Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:22, доклад
В современных условиях деловая репутация организации может измениться в самые кратчайшие сроки. Этому может поспособствовать множество факторов различного происхождения, в связи с чем политика безопасности организации должна включать в себя и меры по управлению риском потери деловой репутации. Ни у кого не вызывает сомнения, что деловая репутация в современных рыночных условиях является важнейшим конкурентным преимуществом любой компании
Малынич Н.А. ДФТ, 3 к.
Риск потери деловой репутации
В современных условиях деловая репутация организации может измениться в самые кратчайшие сроки. Этому может поспособствовать множество факторов различного происхождения, в связи с чем политика безопасности организации должна включать в себя и меры по управлению риском потери деловой репутации. Ни у кого не вызывает сомнения, что деловая репутация в современных рыночных условиях является важнейшим конкурентным преимуществом любой компании. Особенно значимой репутация является для банков, эффективность деятельности которых во многом напрямую зависит от поведения и степени лояльности (доверия) к ним клиентов, контрагентов и прочих кредиторов и партнеров.
Для начала выясним, что же такое риск. Для этого приведем несколько различных взглядов к толкованию данного понятия.
Риск — это опасность неблагоприятного исхода на одно ожидаемое явление. Это гипотетическая возможность наступления ущерба. Всякий риск представляет собой только возможность наступления определенного неблагоприятного события. (Страховое дело: курс лекций / И.А. Руденков)
Риск — событие или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском. ( Управление риском:учеб.пособ. / Н.В. Хохлов / под. ред. Н.В. Хохлова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239с.)
Риск — один из видов опасности, связанной с политической, социальной и экономической деятельностью людей, реально осознаваемой, вероятностно оцениваемой, для минимизации последствий которой имеются ресурсы и возможности. (Основы экономической безопасности: учеб-практ. пособие /под ред. Е.А. Олейникова. М.,1997. — с. 10)
Риск — это атрибутивная общесоциологическая характеристика любого вида целесообразной деятельности человека, осуществляемой в условиях ресурсных ограничений и наличия возможности выбора оптимального способа достижения осознанных целей в условиях информационной неопределенности. Причем, никакая гениальность, никакие способности человека не могут уничтожить риск. Существуют лишь способы смягчить его последствия. (Риск в современном бизнесе: учеб.пособие / К.Г. Балабанов. — М., 1994. — С.58)
Риск — возможность потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления предпринимательской деятельности. (Риск-менеджмент:учебн.пособие / М.А. Рогов. —М.: Финансы и статистика, 2001)
Риск — это явление, характерное для производственно-экономических систем с массовыми, повторяющимися событиями. (Downward P. Risk, uncertainty and inference in post-Keynesian economy: A realist commentary. Paper presented at the INEM-ROPE conference. University of New Hampshire, June 15-17, 1998)
Как видим, не существует единого подхода к определению риска. Однако все они, так или иначе, связаны с потерями, возникшими в результате случайных событий.
Среди определенного набора банковских рисков, различных в различных источниках, выделяется риск потери деловой репутации кредитной организации. Обосновано считается, что данный риск наименее изучен и слабо управляем, поэтому недооценивается во многих коммерческих банках. Наиболее негативное влияние риска потери деловой репутации банка выражается в снижении его ликвидности, которое при определенных обстоятельствах может привести к банкротству [1].
Не существует единой подхода к определению видов риска. Вот, например, Базельский комитет выделяет среди банковских рисков риск репутации. Некоторые авторы риск «потери репутации» относят к группе «прочих (внешних)» рисков. Е.П. Жарковская относит «риск потери репутации банка» к группе рисков «микроуровня» [2]. В учебнике под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой данный риск в классификации рисков не выделяется [3].Однако риск потери деловой репутации значительно влияет на деятельность организации.
В целом, эксперты
ранжируют банковские риски по степени
важности следующим образом [26]:
-кредитный риск – 60 %;
-риск ликвидности и платежеспособности
– 55 %;
-валютный риск – 42%;
-ценовой риск – 35 %;
-операционный риск – 30 %;
-риск репутации – 20 %;
-IT-риск – 18 %;
-инфляционный риск – 10 % [4].
Эти данные доказывают важность риска репутации в системе рисков банков. Экономисты пришли к единому мнению по поводу определения сущности риска репутации, или риска потери деловой репутации:
Риск потери деловой репутации банка — риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Риск потери
деловой репутации, иными словами
репутационный риск, возникает из-за
недостатков в организации
Внутренние факторы репутационного риска обусловлены следующими причинами:
- недостатки
кадровой политики банка при
найме и расстановке персонала;
- несоблюдение работниками банка законодательства
Республики Беларусь, локальных нормативных
актов;
- отсутствие программ повышения квалификации работников;
- несоблюдение работниками норм делового
общения, принципов профессиональной
этики;
- неисполнение банком договорных обязательств
перед кредиторами, клиентами и контрагентами;
- неспособность банка эффективно противодействовать
легализации доходов, полученных незаконным
путем, и финансированию террористической
деятельности, а также иной противоправной
деятельности, осуществляемой недобросовестными
клиентами, контрагентами и (или) сотрудниками
банка;
- сбои в работе электронных банковских
систем, ставшие причиной неисполнения
обязательств банка перед клиентами и
контрагентами;
- внутреннее мошенничество со стороны
работников банка.
