Роль Центрального Банка России на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли Центрального Банка России на экономику страны.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Выявить структуру кредитной системы.
2. Рассмотреть основные функции ЦБ.
3. Провести анализ изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Структура кредитной системы………………………………………...
5
2. Функции задачи ЦБ ……………………………………………………
10
3. Анализ изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ……………….
14
Заключение……………………………………………………………………..
22
Список литературы…………………………………………………………….
24

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Makroekonomika Абрамова 32БЭД.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Центральные банки занимается финансированием государственного долга и дефицита государственного бюджета посредством кредитования правительства. Концентрация обязательных резервов в центральном банке значит, что центральный банк может в известных случаях осуществлять контроль деятельности коммерческих банков [3, с. 289].

Надзор и контроль над банками состоит из контроля над функционированием банковской системы и валютного контроля. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии какого-либо банка путем проведения политики минимальных резервов или рефинансирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требования к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. К этой же функции относится и разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль над ними. Еще одной важной контрольной функцией является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жесткости которых зависит от общего экономического положения страны.

Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится к созданию условий для проведения платежей и расчетов, позволяющих минимизировать системный риск и его последствия.

Центральные банки могут участвовать в организации межбанковских расчетов и осуществлять контроль над частными и расчетно-клиринговыми системами. Обычно в функции центральных банков развитых стран входит регулирование платежей, клиринга и расчетов, включая:

а) участие в работе расчетно-клиринговых палат;

б) выполнение отдельных платежных операций;

в) общий надзор и контроль над деятельностью расчетно-клиринговых палат;

 г) предоставление кредитов для  завершения расчетов.

Банкир правительства. С учтом несбалансированности финансовых потребностей государства, ограниченной финансовой базы создает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Государственные займы – основная форма финансирования государственных расходов и государственного бюджета. ЦБ РФ осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банком, страховых компаний и других участников денежного рынка.

 Также основными методами финансирования государственного долга являются денежная эмиссия и непосредственные кредиты центрального банка.

 

3. Анализ изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ

Функционирование рыночных отношений в России и задачи развития экономики страны в условиях кризиса и сегодняшнего нестабильного посткризисного ее состояния предъявляют новые требования к устойчивости и масштабам функционирования банковской системы. Обеспечение равновесия и устойчивости банковской системы нельзя представить без решения вопросов управления банковской деятельностью и регулирования банковской ликвидности. Именно поэтому эти задачи являются одними из приоритетных для Центрального Банка РФ. Для выполнения своих функций ЦБ РФ использует ряд инструментов и методов единой государственной денежно-кредитной политики. Одним из таких методов является рефинансирование кредитных организаций [6, с. 299].

ЦБ РФ, являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования. Значимость системы рефинансирования для деятельности банковского сектора страны состоит в регулировании банковской ликвидности, обеспечении достаточного размера ресурсной базы кредитных организаций для реализации краткосрочных и среднесрочных проектов банков, а также обеспечении финансовой устойчивости банковского сектора.

За 2011-2014 ставка рефинансирования Банка России некоторой стабильностью – не выходя за рамки 8-8,25% годовых, что является положительно тенденцией. С самого начала мирового финансового кризиса ставка, устанавливаемая Банком России, была резко поднята. В то время как  к концу 2006 г. она составляла 11% и являлась низкой, к 2007 г. упав до значения 10%, то уже с начала 2008 г. она была поднята на 0,25 п.п. За период 2008 г. ставка рефинансирования поменялась 6 раз, и все в сторону роста. Такое изменение было продиктовано необходимостью сдерживать инфляционные тенденции и противодействовать оттоку капитала. Самое высокое значение ставки рефинансирования было установлено 1.12.2008 г. на уровне 13%. После чего наблюдалось сначала постепенное, а затем ускоряющееся ее понижение. Динамика изменения ставки рефинансирования с 2006 по 2012 гг. отражено на рисунке 5.

Рисунок 5 - Динамика изменения ставки рефинансирования Банка России [16]

На сегодняшний момент ставка рефинансирования это инструмент, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц и на процентные ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями. В своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансирования ЦБ РФ, при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемые населению.

Согласно Указанию Банка России от 13.09.2012 N 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» (13 сентября 2012 г.) на сегодня с 14 сентября г. составляет 8,25% [16].

