Результаты вступления Китая в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет КНР в развитие мировой экономики после вступления в ВТО.
Вступление КНР в ВТО, также оказало влияние на американо-китайские отношения. Китай стал основным кредитором США, а товарооборот между этими станами составил 585 млн. долларов. Так отрицательная либо положительная атмосфера этих отношений оказывает влияние на весь мир.

Содержание работы

Введение …………………………………………………......………..…..2
1. Общие сведения о ВТО и присоединения Китая…………….…...…..5
1.1 История, цели и принципы ВТО ………………….……..……..….....5
1.2 Критерии и перспектива вступления Китая в ВТО……………........8
1.3 Важнейшие аспекты взаимодействия Китая с ВТО ……..….…….10
2. Результаты вступления Китая в ВТО. США…………………..….....14
2.1 Экономика Китайской Народной Республики …………..………...14
2.2 Внешнеторговая политика Китая после вступления в ВТО …...…17
2.3Проблемы взаимодействия Китая и США ………..………………..26
Заключение……………………………………………………………......31
Список литературы………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.20 Кб (Скачать файл)

После присоединения Китая к  ВТО произошло значительное открытие рынка для внешней конкуренции. По данным Торговой палаты США в  1999г. только 24% опрошенных иностранных  компаний заявляли, что им открыт китайский  рынок. А в 2008г. уже 83% респондентов признали, что они имеют доступ на рынок  товаров и услуг Китая. Вместе с тем государственные организации  и поныне сохраняют свое влияние  во внешнеэкономической сфере Китая, хотя по соглашениям с ВТО он несколько  ослабил позиции государственных  посредников во внешней торговле. Была ликвидирована система осуществления экспортно–импортных операций по ряду товаров специально уполномоченными компаниями. Государственным экспортно-импортным компаниям оставлено право ведения внешней торговли зерновыми, нефтью и нефтепродуктами, удобрениями, хлопком и хлопковым волокном, табаком и сигаретами, сахаром, некоторыми видами растительных масел, вольфрамовыми рудами и концентратами, чаем, углем и коксом, шелком, серебром, сурьмой. На большинство перечисленных товаров, а также медикаменты сохраняется государственное ценообразование. Оно распространяется также на соль, природный газ, тарифы на коммунальные услуги, плату за жилье и воду для орошения, оплату почтовых услуг.

До присоединения к ВТО импортный  таможенный тариф КНР подразделялся  на две категории пошлин – общие  и преференциальные. Общий тариф  применялся для импортных товаров  из стран, с которыми КНР не заключала  соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования  в торговле. Преференциальный тариф  использования при ввозе товаров  из стран, с которыми такие соглашения были подписаны.  В 1999г. номенклатура ввозимых товаров содержала 6940 позиций. Общий импортный тариф насчитывал 20 различных ставок пошлин от 0 до 270%, преференциальный таможенный тариф  варьировался от 0 до 121,6%, при этом средний  уровень ставки составлял 16,8%.

В 2002г. была проведена реформа таможенного  тарифа. Теперь в нем выделяют четыре вида импортных пошлин:

  • таможенные пошлины для стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования;    
  • таможенные пошлины для стран, с которыми заключены региональные или двусторонние соглашения о свободной торговле. Ставки таких пошлин более льготные, чем при использовании режима наибольшего благоприятствования, и, кроме того, они снижаются в упреждающем порядке по сравнению с либерализацией импорта из других стран-членов ВТО;
  • особые преференциальные таможенные пошлины для стран, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Речь идет в основном о наименее развитых странах Африки и Азии. При этом для большинства товарных позиций действуют нулевые пошлины. В 2008г. они применялись в отношении импорта из 39 стран, в том числе 30 стран Африки и четырех стран Юго-Восточной Азии;
  • общие таможенные пошлины. Они касаются импорта из стран, на которые не распространяется действие режима наибольшего благоприятствования, специальных соглашений и договоренностей.

