Роль домашнего хозяйства в создании человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

В экономической деятельности человека и его семейной жизни исключительно важная роль отводится домохозяйственной деятельности. Домохозяйственная деятельность – это формирование бюджета семьи, организация оптимальной структуры ее потребления и набора семейного имущества, рациональное внутрисемейное обслуживание, включая уход за детьми, а также многие другие хозяйственные работы по приготовлению пищи, обустройству и содержанию жилища, заготовке, переработке продуктов питания, приобретению и содержанию одежды, обуви, белья и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Сущность и роль человеческого капитала, его формирование 4
Теория человеческого капитала по Г. Беккеру 8
Индивидуальная модель воспроизводства человеческого капитала 13
Проблемы формирования человеческого капитала 20
Заключение 21
Список использованной литературы: 22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономической  деятельности человека и его семейной жизни исключительно важная роль отводится домохозяйственной деятельности.

Домохозяйственная деятельность – это формирование бюджета семьи, организация оптимальной структуры ее потребления и набора семейного имущества, рациональное внутрисемейное обслуживание, включая уход за детьми, а также многие другие хозяйственные работы по приготовлению пищи, обустройству и содержанию жилища, заготовке, переработке продуктов питания, приобретению и содержанию одежды, обуви, белья и т.д.

Домохозяйственная деятельность составляет первичную  основу всей жизнедеятельности людей, ибо без питания, одежды, жилья  и домашнего отдыха невозможны ни работа, ни учеба человека, никакая другая деятельность и в целом его существование. Обустройство домашнего быта и организация необходимой для этого домохозяйственной деятельности представляют собой важнейшую социально-экономическую проблему человеческого общества. С зарождения человеческого общества по настоящее время многогранная домохозяйственная деятельность постоянно, каждодневно ведется в составе домашнего хозяйства.

В экономической  и социологической науке, наряду с процессом производства и оказания услуг, домашние хозяйства рассматриваются как основное звено формирования и накопления человеческого капитала.

Сущность и  роль человеческого капитала, его формирование

Человеческий  капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь – Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы – затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Наиболее  полным на сегодняшний день является определение С.А. Дятлова: Человеческий капитал есть «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека».

Отметим, что  на практике понятие «человеческий  капитал» чаще всего является синонимом  образовательно-квалификационного  потенциала национального хозяйства. При обилии теоретических, технико-экономических и экономико-статистических разработок общего характера (в основном в западной литературе) подсчеты аккумулированных издержек формирования фонда здоровья, фонда мобильности и других носят единичный характер.

Поскольку понятие человеческого капитала призвано характеризовать весьма сложный и многоаспектный феномен рыночной экономики, определение должно отразить его наиболее важные, сущностные характеристики и признаки. В связи с этим необходимо подчеркнуть следующие моменты. Во-первых, запас знаний, навыков и иных производительных качеств человека является результатом накопления, осуществляемого посредством инвестиций в человека. Во-вторых, это такой запас, который, существуя потенциально, может быть актуализирован и применен человеком в той или иной сфере общественного производства (на него, по меньшей мере, должен существовать спрос) и внести определенный вклад в рост производительности и ВНП. В-третьих, целесообразное использование данного запаса должно закономерно приводить к росту доходов (заработков) самого работника и национального дохода. В-четвертых, повышение доходов должно стимулировать человека увеличивать, накапливать новые запасы знаний, навыков и т.д. путем дополнительных вложений с целью дальнейшего их эффективного применения.

К основным элементам  человеческого капитала обычно относятся:

  • капитал образования (знания – общие и специальные);
  • капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт);
  • капитал здоровья;
  • обладание экономически значимой информацией (информированность о ценах и доходах);
  • капитал миграции (обеспечивающий мобильность работников);
  • мотивация экономической деятельности.

Общий человеческий капитал может быть использован  применительно к широкому спектру  специальностей и рабочих мест. Он является результатом общей подготовки, в ходе которой человек приобретает знания и навыки, которые могут найти применение на множестве фирм (например компьютерная грамотность). Специальный человеческий капитал повышает производительность труда лишь в ограниченном хозяйственном пространстве. Он создается в результате специальной, целенаправленной подготовки, которая наделяет работников такими знаниями, навыками и опытом, которые представляют интерес только для той фирмы, где они были получены.

Итак, производство человеческого капитала – это процесс создания производительных способностей человека посредством инвестиций в специфические процессы деятельности индивидуума. При этом, по нашему мнению, инвестиции могут рассматриваться двояко – как вложения финансовых средств и ресурсов и как определенные виды деятельности. В самом общем плане все виды вложений в человека, которые могут быть оценены в денежной или иной форме и которые носят целесообразный характер, т.е. способствуют росту производительности труда и содействуют повышению доходов человека, – это инвестиции в человеческий капитал.