Внешний характер носит репутационный риск, связанный со следующими факторами:
- недобросовестное (некоммерческое)
поведение банков-конкурентов, распускание
ими ложных (необоснованных) слухов о неплатежеспособности
банка, потере его финансовой устойчивости,
неплатежах, невыполнении обязательств
перед клиентами и контрагентами;
- опубликование в средствах массовой
информации негативных сведений о банке,
его работниках, акционерах, аффилированных
лицах, членах органов управления;
- негативная оценка деятельности банка,
высказанная внешними аудиторскими организациями;
- снижение рейтинга банка рейтинговыми
агентствами.
Определение факторов репутационного риска служит важным условием определения методов и инструментов управления рисками.
В последние десятилетия
все большее распространение
в мире получает такой вид деятельности,
впервые появившийся в
Система управления риском потери деловой репутации в Республике Беларусь.
Репутационный риск является одним из элементов системы управления банковскими рисками, и процесс его мониторинга находится под контролем Национального банка Республики Беларусь. Кроме определения репутационного риска, данного в Инструкции об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 139, на сегодняшний день не существует никаких иных нормативных актов и рекомендаций в области управления риском потери деловой репутации. Банки вынуждены самостоятельно определять методы и подходы к организации системы управления риском потери деловой репутации.
Система управления репутационным риском представляет собой совокупность непосредственно управления репутационным риском, а также организационной структуры, стратегии, политики, методик и процедур, являющихся средствами управления репутационным риском. Под непосредственным управлением репутационным риском можно понимать процесс выявления, идентификации, оценки, мониторинга, контроля и ограничения уровня риска.
Система управления риском потери деловой репутации должна включать максимальное число субъектов с четко разграниченными полномочиями. В процесс управления риском потери деловой репутации должны быть вовлечены уполномоченные органы управления, созданные акционерами (учредителями) банка, исполнительные органы, служба внутреннего аудита, другие службы банка, а также специальная служба или должностное лицо, наделенное функциями организации самого процесса, — служба риск-менеджмента.
Остановимся подробней на выявлении, идентификации и оценке риска. Эти действия являются первыми элементами процесса управления риска потери деловой репутации. Выявление и идентификация репутационного риска осуществляется путем сбора, обобщения и систематизации информации о деловой репутации банка. Службе риск-менеджмента целесообразно на постоянной основе организовать сбор материалов, размещенных в средствах массовой информации, а также использовать иные источники, включая периодические опросы клиентов и контрагентов. Объектами анализа службы риск-менеджмента кроме информации о самом банке может, и должна быть, информация об акционерах (учредителях) банка, аффилированных с банком лицах, его работниках, основных клиентах и партнерах. На основании всей собранной информации служба риск-менеджмента формирует единую аналитическую базу данных.
С учетом проведенного анализа и обобщения собранной информации служба риск-менеджмента формирует оценку, собственное мотивированное суждение относительно уровня репутационного риска, состояния деловой репутации банка, возникших и потенциальных проблемах в данной сфере, а также при необходимости совместно с другими службами разрабатывает соответствующие меры реагирования [5].
Методы управления репутационным риском в Республике Беларусь.
- контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь, в том числе законодательства о банковской тайне и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обеспечение своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным сделкам;
- мониторинг деловой репутации акционеров, аффилированных лиц банка;
- контроль за
достоверностью бухгалтерской
- разработка
системы информационного обеспе
- определение
порядка применения дисциплинар
В международной
практике выделяют следующие методы
управления репутационным риском:
-соблюдение норм делового оборота и деловой
этики;
-реализация программ повышения лояльности
клиентов и контрагентов;
-контроль деловой репутации;
-мониторинг деловой репутации сотрудников;
-эффективная работа Рi-служб( маркетинг
, реклама , пресс- центр )
В письме Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2009 №23-14/114 «О совершенствовании управлении риском ликвидности в банках» отмечается, что репутационный риск оказывает огромное влияние на появление и проявление других рисков, к примеру, риска ликвидности, кредитного риска, стратегического и других. Таким образом, риски должны рассматриваться в совокупности, так как их отдельное изучение не позволит достигнуть желаемого результата и не позволит достигнуть из полной минимизации.
Инструменты управления репутационным риском.
Инструменты управления включают политические, организационные, правовые, экономические, социальные инструменты, причем риск-менеджмент как система допускает возможность одновременного применения нескольких методов и инструментов риск-управления.
Наиболее часто применяемым инструментом риск-менеджмента является страхование. Страхование предполагает передачу ответственности за возмещение предполагаемого ущерба сторонней организации (страховой компании). Примерами других инструментов могут быть: