Риск и его измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытие понятия рисков, методов их ограничения. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и методы измерения риска;
рассмотреть метод снижения рисков;
раскрыть сущность методы распределения рисков;
описать риски в современной рыночной экономике.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономическое содержание сущности рисков 5
1.1 Понятие рисков и их классификация 5
1.2 Методы измерения риска 10
2 Методы управления риском 20
2.1 Методы распределения рисков 20
2.2 Метод уменьшения рисков 21
2.3 Другие методы управления риском 26
2.4 Подходы к управлению и анализу финансовых рисков на российских предприятиях 31
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

риск и его измерение.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Лимиты контрагента включают три подвида: лимит предельного риска на одного контрагента (группу взаимосвязанных контрагентов), лимит на конкретного заемщика или эмитента ценных бумаг (группу взаимосвязанных заемщиков), лимит на посредника ( покупателя - продавца, брокера, торговую площадку).

Лимиты на исполнителей и контролеров операций ограничивает пределы полномочий лиц, непосредственно совершающих, оформляющих и контролирующих операции. Естественно, при размещении крупных сумм денег, риск потери и ошибки возрастает. Даже при соблюдении лимитов контрагентов и открытой позиции риск остается. Поэтому заключение и оформление сделок на крупные суммы должны производить старшие по должности. Это правило очень актуально при совершении сделок, связанных с открытой позицией (валютные операции, акции), здесь квалификация и опыт дилера имеют первоочередное значении. Совокупность лимитов на исполнителей и контролеров операций называется матрицей полномочий.

Лимиты ликвидности  относятся не к определенной операции, а к совокупности операций. Их задача - ограничить риск недостатка денежных средств для своевременного исполнения обязательств, как в текущем режиме, так и на перспективу.

2. Управление активами  и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. Теоретически в этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции, т.е. применения иного метода управления рисками.

Управление активами и пассивами направлено на избежание  чрезмерного риска путем динамического  регулирования основных параметров портфеля или проекта. Иными словами, этот метод нацелен на регулирование  подверженности рискам в процессе самой деятельности.

Очевидно, динамическое управление активами и пассивами  предполагает наличие оперативной  и эффективно действующей обратной связи между центром принятия решений и объектом управления14. Управление активами и пассивами наиболее широко применяется в банковской практике для контроля за рыночными, главным образом валютными и процентными, рисками.

3. Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска.

По своей природе  страхование является формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного  (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения. Таким образом, происходит передача большей части риска от страхователя к страховщику.

Страхование риска есть по существу передача определённых рисков страховой компании за определённую плату. Выигрышем в проекте является отсутствие непредвиденных ситуаций в обмен на некоторое снижение прибыльности.

Для страхования характерны: целевое назначение создаваемого денежного фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений; возвратность средств.

Как метод управления риском страхование означает два вида действий: 1) обращение за помощью к страховой фирме; 2) перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование).

Когда страхование используют как услугу кредитного рынка, то это  обязывает финансового менеджера  определить приемлемое для него соотношение  между страховой премией и  страховой суммой. Страховая премия - это плата за страховой риск страхователя страховщику. Страховая сумма - это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности или ответственность страхователя.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования.

Распределение риска  осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных  документов. Как правило, ответственность  за конкретный риск возлагают на ту сторону, по чьей вине или в зоне чьей ответственности может произойти событие, могущее вызвать потери. Естественно, каждая из сторон при этом свои потери минимизирует.

Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают  прежде всего натуральные страховые фонды: семенной, фуражный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта.

Создание их является обязательным для акционерных обществ. Акционерные общества и предприятия с участием иностранного капитала обязаны в законодательном порядке создавать резервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала15.

Акционерное общество зачисляет  в резервный фонд также эмиссионный  доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для финансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Для уменьшения последствий  проявления риска применяется резервирование финансовых ресурсов на случай неблагоприятных  изменений в деятельности компании. Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающих установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и величиной средств, необходимых для ликвидации последствий проявления рисков.

 

    1. Подходы к управлению и анализу финансовых рисков на российских предприятиях

 

Российский бизнес характеризуется  высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, что заставляет компании внедрять систему оценки и  управления финансовыми рисками. В  настоящее время анализ и управление финансовыми рисками в российских компаниях находится на стадии становления, при этом необходимость такой работы признается практически всеми руководителями и риск - менеджерами.

При оценке рисков они  используют целый комплекс методов, накопленные знания и опыт своих  менеджеров и оценки сторонних экспертов, а также формализованные процедуры оценки рисков. Такой подход к данной проблеме означает, что в российских компаниях задачи анализа и управления финансовыми рисками рассматривают и решают высший и средний менеджмент и при этом, как правило, они четко следуют разработанной политике.

В первую очередь необходимо управлять рыночными и кредитными рисками. В современных российских условиях существует достаточно большая  вероятность непредсказуемых изменений  рыночных факторов и частичной или  полной неплатежеспособности партнеров по бизнесу. Неразвитость инфраструктуры российского рынка, отсутствие общепринятых методов оценки финансового положения контрагентов делают рыночные и кредитные риски наиболее важными.

