Рисковый подход к оценке инвестиционного климата и направления региональной инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – изучение и анализ инвестиционного климата в системе экономического развития, выявление его особенностей, методов оценки, направлений развития и форм обеспечения в современной отечественной экономике. Для достижения намеченных целей сформулированы следующие задачи:
-Изучение сущности инвестиционного климата регионов России;
-Исследование методик оценки инвестиционного климата;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и методы оценки инвестиционного климата регионов России
1.1 Понятие и сущность инвестиционного климата регионов России
1.2 Методики оценки инвестиционного климата
1.3 Проблемы адекватной оценки инвестиционного климата региона
Глава 2. Рисковый подход к оценке инвестиционного климата и направления региональной инвестиционной политики
2.1 Рисковый подход к оценке инвестиционного климата региона
2.2 Важнейшие различия российских регионов
2.3 Основные направления региональной инвестиционной политики
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

гос.рег.экономики...doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Управление каждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием его собственных способов.

В настоящее время начинает внедряться кэптивное (подконтрольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании-учредителя и обеспечивает зашиту ее интересов.

В финансовом отношении такие компании независимы - они получают от своих учредителей внутренние займы. Крупные российские корпорации уже имеют такие страховые компании, однако в регионах их пока нет.

Развитие кэптивного страхования - весьма действенный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя создание подобных компаний в регионе требует определенной перестройки финансовых потоков региона.

Выполняя перестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управление инвестиционными рисками региона. При этом особое значение будут иметь рейтинг региона, его устойчивость, потенциальные возможности. Развитие же филиалов таких компаний в регионе позволит создать привлекательный инвестиционный климат не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Если иностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то и страховые компании этой страны оказываются заинтересованными в работе данного региона, могут страховать инвестиционные риски региона.

Для иностранных инвесторов положительными являются следующие позиции отечественного хозяйствования: большие масштабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неограниченные сырьевые возможности страны, возможность получить большую прибыльна инвестиции. Однако социально-политическая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления, неразвитость инфраструктуры снижают привлекательность регионов России для инвестиций.

2.2 Важнейшие различия  российских регионов

 

Существенные различия в уровнях развития российских регионов обусловлены прежде всего объективными природно-климатическими факторами. Эффективность их использования тем не менее зависит от хозяйственной деятельности: при неразумном использовании и увеличении степени загрязнения окружающей среды отходами производства все больше оказывается негативное влияние на экономику регионов.

«Региональные различия развития регионов вызываются в основном субъективными факторами качества деятельности самих хозяйствующих субъектов при использовании имеющихся в регионах рабочей силы, основного и оборотного капиталов, а также других ресурсов.6»

Не менее важны факторы координации и кооперации для взаимодействия регионов в едином хозяйственном комплексе страны, который в значительной степени пострадал при рыночных преобразованиях в России.

На базе статистической информации выявлены важнейшие различия российских регионов.

  1. Прежде всего, выявлены регионы, уровень развития которых в начале 21 века высокий и превышает среднероссийский уровень; таких регионов в России практически всего 10: Тюменская обл., Чукотский Автономный Округ, Республика Саха, Сахалинская обл., Республика Коми, Красноярский край, Магаданская, Пермская, Самарская и Мурманская области.
  2. Во всех остальных регионах уровень их развития ниже среднероссийского, особенно в 8 депрессивных регионах (Эвенкийский АО, Усть-Ордынский и Бурятский АО, Приморский край. Республика Ингушетия, Камчатская обл.. Республика Калмыкия, Курская и Кировская обл.).

Этим регионам нужно уделить первостепенное внимание в региональной политике на современном этапе, ибо от их успешного развития зависят общее развитие всей страны, максимальное сокращение дотаций из федерального бюджета и повышение жизненного уровня населения, ликвидация нищеты и максимальное сокращение числа семей, не имеющих минимального прожиточного минимума.

  1. Наиболее динамично развивающиеся за последние годы 33 региона, которые в ближайшее время смогут превзойти среднероссийский уровень (который должен также повышаться). Причем выявлены 20 регионов, которые показывают устойчивую положительную динамику инвестиций в основной капитал и в которых преобладают промышленные предприятия; последние, однако, еще не стали фактором регионапьного инвестиционного потенциала для экономического роста региона.
  2. Выявлены 10 российских регионов со значимым объемом прямых иностранных инвестиций, среди них выделяются Москва и Московская обл., а также Сахалинская обл. В семи остальных регионах уровень таких инвестиций невысок и практически не имеет существенного значения для развития регионов, ибо важнейшими источниками для воспроизводства основного капитала служат внутренние средства регионов.

