулирующих мер в инновационной сфере; - определение потенциальных путей решения выявленных проблем, как связанных с использованием мер регулирующего воздействия, так и предполагающих отказ от использования регулятивных механизмов; - оценка положительных и отрицательных эффектов выявленных путей решения проблемы, включая косвенные эффекты и эффекты, находящиеся не в инновационной сфере экономических отношений. В наиболее совершенном варианте ОРВ осуществляется расчет выгод и издержек, которые понесут бизнес, потребители и другие заинтересованные группы, то есть общество в целом. Кроме того, необходимо оценить влияние анализируемого регулирования на конкуренцию, малый бизнес (его необходимо оценивать 14 отдельно, в силу высокой значимости для инновационного развития), внешнюю торговлю, инвестиционный климат, инновационную среду и т.д.; - оценка вероятного распределения положительных и отрицательных эффектов от введения меры регулирующего воздействия на инновационную деятельность между различными социальными и экономическими группами (определение групп, получивших позитивные выгоды и негативные последствия, и величины воздействия на выявленные группы); - формирование стратегий реализации каждого из предложенных инновационных вариантов достижения поставленных целей и эффективности, предполагающих оценку затрат, необходимых для получения желаемого результата; - оценка инновационных и других рисков неэффективности меры регулирующего воздействия на инновационную сферу; - проведение публичных консультаций с представителями основных заинтересованных групп в инновационной сфере с целью получения нужных эмпирических и/или статистических данных, взаимодействия в проведении ОРВ, проверки результатов ОРВ, подготовленных регулирующим органом, обеспечение согласия и поддержки в отношении меры регулирующего воздействия; - выбор регулирующей меры воздействия из имеющихся альтернатив, отвечающей стратегической цели перевода экономики на инновационный путь развития, обоснование и аргументация сделанного выбора; - разработка механизмов мониторинга процесса реализации меры регулирующего воздействия на инновационную деятельность, а также учета полученной информации посредством мониторинга для корректировки мер регулирующего воздействия и внесения корректив в методологию и практику ОРВ. При этом надо понимать, что описанная здесь логика не должна интерпретироваться в качестве единственно возможной. Механизмы ОРВ, существующие в разных странах, существенно отличаются друг от друга в силу 15 различий в инновационном типе развития и особенностей нормотворческой практики в стране.

 

3 ЧТО ДАЕТ ПРИМЕНЕНИЕ ОРВ?

 

ОРВ позволяет значительно повысить результативность и эффективность регулирования. Результативное регулирование – это регулирование, которое позволяет достигнуть поставленных целей. Эффективным регулирование является, если эти цели достигнуты при минимально возможны издержках.

Более конкретно ОРВ позволяет: 

Снизить издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, других заинтересованных лиц по выполнению установленных требований;

Обеспечить экономию бюджетных средств;

Снизить риски возникновения коррупции;

Улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;

Повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

 

4 МЕТОДЫ ОРВ

 

 На сегодняшний день существует  относительно устоявшийся набор  методов, применяемых в мировой  практике для оценивания регулирующих актов в рамках ОРВ.

К основным методам относится:

 − анализ издержек-выгод;

− анализ издержек-эффективности;

− анализ рисков.

Анализ издержек-выгод подразумевает выявление и перевод в денежную форму максимального количества издержек и выгод всех участников (монетизация), возникновение которых связано с действием регулирующего акта. В рамках этого подхода сравнению подлежат все издержки и выгоды. В случае выявления положительного баланса издержек и выгод предлагаемый регулирующий акт одобряется. Основное обоснование использования метода состоит в том, что в условиях ограничения ресурсов последние должны распределяться с учетом максимизации чистой общественной выгоды. Решения, которые принимаются по вопросам регулирования, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, и проведение анализа издержек-выгод обеспечивает учет агрегированных общественных интересов.

Анализ издержки-эффективность при оценивании регулирования подразумевает расчет индекса прогнозируемых издержек достижения необходимого социального эффекта. Этот подход позволяет выбирать решения, минимизирующие издержки по устранению конкретных рисков.

 

 

 

5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОРВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ

 

Для более глубокого понимания необходимости использования в практике государственного управления такого инструмента, как ОРВ, следует показать, каковы практические результаты данной оценки. Целью проведения ОРВ является прогнозирование либо анализ фактических эффектов и выгод от действия регулирующего акта. Кроме того, нельзя не упомянуть достижение максимального общественного эффекта и благосостояния при минимизации издержек всех заинтересованных лиц. Российские исследователи Беляев А.Н. и Маршаков В.А. приводят целый список преимуществ ОРВ, среди которых:

Информация о работе Результаты оценки регулирующего воздействия: преимущества и ограничения