25 июля 2014 года Совет директоров Банка  России вновь оставил её без  изменения, но повысил ключевую  ставку до 8,00% годовых. На данный  момент неоднократно обсуждалось предложение о том, чтобы в качестве ставки рефинансирования рассматривать средневзвешенную ставку по операциям Банка России, которая в 2014 составляет примерно составляет 6,5%.

Динамика изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ (2006-2014 гг.) [16]

Срок, с которого установлена ставка

Размер ставки рефинансирования (% годовых)

С 14 сентября 2012 г. по настоящее время

8,25

С 26 декабря 2011 г.

8

С 3  мая 2011 г.

8,25

С 28 февраля 2011 г. 

8

С 1 июня 2010 г.

7,75

С 30 апреля 2010 г.

8

С 29 марта 2010 г.

8,25

С 24 февраля 2010 г.

8,5

С 28 декабря 2009 г.

8,75

С 25 ноября 2009 г.

9

С 30 октября 2009 г.

9,5

С 30 сентября  2009 г.

10

С 15 сентября 2009 г.

10,5

С 10 августа 2009 г.

10,75

С 13 июля 2009 г.

11

С 5 июня 2009 г.

11,5

С 14 мая 2009 г.

12

С 24 апреля 2009 г.

12,5

С 1 декабря 2008 г.

13

С 12 ноября 2008 г.

12

С 14 июля 2008 г.

11

С 10 июня 2008 г.

10,75

С 29 апреля 2008 г.

10,5

С 4 февраля 2008 г.

10,25

С 19 июня 2007 г.

10

С 29 января 2007 г.

10,5

с 23 октября 2006 г.

11

с 26 июня 2006 г.

11,5


Современной российской системе рефинансирования коммерческих банков характерно использование различных видов кредитов, соответствующих международной практике. Кредиты ЦБ РФ могут быть обеспечены ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России, а также нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями), поручительствами кредитных организаций, и золотом. Структура кредитов рефинансирования ЦБ РФ  представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды кредитов Банка России и условия кредитования [15]

Виды кредитов

Ставка (в % годовых)

Вид обеспечения

Дата предоставления кредита (Т – дата обращения кредитной организации)

Нормативный документ

Внутридневные

0

Блокировка ценных бумаг изЛомбардного списка БР

в течение дня

Положение № 236-П

   

Векселя, права требования по кредитным договорам

(Т + 0)

Положение № 312-П

   

Слитки золота, находящиеся в хранилище Банка России

 

Положение № 362-П

Овернайт

10,50%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР

в конце дня

Положение № 236-П

   

Залог векселей, прав требования по кредитным договорам

(Т + 0)

Положение № 312-П

   

Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России

 

Положение № 362-П

Ломбардные кредиты

10,50%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР  

Т + 0

Положение № 236-П

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

10,50%

Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций

Т + 0

Положение № 312-П

 

11,25%

     
 

определяется на аукционе

 

Т+2

 

Кредиты, обеспеченные залогом золота

10,50%

Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка

Т + 0

Положение № 362-П

 

11,00%

     

Внутридневные кредиты являются наиболее востребованным инструментом рефинансирования Банка России. Такое положение объясняется тем, что внутридневные кредиты способствуют бесперебойному осуществлению расчетов между кредитными организациями и более эффективному управлению собственной ликвидностью в течение операционного дня. К тому же, как видно из таблицы 2 требования к получению такого кредита более упрощенные.

Рассмотрим объем операций по кредитам.

Таблица 3

Объем операций по кредитам [15]

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных кредитов, обеспеченных активами или поручительствами

Объем предоставленных кредитов, обеспеченных золотом

2004 г.

3 051 870,5

30 262,70

4 540,80

2005 г.

6 014 025,0

30 792,00

1 359,00

2006 г.

11 270 967,5

47 023,50

6 121,40

2007 г.

13 499 628,1

133 275,90

24 154,50

32 764,50

2008 г.

17 324 352,8

230 236,10

212 677,60

445 526,20

2009 г.

22 832 687,5

311 423,60

308 848,50

2 419 364,7

2010 г.

28 359 579,5

229 939,60

74 993,00

334 557,00

2011 г.

38 189 240,89

208 961,12

112 742,68

431 310,64

19

2012 г.

52 673 666,64

172 283,56

211 227,47

1 520 368,91

2 150,00

2013 г.

57 773 132,34

146 482,55

224 889,78

1 904 104,42

2 113,00

2014 г. (по состоянию на III кв.)

39 521 512,66

161 800,14

66 577,12

6 503 204,15

1 623,00

Информация о работе Роль Центрального Банка России на экономику страны