Человеческий  капитал по своему назначению сопоставим с физическим капиталом, так как  его формирование требует отвлечения средств в ущерб текущему потреблению, но служит источником повышения производительности труда и заработков в будущем. Это благо длительного, но ограниченного срока службы, оно может менять свою ценность в зависимости от других факторов, для его функционирования необходимы «амортизационные расходы». Кроме того, инвестиционный период у человеческого капитала значительно длиннее, чем у физического. У последнего он составляет от 1 до 5 лет, а у такой формы вложений в человека, как образование, инвестиционный период может достигать 12–20 лет.

Система функций  семьи по формированию и накоплению человеческого капитала включает:

  • создание материальной базы семьи;
  • производство физической основы человеческого капитала (реализация детородной, воспитательной и рекреационной функций);
  • реализация человеческого капитала посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства.

Семья и домашние хозяйства испытывают на себе влияние  экономических, правовых, идеологических отношений. В разные исторические эпохи в зависимости от характера общественных отношений изменялась и семья: ее место и роль, структура и функции, величина и устойчивость, права и ответственность, положение в обществе или ее социально-экономический статус.

Человеческий капитал, прежде всего, формируется в семье  после соответствующей подготовки, обучения, вложения в него определенных инвестиций. Именно семья вкладывает большие средства на рождение и воспитание детей, образование и квалификацию, здоровье и культуру. В структуру человеческого капитала включаются такие элементы, как врожденные способности и таланты, знания и учения, навыки, приобретенные в процессе воспитания. Человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения и образования или посредством практического опыта. Как указывал А. Маршалл, общая способность в большой мере зависит от окружения человека в детском и юношеском возрасте. Здесь первейшее и наисильнейшее влияние оказывает мать. Далее следует влияние отца, других детей, а в некоторых случаях и слуг. Семья является фундаментом формирования человеческого капитала. Более того, уровень образования родителей, особенно матери, их уклад жизни способствуют дальнейшим успехам, здоровью детей.

Семья, прежде всего, выполняет  функцию социализации или воспитательную, которая заключается в подготовке детей к полноценной жизни в обществе. Развитие и функционирование человеческого капитала первоначально происходит за счет воспитания и образования в семье и образовательных учреждениях, затем в вузах. Все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты многократно компенсировались возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, так и для самого ребенка. Следовательно, семья несет издержки, необходимые для физического формирования человека, издержки воспитания детей, которые представляют собой инвестиции, так как уменьшают текущие затраты на потребление родителей, их еще называют «эффект их воздержания». Действительно, велико влияние семьи и окружающей обстановки, поэтому оздоровление и благосостояние семьи, образование, здоровье детей и молодежи, вложения в человеческий капитал становятся первоочередной задачей.

Помимо семьи, государство  также вкладывает огромные средства в воспитание и обучение молодых людей. Таким образом, человеческий капитал - это накопленные интеллектуальные, умственные, эстетические способности человека, которые создаются длительное время за счет инвестиций.

Теория человеческого  капитала по Г. Беккеру

Классикой современной  экономической мысли стала следующая  крупная работа Беккера "Человеческий капитал". Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем (коллегой Беккера по Чикагскому университету), разработка микроэкономических оснований этой теории была дана в беккеровском фундаментальном труде. Сформулированная в нем модель стала основой для всех последующих исследований в этой области.

Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Отправным пунктом для Беккера служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.

Помимо теоретического обоснования  Беккер первым осуществил и практический, статистически корректный подсчет  экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. В составе издержек обучения в качестве главного элемента выделялись "потерянные заработки", т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. (По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование их человеческого капитала.) Сопоставление выгод и издержек образования дает возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера оказывалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%, превышающем показатели прибыльности для большинства фирм. Это подтверждало его предположение о рациональности поведения студентов и их родителей.

Огромное теоретическое значение имело введенное Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (и шире – между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены (например, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм (обучение работе на ИБМ-совместимом компьютере). Беккер показал, что общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда, стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, и им же поэтому достается доход от нее. Ведь если бы ее финансирование шло за счет фирм, они всякий раз при увольнении таких работников лишались бы своих вложений, воплощенных в их личности. Наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и им же достается доход от нее, так как в противном случае при увольнении по инициативе фирм потери несли бы работники.

Это различие между общими и специфическими ресурсами стало позднее основой при разработке современной теории фирмы. Фирма определяется в ней как коалиция "взаимоспецифических ресурсов", т.е. ресурсов, которым нельзя подыскать готовой замены на рынке и которые поэтому в тандеме способны произвести больше, чем в комбинации с любыми другими ресурсами. Скажем, работник, много лет прослуживший у одного предпринимателя и накопивший большой запас специального человеческого капитала, не может рассчитывать на столь же высокую заработную плату в других местах, но и для предпринимателя он представляет большую ценность, чем новичок, которого можно найти на рынке. Фирма возникает как ответ на подобную ситуацию двусторонней монополии, чтобы обезопасить участников от недобросовестного поведения противной стороны и придать их отношениям устойчивый, долговременный характер. Понятие "специальный человеческий капитал" помогает уяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий происходит в фирмах в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов на внешнем рынке.

Информация о работе Роль домашнего хозяйства в создании человеческого капитала