Далее по приоритетности идут инвестиционные риски. Это связано с тем, что российский рынок характеризуется сравнительно невысокими объемами и темпами инвестиционной активности. Поэтому отечественные компании рассматривают инвестиционные риски как менее значимые по сравнению с рыночными и кредитными.

Сегодня в отечественных  компаниях не существует единых стандартизированных  механизмов оценки и управления финансовыми  рисками, расхождения возникают  даже в базовых определениях. На настоящий момент методология управления рисками наиболее проработана и законодательно установлена лишь в банковской сфере.

Банки самостоятельно целенаправленно  занимаются анализом, мониторингом и  контролем рисков, готовят информацию и отчетность по вопросам, касающимся управления рисками в своих подразделениях и в банке в целом, а также сдают в Банк России отчетность, в которой показывают состояние тех рисков, которые они на себя приняли.

Сейчас проводится работа по созданию и унификации методик  по управлению рисками. В частности, весной этого года было образовано Русское общество управления рисками, которое на основе российского и зарубежного опыта будет оказывать предприятиям консультационные услуги в данной области.

Однако по мнению специалистов, многие используемые сегодня в нашей  стране методики либо плохо адаптированы к российской действительности, либо научно не обоснованы.

Сегодня среди методик, используемых для оценки и анализа  кредитных рисков, широко распространены коэффициентные методы оценки финансового  состояния контрагентов. А при  установлении лимитов для контрагентов наблюдается полный произвол: все зависит от субъективного мнения эксперта о приоритетах тех или иных коэффициентов, весов, значений и т. д. Данные методики не имеют под собой научной основы, их результаты неоднозначно и широко трактуются, управленческие решения принимаются на их основе произвольно.

В России существует необходимость  создания единой сравнительной базы средних значений экономических  показателей по предприятиям и организациям различных сфер и направлений  деятельности. Подобный набор показателей необходим, например, для управления кредитными рисками.

При принятии решения  о проведении операций, несущих кредитный  риск, например о выдаче кредита  конкретному предприятию, банк должен провести оценку кредитных рисков, в том числе анализ финансового состояния предприятия. Здесь возникает проблема интерпретации тех или иных показателей. Допустим, существует возможность рассчитать экономические показатели, характеризующие определенное предприятие. При этом кредитный инспектор банка может утверждать, что предприятие финансово устойчиво и сможет в период действия кредитного договора выплатить все проценты и своевременно погасить выданный ему кредит. А другой сотрудник банка - кредитный риск-менеджер - может трактовать те же показатели совершенно по-другому, утверждая, что предприятие находится на грани финансового краха. Наличие единой информационной базы средних показателей по отраслям и предприятиям в зависимости от их размера позволило бы решить указанную проблему.

Подобная база существует, например, в США. В ней содержатся данные о средних значениях экономических показателей по предприятиям. Когда в американский банк приходит потенциальный заемщик, то риск-менеджер, получив необходимые данные и определив, к какой отрасли и к какому сегменту бизнеса (мелкому, среднему, крупному) относится клиент, может рассчитать величину отклонения экономических показателей заемщика от средних данных. После этого он дает балльную оценку финансового состояния предприятия и готовит обоснованное заключение относительно кредитоспособности потенциального заемщика. 
         Заключение

 

Финансовый риск возникает  в процессе отношений предприятия  с финансовыми институтами (банками, финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.).

Функционирование коммерческих организаций в рыночной – особенно находящейся в периоде трансформации – среде сопряжено с рисками, которые способны привести к самым существенным потерям. Эти потери относятся ко всем сторонам деятельности коммерческой организации: ее материальным и нематериальным активам, финансовым ресурсам, положению в конкурентной среде, текущим проектам, расходам на менеджмент. Сложность состоит в том, что попытка минимизации или устранения этих потерь приводит к необходимости системных изменений в процедурах управления коммерческой организацией, формирования достаточно самостоятельного режима управления, ориентированного как на внешние, так и на внутренние источники риска, включая динамику развития отрасли, рыночной ниши, региональной, национальной и даже мировой экономик. Отсюда – если организация хочет действительно управлять рисками, а не просто «спасаться» от них – необходимость существенного развития аналитической составляющей в управлении.

В настоящее  время  рисковый бизнес занял прочное место  в хозяйственном механизме развитых экономических стран. Рисковое предпринимательство успешно конкурирует с крупными корпорациями в разработке и производстве  новых продуктов, хотя, конечно, технические и, особенно, экономические возможности малых наукоёмких фирм остаются несопоставимыми с мощью  крупных  корпораций. Понятно, что обострение  соперничества на новых перспективных рынках выгодно потребителю.

Чтобы организовать в  современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь хорошую  профессиональную подготовку, обладать необходимыми знаниями в области экономики, психологии, политики, юриспруденции, организации производства и труда, уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, с владельцами капитала. Принятие правильного решения — залог успеха деятельности предпринимателя, так как оно значительно снижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

Информация о работе Риск и его измерение