 

2.3 Основные направления  региональной инвестиционной политики

 

Основным направлением региональной экономической политики должно стать выявление и приоритетное инвестирование экономики регионов - «полюсов роста».

Однако интересы региональных властей и внешних инвесторов часто не совпадают - упрощенно можно сказать, что власти заинтересованы в привлечении как можно большего объема внешних, прежде всего иностранных, инвестиций, а инвесторы - в том, насколько весомым может быть вложение средств (емкость или потенциал инвестирования) и насколько оно рискованно (риск инвестирования).

Исследование в Института Экономики Российской Академии Наук (ИЭ РАН) позволило сформулировать ряд предложений по совершенствованию региональной политики России:

-выработать цели генеральной  схемы развития страны;

-определить следующие важнейшие  векторы региональной поли тики  Центра:

-добиваться выравнивания уровня  и качества жизни населения  регионов, особенно тех регионов, в которых среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня;

-разработать и реализовать антикризисные  меры для тех регионов, в которых  продолжается спад производства  и снижается объем инвестиций в основной капитал;

-активизировать поддержку регионов, в которых формируется потенциал инвестиционного роста;

-повысить роль политики региональных  властей для развития благоприятных  условии предпринимательству;

-особое внимание предстоит уделить  регионам, выпускающим конкурентоспособную  продукцию для внутреннего и внешнего рынков.

 

Заключение

 

В заключении следует отметить, что инвестиционный климат региона подразделяется на две составляющие: инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность.

Инвестиционную привлекательность региона мы понимаем как систему социально-экономических отношений, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный регион. Причем эти социально-экономические отношения должны конкретизироваться как политические, организационные, правовые, чисто экономические, предопределяющие стремление отечественного и иностранного капитала в хозяйственную сферу определенного региона.

Инвестиционная привлекательность формируется на основе позитивного инвестиционного климата этого региона.

Оценка инвестиционного климата региона может быть суженной и расширенной. Суженная оценка является достаточно упрошенной, оценивающей динамику ВРП, развитие инвестиционного регионального рынка. Базовым показателем этой оценки является рентабельность производства как отношение прибыли, получаемой в регионе, к обшей сумме используемых активов. Расширенная оценка инвестиционного климата региона представляет собой факторный анализ этого климата, при котором учитываются экономический потенциал региона, зрелость рыночной среды в регионе, степень доверия населения к региональной власти и т.д.

Инвестиционная привлекательность региона является интегральной характеристикой общего состояния региона, и в зависимости от этой привлекательности формируются многие тенденции развития регионального хозяйства.

Наибольшее значение имеет рисковая оценка инвестиционной привлекательности региона, поскольку именно она интегрирует первый и второй подходы оценки инвестиционной привлекательности региона. Используются разнообразные методы расчета таких рисков: метод достоверных эквивалентов, анализ чувствительности критериев эффективности инвестиций, метод сценариев и др.

Привлечением инвестиций в регион необходимо управлять. Одним из эффективных способов является кэптивное страхование, пока не применяемое в регионах.

Также следует отметить, что в условиях формирования рыночной экономики в Российской Федерации, остро встала проблема оценки региональных рейтингов инвестиционного климата или так называемое ранжирование регионов по их инвестиционной привлекательности. Отечественные ученые не пришли к единству в оценке инвестиционной привлекательности регионов. Методика оценки для страны и региона должна быть единой и соответствовать принципам международных стандартов оценки инвестиционного климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Андреев А.В., Плучевская Э.В., Борисова Л.М. и др. Основы региональной экономики. – М.: КноРус., 2009. – 336 с.

  1. Дергачев В.А. Регионоведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 463 с.

  1. Дорошенко И.В. Региональная экономика и размещение производительных сил. Благовест, 2006. – 152 с.

  1. Игнатов В.Г. Регионоведение: экономика и управление. – М.: Март, 2004. – 528 с.

  1. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 584 с.

  1. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. – Спб.: ПитерЮг, - 2008. – 288 с.

  1. Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 813 с.

  1. Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.-666 с.

  1. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

  1.  Юсупов К.Н., Таймасов А.Р., Янгиров А.В. и др., Региональная экономика. – М.: КноРус, 2008. – 232 с.

 

 

1  Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 223 с.

2  Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.- 134 с.

3  Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 343 с.

4  Региональная экономика. Под ред. В.И. Видяпина и M.B. Степанова. - М: ИНФРА-М, 2007.- 136 с.

5  Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 344 с.

6  Национальная экономика. Под ред. П.В. Савченко. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - 223 с.


Информация о работе Рисковый подход к оценке инвестиционного климата и направления региональной инвестиционной политики