С 1 января 2007г. в Китае начал  действовать новый таможенный тариф. В нем увеличено количество товарных позиций с 7605 до 7646, по 1600 из них пересмотрены ставки импортных пошлин. Последние  изменения в товарную номенклатуру были внесены в 2008г.: было добавлено 139 новых позиций, удалено 29, заменено название одной позиции10. В настоящее время таможенный тариф содержит 7868 товарных позиций. Средняя ставка импортного тарифа КНР составляет 9,8%. По этому показателю Китай классифицируется как член ВТО с низкими тарифами. Средний уровень таможенных пошлин на промышленные товары     снизился   с   14,8%   в   2001г.   до   8,9%     в       2009г.       На    сельскохозяйственную продукцию он за это же время упал с 22,3 до 15,2%.

В Китайской практике используются и временные импортные пошлины, которые устанавливаются на относительно высоком уровне для защиты национальных производств, пока недостаточно конкурентоспособных  по сравнению с зарубежными поставщиками. В 2008г. такие пошлины действовали  в отношение более 60 товарных позиций, в том числе по импорту угля, строительного камня, жидкого топлива, поликристалического кремния, дизельных моторов, искусственной плазмы крови, некоторых видов бытовой электротехники.

В конце 2008г., когда китайский импорт стал быстро сокращаться под влиянием мирового финансового кризиса, были временно установлены пониженные импортные  тарифы на 670 ввозимых товаров. В основном это-  высокотехнологичное оборудование и комплектующие к нему, природные  энергетические ресурсы, сельскохозяйственная техника и т.п. С конца 2008г. введена  временная мера, которая будет  действовать в течение 2009г., по снижению импортных пошлин с 10 до 7% на все  товарные позиции, связанные с работой  полиграфической промышленности.

Помимо  адвалорных пошлин, исчисляемых  в процентном отношении к таможенной стоимости импортного товара, в Китае  используются и специфические пошлины, которые определяются как абсолютная денежная сумма в расчете на физическую единицу товара или на единицу  веса, объема и т.д. Протекционистское  значение таких пошлин особенно велико в случае устойчивого снижения цен  на соответствующие товары на мировых  рынках.

Обязательства, взятые на себя Китаем при присоединение к ВТО, предусматривают  постепенный отказ от количественных ограничений импорта. Но и по сей  день в отношении ряда категорий  сельскохозяйственной продукции Китаем применяется тарифное квотирование: импорт в рамках квоты облагается пониженными пошлинами, за рамками  квоты – по более высоким ставкам.

В 2008г. тарифному квотированию подвергался  импорт пшеницы, кукурузы, риса, сахара, овечьей шерсти, шерстяных волокон, хлопка, а также карбамида и  двух видов комплексных удобрений.

Китай по-прежнему относится к числу  стран, практикующих ограничение экспорта определенных товаров посредством  установления экспортных квот. Речь в  основном идет о сырьевых товарах. Экспортными  пошлинами облагается вывоз угля, сырой нефти, руд цветных металлов, древесины, древесной смолы и т.д. Ограничивая их экспорт, власти стремятся поддержать адекватное предложение на внутреннем рынке, тем более что цены на многие из этих сырьевых товаров до сих пор подлежат в Китае государственному регулированию.

До присоединения к ВТО в  номенклатуре товаров, подпадающих  под экспортные таможенные пошлины, насчитывалось 36 позиций, которые облагались пошлинами яти уровней – от 20 до 30%. За последние годы эта система  была изменена. Теперь экспортный тариф  содержит 88 позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20 – 50%. Выделяют обычные, временные  и специальные экспортные пошлины. Временные экспортные пошлины  применяются к экспортируемым природным  ресурсам; специальные экспортные пошлины  – к некоторым видам удобрений, и действуют они, как правило, в течение сезона полевых работ11.

В 2008 – 2009гг. для улучшения положения  производителей в условиях мирового кризиса были отменены экспортные пошлины  на стальные заготовки, текстиль, некоторые  зерновые культуры и удобрения. С  начала 2009г. было отменено квотирование экспорта сырья для хлопчатобумажной и шелковой промышленности12.

Еще одним каналом воздействия  властей на общую величину и структуру  товарного вывоза является возмещение из бюджета уплаченного предприятиями-экспортерами налога на добавленную стоимость. Этот механизм существует в Китае с 1985г. Сущность его заключается в том, что экспортным предприятиям возвращается не только «входной» НДС, уплаченный поставщикам материалов, но и собственно налоговые отчисления, сделанные  при реализации товаров на внешнем  рынке.

Ставка НДС в общем случае составляет 17%. После введения в 1994г. новой системы косвенного налогообложения  власти активно манипулировали нормативами  возмещения НДС, руководствуясь соображениями макроэкономического характера. В 1996 – 1997гг., когда стояла задача «мягкой посадки» экономики, то есть подавление инфляции без резкого замедления экономического роста, нормы компенсации были снижены до 3 п.п.  Затем, в условиях ослабления экономического рост, они стали повышаться, и к концу 2000г. экспортерам стала возмещаться полностью вся величина уплаченного НДС. Однако воздействие этой меры оказалось неоднозначным: она стимулировала экспорт, но объемы компенсационных выплат достигли таких масштабов, что государство оказалось не в состоянии современно выполнять свои обязательства перед предприятиями. В 2005г. общая сумма соответствующих бюджетных выплат достигла величины, эквивалентной 1,8% ВВП, то есть почти такой же, общенациональные расходы на образование и медицину, вместе взятые. Задержки с компенсацией НДС стали измеряться даже не месяцами, а годами.

В результате с начала 2004г. система  снова изменилась; норма возмещения была снижена до 11 п.п. в среднем, и при этом была введена дифференцированная шкала ставок налога для различных отраслей. Финансирование выплат было разделено между центральным и муниципальными бюджетами в пропорции 3:1. Практика свидетельствует, что и эта система работает не идеально: у местных властей не хватает средств и компенсация НДС превращается в новый вид регионального протекционизма, так как выплаты осуществляются в первую очередь предприятиями местного подчинения.

Новые крупномасштабные корректировки  в возмещение экспортного НДС  произошли в 2006 – 2007гг. К этому  времени у властей сложилось  впечатление, что китайский экспорт  обладает значительным запасом конкурентоспособности  и без специального налогового стимулирования – об этом свидетельствует его  быстрый рост после присоединения  к ВТО. В то же время постоянно  поддерживавшийся крупный торговый профицит Китая и сопровождающие его ревационные ожидания постоянно подпитывали юаневую денежную эмиссию и в этом они способствовали перегреву внутрихозяйственной конъюнктуры. К тому же бурное увеличение китайского экспорта усиливало протекционистское настроение в странах – торговых партнерах Китая. Снизить нормы возмещения побуждали власти и стремление ослабить нагрузку на бюджетную систему, и желание сдержать рост производства и экспорта в ресурсоемких, экологически «грязных» отраслях.

С сентября 2006г. было полностью отменено возмещение НДС по экспорту всех видов  сырьевых ресурсов, кроме металлов. С 13 до 11 п.п. были снижены нормы компенсации по экспорту традиционных трудоемких товаров – текстиля, мебели, изделий из пластмасс, зажигалок, а также некоторых видов древесины. В то же время с 13 до 17 п.п. были увеличены ставки возмещения по экспорту продукции ИТ и биотехнологий.

Еще одно крупное сокращение произошло  с начала 2007г., оно охватило 2831 товарную позицию (это 37% всего экспорта). По 533 позициям возмещение было отменено совсем. Речь шла в основном о продукции  экологически вредных производств ( соль, цемент, химические удобрения  и красители, кожа, продукция деревообработки, товары из цветных металлов и т.д.). Были сокращены нормы компенсации  по 2268 позициям, которые характеризуются  как «вызывающие напряженность  в торговле» (одежда, обувь, головные уборы, игрушки и т.д.)

Однако в течение 2008г. ситуация в китайской внешней торговле стала меняться. Темпы прироста экспорта стали замедляться вследствие антиинфляционного  ужесточения кредитно-денежной политики властей, из-за провоцировавшего увеличение издержек роста мировых цен на нефть, из-зи ускорения ревальвации юаня. Реагируя на это, власти увеличили с начала августа 2008гю нормы возмещения по ряду категорий экспорта текстиля и одежды с 11 до 13 п.п. В сентябре – октябре мировой финансовый кризис перешёл из вялотекущего в острую фазу, и уже в ноябре китайский экспорт впервые за много лет сократился в абсолютном выражении. Макроэкономическая политика китайских властей была переориентирована на поддержание экономического роста и предотвращение дефляции. С начала ноября 2008г. нормы возмещения НДС повышены по 3468 товарным позициям, включая как высокотехнологичные, так и традиционные трудоемкие товары. По отдельным видам текстиля, одежды, игрушек ставка поднята до 14 п.п., по изделиям из фарфора (бытового назначения и произведениям искусства) – до 11 п.п., по изделиям из пластмасс – до 9 п.п. Повышена она также по отдельным видам мебели – до 11 и 13 п.п. и машиностроительной продукции – до 9, 11 и 13 п.п.

Происшедшее после присоединения  к ВТО увеличение товарного импорта  в Китай, обострение борьбы за китайские  рынки сбыта обусловили усиление еще одной составляющей внешнеторговой политики, связанной с защитой  от недобросовестной конкуренции. Речь идет о принятии антидемпинговых мер, введение компенсационных пошлин в ответ на субсидирование экспорта в зарубежных странах-производителях, использовании защитных мер при резком расширении ввоза тех или иных импортных товаров.

Впервые нормативный акт по антидемпинговым  и компенсационным мерам был  опубликован Министерством внешней  торговли и экономического сотрудничества КНР (ныне Министерство коммерции) в 1997г. В положении было много недостатков  и недоработок, содержание статей было слишком кратким, формулировки –  абстрактными. Было очевидно, что оно  нуждалось в дополнениях и  уточнениях. С вхождением страны в  ВТО законодательство обновилось : в 2001г. в действие вступили «Положение Госсовета КНР об антидемпинге», «Положение Госсовета КНР о не дотировании», «Положение Госсовета КНР о защитных мерах»13.

Каждое положение состоит в  среднем из 50 статей с простыми и  легкими для понимания формулировками, но за ними скрывается полная неопределенность по ряду вопросов, и исход решения любого вопроса зависит от трактовок статьи. Эти нормативные акты можно интерпретировать по-разному. Такая их податливость в толковании позволяет правительственным органам удовлетворять текущие политические и экономические потребности и нужды, но она же порождает неуверенность у иностранных партнеров14.

Предприятия большинства китайских  отраслей промышленности инициируют антидемпинговые  расследования только тогда, когда  уже заведомо невозможно избежать ущерба. Чаще всего предприятия не могут  предоставить существенные доказательства его причинения. Многие компании ошибочно полагают, что решить проблему можно  просто путем переговоров с иностранными поставщиками.

Хотя число инициированных Китаем антидемпинговых расследований  остается небольшим, временами оно  существенно увеличивается. Так, в 1997г. был расследован один случай, в 1999г. – уже четыре. В 2000г. – шесть  случаев, 14 расследований было проведено  в 2001г., когда Китай присоединился  к ВТО. В 2002г. было предпринято наибольшее количество расследований – 30, в 2003г. – 22. В последующие годы их число  снизилось: в 2006г. – 11, в 2007г. – всего  четыре. Большинство инициированных Китаем расследований относится  к продукции химической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности.

Говорить об опыте Китая в  проведении расследований против субсидируемого экспорта из других стран не приходится, так как он вообще не возбуждал  таких дел против каких-либо иностранных  конкурентов. Соответственно, антидотационных мер он также не вводил. Можно лишь предположить, что Китай не начинает таких расследований потому, что слишком велики сложности в доказательстве субсидирования, в сборе фактов и данных. 

Информация о работе Результаты вступления Китая в ВТО